Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4)выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 76.10 Кб (Скачать файл)

Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

3.Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс и социально-экономическую  деятельность приоритетных для государства  направлений, увеличивает число  рабочих мест. Эта функция проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4.Распределительная.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народно-хозяйственных проблем, как  производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области  налогообложения. Инструментами налоговой  политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые  должны находиться в основе налоговой политики:

1)соотношение прямых и косвенных налогов;

2)применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

3)дискретность или непрерывность налогообложения;

4)широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

5)использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

6)степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

7)методы формирования налоговой базы.

Можно сделать следующие  выводы:

1.Налоговый механизм является  наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования.  От успешного функционирования  налоговой системы во многом  зависит результативность принимаемых  экономических решений, принимаемых  на уровне федерации и регионов.

2.Налоговая система является  основной составляющей общей  системы экономических отношений  и мощным регулятором экономических процессов.

3.Эффективность функционирования  налоговой системы достигается  путем сбалансированного сочетания  всех ее функций с учетом  интересов государства и налогоплательщиков.

1.3 Целевые установки  налоговых систем.

Налоговая система, построенная  и функционирующая на основе вышеназванных  принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно  развитых стран с социально ориентированной  экономикой. Такие податные системы  многофункциональны и имеют следующие  целевые установки:

- создание условий инвестированию  сбережений корпораций и                                          частных лиц  для формирования  новых рабочих мест и борьбы  с   безработицей;

- обеспечение конкурентоспособности  продукции путём стимулирования  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, новейших технологий и  фундаментальных исследований;

- проведение протекционистской политики4, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

-     стимулирование  накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления  капитала;

-     обеспечение  социальных потребностей всех слоёв населения

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы  Российской Федерации.

2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые  акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в  Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных  законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК)5.

Региональное налоговое  законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция  субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые  акты складываются из актов представительного  органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные  налоги и сборы. Налоговая компетенция  местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов  и сборов в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации  и осуществлении налогообложения в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

4) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

5) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

6) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

7) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

8) порядок исчисления  налога;

9) порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики  могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

 

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с  одобрения Совета Федерации после  подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом  исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции  по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная  налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью  и полнотой исчисления налогов и  прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты  соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование  налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с ним  нормативно-правовых актов. Основу эффективности  налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых  приводит к существенным проблемам.

2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ

В состав налоговой системы входят:

1)виды налогов, установленные на территории государства;

2)субъекты налога (налогоплательщики);

3)законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

4)органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

1)налог на добавленную  стоимость;

2)акцизы;

3)налог на доходы физических  лиц;

4)налог на прибыль организаций;

5)налог на добычу полезных ископаемых;

6)водный налог;

7)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8)государственная пошлина.

2. Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

1)налог на имущество  организаций;

2)налог на игорный бизнес;

3)транспортный налог.

3. Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к  конкретному уровню системы налогов  и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования