Налоговая система как основа финансов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и налоговой системы и рассмотреть налоговую систему России. Задача рассмотреть сущность и классификацию налогов, изучить сущность налогов и налоговый механизм. Классификация налогов. Налоги и сборы классифицируются по многим признакам, по уровню их установления в России они сгруппированы по трем видам:
Федеральные налоги и сборы
Сборы и налоги субъектов РФ
Сборы и налоги муниципальных образований

Содержание работы

1. Введение.
2. Классификация налогов.
3. Налоговая система.
4. Налоговый механизм.
5. Экономическая сущность налогов.
6. Состав и структура налоговых органов.
7. Принципы и методы налогообложения.
8. Система налогообложения в России.
9. Заключение.
10. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая. налоги.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

Налоговая проверка служит формой контроля налоговых органов за соблюдением  налогоплательщиками законодательства о налогах  и сборах, а так  же принятых в соответствии с ним  нормативных правовых актов с  целью принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взысканию  недоимок по налогам , привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существует несколько видов налоговых проверок: контрольная, выездная, встречная и повторная.

 

        1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.

 

Налог -  историческая категория, отражающая все изменения реальной действительности, изменяющаяся и не теряющая своего сущностного существования; экономическая  категория, опосредующая процесс перераспределения  стоимости преимущественно в  денежной форме.

 

Экономическая сущность налогов раскрывается в том, что налог:

    • Выступает косвенным регулятором развития экономики;
    • Служит инструментом структурного, антиинфляционного регулирования;
    • Является обязательным атрибутом участников деловых отношений и основным источником формирования государственных доходов;
    • Служит одним из способов регулирования дефицита государственного бюджета;
    • Является одним из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условии рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения;
    • Служит одним из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

 

Налоги служат источником формирования доходов бюджета государства. С  помощью налогов государство  изымает и присваивает себе часть  производственного национального  дохода, поэтому налоги и налоговая  система напрямую зависит от уровня развития государственного механизма. НК РФ определил, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц  в форе отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог не только экономическая категория, но и финансовая: он выражает общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и в тоже время имеет отличительные  признаки и черты, собственную форму  движения, т.е. функции, которые выделяют его из всей совокупности финансовых отношений. 

 

Совокупность предусмотренных  законодательством налогов и  обязательных платежей, взимаемых в  государстве, образует налоговую систему, призванную всемерно стимулировать  развитие малого бизнеса, предпринимательства, отражать экономические интересы регионов и государства, а так же сопоставимую с налоговыми системами стран  с развитой рыночной экономикой.

 

Налог считается установленным  лишь в том случае. Когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

    • Объект налогообложения;
    • Налоговая база;
    • Налоговый период;
    • Налоговая ставка;
    • Порядок исчисления налога;
    • Порядок и сроки уплаты налога.

 

В условиях рыночных отношений налоги выполняют несколько основных функции:

 

    • Фискальная
    • Регулирующая
    • Социальная

 

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью ее реализации  на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, - понятие более широкое, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Термин «фискальная функция» широко распространен во всем мире, поэтому название этой  функции налогов применяется  России.

Во многих развитых странах налоговое  бремя на физические лица действительно  выше, чем на юридические, поскольку такое построение налоговой системы активнее стимулирует развитие экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост занятых.

Однако, перенос налогового бремени с юридических лиц на физические возможен только при наличии достаточно  многочисленного класса населения. В настоящее время в России население с невысокими доходами уплачивает налог по низким ставкам, а численность физических лиц с высокими доходами сравнительно невелика. Следовательно, оба этих слоя населения не могут служить надежной базой функционирования доходных поступлений в бюджет, прежде всего от проходного налога.

Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а так же спроса и предложения через платежеспособность физических лиц на рынке. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только  в сфере производства, но и в сфере обмена и потреблении. В этой функции проявляются все способы государственного управления экономикой: планирование, координация, контроль, организация и стимулирование.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой  системе налоги недостаточно выполняют  свою социальную функцию, что обусловлено несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными  функциями налогов в экономической  литературе встречаются и другие, дополнительные функции: ограничение  экономической необоснованного  роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а  так же социально неоправданных  доходов граждан; антиинфляционная функция – ограничение роста  цен и доходов при поддержании  сбалансированности стоимости валового внутреннего продукта и поступающих  в распоряжение государства и  предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Каждая функция отражает определенную сторону противостоящих друг другу  налоговых отношений.

 

      1. Состав и структура налоговых органов.

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную  систему РФ налогов и сборов, а  в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджетных обязательных платежей.

 

В указанную систему  входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору ив области налогов и  сборов, и его территориальные  органы – Федеральная налоговая служба (ФНС России).ФНС России:

    • Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
    • Участвует в выработке налоговой политики и осуществляет ее с целью обеспечения своевременностью поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
    • Обеспечивает межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
    • Осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйствами физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей

 

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Правами и обязанностями налоговых  органов  в определенных случаях  наделены таможенные и финансовые органы.

Таможенные  органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и при перемещении товаров и через таможенную границу РФ в соответствии с таможенными законодательством РФ, НК РФ, иным федеральными законами.

Министерство финансов РФ дает письменное разъяснения налогоплательщикам, плательщик сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов  по налогам и  формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых  агентов, а так же порядок их заполнения.

Финансовые  органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований дают письменные разъяснения  в приделах своей компетенции  в течение двух месяцев со дня  поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя  руководителя) соответствующего финансового  органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

 

VI.   Принципы и методы налогообложения.

 

А.Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:

1) всеобщности – подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, которым они используются под  покровительством и защитой государства.  Соблюдение этого принципа или,  наоборот, пренебрежение им приводит  к равенству или неравенству  в налогообложении;

2) Определенности – налог, который  обязан уплачивать его отдельный  субъект, должен быть точно  определен;

3) Удобности – каждый налог  должен взиматься в то время  и тем способом, когда и как  плательщику удобнее всего платить;

4) Справедливости – каждый налог  должен быть задуман и разработан  таким образом. Чтобы он брал  и удерживал из кармана народа  возможно меньше сверх того, что  он приносит казначейству государства.  Кроме того, схема уплаты налога  должна быть доступна для восприятия  налогоплательщика, а объект налога  должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.

Обеспечение прав налогоплательщика  достигается как посредством  фиксации принципов налогообложения, так и регламентацией системы  отношений налогоплательщика с  налоговыми органами.

 

В российской практике главными принципами налогообложения являются:

 

    • Всеобщность – это когда публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги распространятся на всех лиц, признаваемых НК РФ. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и по-разному применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между плательщиками налогов;
    • Равенство и справедливость – в социальном государстве обязанность платить законно установленные налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок и налогов и предоставления льгот. Налоги, не учитывающие финансового потенциала различных слоев плательщиков, создают потенциальное неравенство при взыскании формально равной суммы с плательщиков. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
    • Соразмерность, означающая ограничение права собственности в результате установления и взимания налогов в допустимой мере. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданам своих конституционных прав. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
    • Законность – наиболее универсальный принцип, в котором обозначены формальные основания, необходимые для признания налогов и сборов,  законно установленными. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления;
    • Точность – ясность (понятность), определенность(непротиворечивость) формулировок актов налогового законодательства. Плательщик налога не должен нести ответственность из-за возможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налога, и все сомнения, противоречия, и неясности актов законодательства о налогах, должны толковаться в пользу плательщика налога.

 

 

 

VII.  Система налогообложения в Российской Федерации.

 

Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования Финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Информация о работе Налоговая система как основа финансов государства