Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Налоговая система РФ является весьма актуальной темой для рассуждения, так как она является важнейшим элементом рыночной экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50
Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета.
Целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.
Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей страны.
Региональные налоги вводятся представительными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог.
Местные налоги устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.[6]
Данная классификация
единственная из всех описанных выше
имеет законодательный статус –
на ней построена вся
Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции, которая недавно была упразднена). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.[6]
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно
построена система
Среди экономических рычагов, при помощи которых страна воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любая страна обширно использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом экономики в условиях рынка.
С помощью налогов определяются
отношения предпринимателей, предприятий
всех форм собственности с
И.М. Александров указывает на то, что налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: более 80% общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц.[7] Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. В Налоговом кодексе России дается следующее понятие налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного менеджмента финансовых средств вцелях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [8].
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, выплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно ст. 17 НК РФ налоговая система включает следующие элементы:
1) субъект налогообложения (плательщик);
2) объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
3) ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
4) правила исчисления и порядок уплаты налога;
5) штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Налоговая система РФ строится
на основе единых принципов для всех
предпринимателей и предприятий
независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Действующая в России система налогов и сборов установлена Налоговым кодексом РФ (часть первая). Согласно этому акту в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Это система отражает федеративное устройство России.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к выплате на всей местности России. К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) цельный социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
9) государственная пошлина.
Региональными налогами признаются
налоги, которые установлены НК РФ
и законами субъектов России о
налогах и обязательны к
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Региональные налоги вводятся
в действо и прекращают работать
на территориях субъектов России
в соответствии с НК РФ и законами
субъектов России о налогах. При
установлении региональных налогов
законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
России определяются в порядке и
пределах, которые предусмотрены
НК РФ, следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и период
уплаты налогов. Иные элементы налогообложения
по региональным налогам и налогоплательщики
определяются только НК РФ. Законодательными
(представительными) органами государственной
власти субъектов России законами о
налогах в порядке и пределах,
которые предусмотрены НК РФ, могут
устанавливаться налоговые
Местными налогами признаются
налоги, которые установлены НК РФ
и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах и
Федеральные, региональные
и местные налоги и сборы могут
отменяться только НК РФ и, кроме того,
запрещается устанавливать
В необходимых случаях
при установлении налога в акте законодательства
о налогах и сборах могут также
предусматриваться налоговые
Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает,
что платить законно
2) индивидуальная
3) денежная форма. Налоги
взимаются в форме финансовых
средств, принадлежащих
4) публичный характер. В
соответствии со ст. 57 Конституции
РФ каждый обязан платить
5) нецелевой характер. Основной поставленной задачей налогообложения является обеспечение деятельности государства и муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов [11]. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы России. В соответствии с этим, налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.
Должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции проводится налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальную. Для того чтобы страна успешно функционировала, дело государственных органов и должностных лиц нужно финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и содержится фискальная функция налогов и сборов;
2) регулирующую. При помощи
налогов происходит
Основной функцией сборов
является оплата расходов государственных
органов и их должностных лиц,
возникающих в связи с
Принципы налогообложения в России установлены в ст. 3 НК РФ. Данным законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого
не может быть возложена
2) принцип определенности,
ясности и недвусмысленности
правовой нормы, который тесно
связан с принципом законности.
В соответствии с этим
3) принцип обязательности
уплаты налогов и сборов. В
соответствии с этим принципом
каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги
и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и
равенства налогообложения.
4) принцип недискриминационного
характера налогов и сборов - налоги
и сборы не могут различно
применяться исходя из
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования