Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Налоговая система РФ является весьма актуальной темой для рассуждения, так как она является важнейшим элементом рыночной экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50
Налог – это индивидуальное
безэквивалентное движение денежных средств
от индивидуума к государству, осуществляемое
на основании принуждения со стороны
власти, имеющее целью формирование
денежного фонда, используемого
для выполнения государством своих
функций. При этом налог должен взиматься
с соблюдением принципов
Одновременно с развитием
теории экономики предложения в
послевоенный период в странах с
развитыми рыночными
В результате определение налога получает несколько иное звучание. В современных демократических государствах, в условиях когда органы власти все в большей степени подотчетны гражданам, усиливается акцент на принципе возвратности уплаченных обществом налогов, причем речь идет о «налоговой отдаче» даже для конкретного плательщика. Кроме того, принцип возвратности налогов предполагает более эффективное расходование правительством налоговых поступлений.
В результате мы получаем возможность
определить понятие «налог». Налог
– это индивидуально
Различные определения налога доказывают, что налога - эволюционирующая категория, содержание которой изменяется вслед за развитием породившего его государства. В любом случае конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:
1) экономическим строем общества;
2) социальной политикой государства;
3) конкретными целями стратегии развития государства.
Налоги имеют свои отличительные признаки. Первым признаком налога является императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.
Второй отличительный признак налога – смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).
Важный отличительный
признак налогов –
В заключение приведем определение налога, данное в части I Налогового кодекса РФ, в котором под налогом понимается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».[1]
1.2 Функции налогов
Существует множество функций налогов. Мы рассмотрим четыре функции согласно И. А. Майбурову:
- использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы – большие налоги;
- повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
- использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
- применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок;
- использование компенсационных и накопительных социальных платежей, бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.
Распределительная функция
реализуется также через
А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция заключается
в формировании посредством налогообложения
определенных стимулов развития для
целевых категорий
Дестимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить их распространение. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение. Эта подфункция в определенной мере является отображением стимулирующей подфункции. Посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, следовательно, инвестиции. А посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство.
Воспроизводственная подфункция
проявляется при ориентации отдельных
видов налогов для
Схема функций налоговприведена в приложении А.
Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит определенный признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, назначение налоговых платежей и т.д.[5]
Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги – это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг).
Налоги с имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).
Налоги с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Различают налоги с дохода фактические, т.е взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом деятельности.
Налоги с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные, монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары (работы, услуги), за исключением НДС (налог на добавленную стоимость), а монопольными – производство м реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.
Налоги с использования ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды.
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования