Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4)выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 76.10 Кб (Скачать файл)

Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые режимы:

1.Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

2.Упрощённая система налогообложения6;

-Единый налог на вменённый доход;

-Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые  режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность  освобождения от уплаты некоторых действующих  налогов и сборов.

2.3 Анализ налоговых  поступлений Российской Федерации  в 2010-2012 гг.

Согласно динамике поступлений  налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 8025,7 млрд. рублей, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 772,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,0%.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

 в консолидированный  бюджет Российской Федерации 

 по видам:

Наименование налога

Январь-сентябрь

2012г.

В % к 

 январю-сентябрю 2011г.

консолидированный бюджет

федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

консолиди

рованный бюджет

федеральный бюджет

консолидированные бюджты субъектов РФ

Всего

8025,7

3885,0

4140,7

111,5

116,5

107,1

налог на прибыль 

1731,3

286,4

1444,9

97,7 

109,8 

95,6

НДФЛ

1565,4

-

  1565,4

113,6 

-

113,6

НДС на товары, реализуемые

 на территории РФ,

 ввозимые из Республики Беларусь и

 Республики Казахстан

1513,1

1513,1

-

107,5 

107,5 

-

из него НДС

на товары,

 реализуемые на территории

 РФ

1438,2

1438,2

-

107,3 

107,3 

-

акцизы по подакцизным  товарам 

, производимым на 

 территории РФ

578,6

246,2 

332,4 

128,8 

144,2 

119,3

налоги на имущество

554,1

-

554,1 

110,2

-

110,2

налоги, сборы и регулярные платежи 

 за пользование природными  ресурсами

1857,4

1828,0

29,4 

123,0

123,2 

108,7

из них налог на добычу

 полезных ископаемых

1838,0

1810,6

27,3 

124,2 

124,5

110,4



7В январе-сентябре 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7244,3 млрд.рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 446,0 млрд.рублей (5,6%), местных - 108,3 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 224,1 млрд.рублей (2,8%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2012г. составило 1731,3 млрд.рублей и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-сентябре 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,0 процентного пункта и составила 92,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,7 процентного пункта и составила 5,6%. В сентябре 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 56,5%.

В январе-сентябре 2012г. в  консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации) поступило 1565,4 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 13,6% больше, чем за соответствующий период 2011 года. В сентябре 2012г. поступление налога на доходы физических лиц составило 160,6 млрд.рублей, что на 7,7% меньше, чем в предыдущем месяце.

В январе-сентябре 2012г. в  консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 578,6 млрд.рублей, что на 28,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,5%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В сентябре 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 67,5 млрд.рублей, что на 13,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

 

Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ

3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы  и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления  налоговой политики государства:

1)политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

2)политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

3)политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором  государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов  не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам отечественной  налоговой системы можно отнести следующие:

1)Нестабильность налоговой политики.

2)Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

3)Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).

4)Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6. Эффект инфляционного налогообложения. Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

1)вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;

2)понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;

3)среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная8

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную  производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых  органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем  и остаются или вывозятся за границу.

.2 Государственные меры  совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.

В целом, можно выделить три  блока направлений налоговой политики:

1) Налоговое стимулирование инновационной деятельности.

2)Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.

3)Налоговое администрирование.

По стимулированию инновационной  деятельности предусматривается:

1.снижение до 2015 г, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых взносов до 14 проц в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину - 34 проц - в 2015 г;

2.изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;

3.уточнение порядка учета расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;

4.создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;

5.сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;

6.освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

7.создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;

8.передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и увеличение его размера;

9.совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

10.введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка "Сколково".

По налогу на прибыль организаций предусматривается:

  1. сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
  2. решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
  3. установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;
  4. совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;
  5. уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
  6. повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.
  7. По налогу на добавленную стоимость предусматривается:
  8. уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;
  9. уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;
  10. уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц;
  11. уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.

По акцизам предусматривается:

-изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

-уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании  анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

По налогообложению имущества (в том числе земельных участков) предусматривается: возложение обязанности  по уплате налога на имущество организаций  и земельного налога в отношении  имущества (в том числе земельных  участков) паевого инвестиционного  фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и  природного газа), а также при  добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

  1. проведение оценки целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в размере 0 руб на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;
  2. изменение порядка налогообложения НДПИ природного газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления;
  3. проведение анализа целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;
  4. продолжение работы по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ;
  5. продолжение создания механизма перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности (налог на добавочный доход);
  6. продолжение работы по максимально широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых (в первую очередь, каменного угля, торфа, солей и т д).

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования