Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система РФ является весьма актуальной темой для рассуждения, так как она является важнейшим элементом рыночной экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

5) принцип экономической  обоснованности. Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав. Не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство России  и, в частности, прямо или  косвенно ограничивающие свободное  перемещение в пределах местности  России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе сдерживать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления  всех элементов налогообложения.  При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения: каждый должен  точно быть в курсе, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;

7) обеспечение единого  экономического пространства России. Конституционный принцип единства  экономического пространства, свободного  перемещения товаров, услуг и  финансовых средств, поддержки  конкуренции, свободы экономической  деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ [9];

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов). В связи с этим при  рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании  налоговыми органами и налогоплательщиками  норм законодательства о налогах  и сборах судам нужно оценивать  определенность соответствующей  нормы.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного менеджмента финансовых средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, выплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Налоговой системе свойственны  признаки, характеризующие любую  систему, поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное  развитие и т.д. Налоговая система  РФ не является застывшей структурой, она подвергается реформированию, однако основные составляющие элементы являются постоянными.

 

    1. Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг

 

Поступления администрируемых Федеральной налоговой службой  России доходов в консолидированный  бюджет РФ в январе-августе 2010 года выросли на 24,1% к аналогичному периоду 2009 года - до 5,028 триллиона рублей, говорится  в материалах ФНС (Федеральная налоговая служба).

При этом поступления налогов  и сборов в консолидированные  бюджеты субъектов РФ увеличились  на 19% - до 2,978 триллиона рублей, а  в федеральный бюджет - на 30,4% - до 2,050 триллиона рублей.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары, реализуемые  на территории РФ, выросли на 8,3% и  составили 837,7 миллиарда рублей. Поступления налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, составили 28,6 миллиарда рублей, что на 51,1% больше, чем в январе-августе 2009 года.

Налог на прибыль был перечислен в консолидированный бюджет в  размере 1,208 триллиона рублей, что  больше показателя за первые восемь месяцев 2009 года на 44,9%. В федеральный бюджет из этой суммы было перечислено 159,2 миллиарда рублей (рост на 18,7%), в  консолидированные бюджеты регионов перечисления составили 1,049 триллиона  рублей (рост на 50,0%).

Поступления по акцизам в  консолидированные бюджеты регионов - выросли на 34,7% и достигли 216,2 миллиарда  рублей.

Поступления НДПИ (налог надобычуполезныхископаемых)в консолидированные бюджеты регионов составили 18,1 миллиарда рублей. По сравнению с январем-августом 2009 года поступления НДПИ в консолидированные бюджеты регионов снизились в 2,3 раза (с 42,4 миллиарда рублей годом ранее).

В  консолидированный  бюджет  РФ  в январе-августе 2011 года поступило 6 трлн. 441 млрд. рублей налогов, что на  28,1%  больше, чем в январе-августе 2010 года, говорится в материалах  Федеральной налоговой службы  (ФНС)  по  поступлению доходов,  администрируемых  службой,  в консолидированный бюджет.     

Поступления налогов в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ выросли   на  18,4%,  до  3  трлн. 525,4 млрд. рублей. [12]

Налоговые поступления  в  консолидированный  бюджет  в  августе  2011  года составили 782,8 млрд. рублей, что на 36,8% больше, чем в августе 2010 года.     

Поступления налога на прибыль  в январе-августе 2011 года составили 25% всех поступивших доходов, администрируемых ФНС, налога на добычу полезных  ископаемых (НДПИ) - 20%,  налогов  на  доходы  физических  лиц  (НДФЛ)  -  19%,  налога  на добавочную стоимость (НДС) - 18%.     

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет  РФ  в августе 2011 года составили 197,7 млрд. рублей, по сравнению с августом 2010 года они выросли в 1,7 раза.     

Поступления налога на прибыль  в январе-августе 2011 года составили  1  трлн. 619,4 млрд. рублей, что на 34,1% больше, чем в январе-августе 2010  года.  В том числе в консолидированные бюджеты субъектов РФ  поступило 1  трлн.  379,5  млрд. рублей, в федеральный бюджет - 239,9 млрд. рублей.     

Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в августе 2011 года составили 107,3 млрд.  рублей,  что на  35,3%  больше,  чем в августе 2010 года.     

За январь-август 2011 года поступления НДС  составили  1  трлн.  150,1  млрд. рублей, что на 37,3% больше, чем за аналогичный период 2010 года.     

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, в федеральный  бюджет  в  августе 2011 года поступило в сумме 7,7 млрд. рублей, или на 30% больше,  чем в августе 2010 года. В январе-августе 2011 года поступления этого налога  составили 58,8 млрд. рублей, что в 2 раза больше, чем в январе-августе 2010 года.     

Поступления  по  сводной  группе  акцизов  в  консолидированный  бюджет  РФ составили в августе 2011 года 54,5 млрд. рублей, они выросли относительно августа 2010 года на 39,4%.     

В январе-августе 2011 года акцизов  поступило на сумму  392,0  млрд.  рублей, или на 35,5% больше, чем в январе-августе 2010 года.     

Из общей суммы поступления  акцизов за январь-август 2011 года в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ - 244 млрд. рублей.     

Поступления  НДПИ  в  консолидированный  бюджет  РФ  в  августе  2011  года составили 175,7 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в августе 2010 года.     

В январе-августе 2011 года поступления  НДПИ составили  1  трлн.  305,3  млрд. рублей, что на 43,9% больше,  чем в январе-июле  2010  года  (что обусловлено повышением цены на нефть с $75,2 в декабре 2009 года - июле 2010 года до  $106,8 в декабре 2010 года - июле 2011 года, или на 42%).     

Из общей суммы поступления  НДПИ за январь-август 2011  года  поступления  в  консолидированные бюджеты субъектов РФ - 21,3 млрд. рублей.     

Имущественных налогов в  консолидированный бюджет РФ  в  августе  2011  года поступило 69,9 млрд. рублей, что на 3% больше, чем в августе 2010 года.     

Поступления имущественных  налогов  за  январь-август  2011  года  составили 489,2 млрд. рублей, что на 7,7% больше, чем в январе-августе 2010 года.     

Незначительный  рост  имущественных  налогов  в  январе-августе  2011  года обусловлен снижением поступлений  налога на имущество организаций  и транспортного налога в связи  с изменением сроков их уплаты.     

Налогов на имущество физических лиц в январе-августе 2011 года поступило  на сумму 3,4 млрд. рублей, что на 52% меньше, чем в январе-августе 2010 года.     

Налогов на имущество организаций  в январе-августе 2011 года поступило 341,8 млрд. рублей (69,9% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на  10,9% больше, чем в январе-августе 2010 года.     

Поступления транспортного  налога в январе-августе 2011 года по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года уменьшились на 3,9% - до 58,2 млрд. рублей.     

Поступления земельного налога в январе-августе 2011  года  по  сравнению  с 2010 годом выросли  на 9,2% - до 85,8 млрд. рублей.

Следует отметить, что налоговые перечисления в консолидированный бюджет России за первые 4 месяца 2011 года составили 3 трлн. 185,9 млрд. рублей, что на 22,3% превышает результат аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводятся в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ.[13]

 

    1. Проблемы налоговой системы РФ

 

С развитием в России рыночных отношений и появлением разнообразных  объектов частной собственности  вопросы налогов стали крайне актуальными.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.[14]

На современном этапе  реформирования налоговой системы  приоритетное внимание уделяется решению  проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной  его составляющей.

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости  обособления налогового учета из системы бухгалтерского.

Общее бремя налогов и  платежей в РФ в настоящее время  намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом  «взять все, что можно».[15]Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой  системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния  налогового законодательства являются следующие:

1.В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность,разнонаправленность,разноуровневостьи коллизионность концептуальных подходов к построению отдельных институтов налоговых законов и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2.Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики.[16]

Нестабильность налогового законодательства состоит в том, что, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время  продолжает иметь место недостаточная  четкость и ясность положений  нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. Часто у граждан, даже не стремящихся уйти от уплаты налогов, просто отсутствует информация о своих обязанностях в налоговой  сфере, тем более о возможностях уменьшить уплачиваемые налоги, не вставая на путь нарушения закона. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. [17]

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой  инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет  желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Система контроля за налогоплательщиками в лице налоговой полиции, которая существует в России сравнительно недавно, но уже ставшая действенным инструментом в борьбе с экономическими преступлениями, должна постоянно совершенствоваться.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования