Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система РФ является весьма актуальной темой для рассуждения, так как она является важнейшим элементом рыночной экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Налог – это индивидуальное безэквивалентное движение денежных средств  от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны  власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого  для выполнения государством своих  функций. При этом налог должен взиматься  с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и  достижения большей эффективности  взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия  государства на экономику, но для  положительного влияния налогообложения  на народное хозяйство необходимо установление оптимального предельного уровня налоговых  изъятий, индивидуальный для каждой страны.

Одновременно с развитием  теории экономики предложения в  послевоенный период в странах с  развитыми рыночными структурами  сформировалась новая наука –  экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему  взглядов на роли государства и налогов  в экономике, государственные финансы. Налоги рассматриваются в качестве формы, которую приобретают затраты  на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам.

В результате определение  налога получает несколько иное звучание. В современных демократических государствах, в условиях когда органы власти все в большей степени подотчетны гражданам, усиливается акцент на принципе возвратности уплаченных обществом налогов, причем речь идет о «налоговой отдаче» даже для конкретного плательщика. Кроме того, принцип возвратности налогов предполагает более эффективное расходование правительством налоговых поступлений.

В результате мы получаем возможность  определить понятие «налог». Налог  – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума  к государству, осуществляемое на основании  принуждения со стороны власти, имеющее  целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться  принципы справедливости по отношению  к плательщику и достижения большей  эффективности взимания налогов. Налог  также является эффективным рычагом  воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения  на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых  изъятий, индивидуального для каждой страны.

Различные определения налога доказывают, что налога - эволюционирующая категория, содержание которой изменяется вслед за развитием породившего его государства. В любом случае конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:

1) экономическим строем общества;

2) социальной политикой государства;

3) конкретными целями стратегии развития государства.

Налоги имеют свои отличительные  признаки. Первым признаком налога является императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

Второй отличительный  признак налога – смена формы  собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Важный отличительный  признак налогов – безвозвратность  и безвозмездность, т. е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия  в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными  и нематериальными объектами, ни нрава какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак  выделяет пошлины из налогов.

В заключение приведем определение  налога, данное в части I Налогового кодекса РФ, в котором под налогом  понимается «обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».[1]

 

1.2 Функции налогов

 

Существует множество функций налогов. Мы рассмотрим четыре функции согласно И. А. Майбурову:

  1. Фискальная функция является основной функцией налогов, отражая главное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. И. А. Майбуров отмечает, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление. Считается, что все остальные функции налогов являются производными от фискальной.
  2. Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

- использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы – большие налоги;

- повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;

- использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

- применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок;

- использование компенсационных и накопительных социальных платежей, бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция  реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровней доходов различных слоев населения, но и позволяет компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

  1. Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов, их легитимностью направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
  2. Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирование роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство – налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.[3]

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция заключается  в формировании посредством налогообложения  определенных стимулов развития для  целевых категорий налогоплательщиков и видов деятельности. К целевым  категориям налогоплательщиков, как  правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов  и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно  поддерживается государством, чаще всего  относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность. Стимулировать можно  не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, посредством установления на них льготного порядка налогообложения.

Дестимулирующая подфункция заключается в формировании посредством  налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных  экономических процессов. Налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить их распространение. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение. Эта подфункция в определенной мере является отображением стимулирующей подфункции. Посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, следовательно, инвестиции. А посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных  видов налогов для аккумулирования  средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может  служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.[4]

Схема функций налоговприведена в приложении А.

 

    1. Классификация налогов

 

Классификация налогов –  это обоснованное распределение  налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит определенный признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, назначение налоговых платежей и т.д.[5]

  1. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это  малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – это  успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг).

  1. Классификация налогов по объекту обложения – классификация, согласно которой  можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций  или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или  с операций по его продаже (покупке).

Налоги с дохода – это  налоги, взимаемые с организаций  или физических лиц при получении  ими дохода. Различают налоги с  дохода фактические, т.е взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом деятельности.

Налоги с потребления  – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные, монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары (работы, услуги), за исключением НДС (налог на добавленную стоимость), а монопольными – производство м реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

Налоги с использования  ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования  ресурсов окружающей природной среды.

  1. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные. Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась в связи с развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
  2. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника», «по уведомлению». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого самим налогоплательщиком. Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Способ «по уведомлению» закладывается в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика.
  3. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования