Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:12, реферат
Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.
Система налогообложения любого государства в силу динамики всего комплекса социально-экономических факторов активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания, нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты разного уровня и другие принципиальные моменты.
Безусловно, налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов. Это стоит на первом месте - фискальная функция, поскольку только ради этого платятся налоги и выполнение всех основных функций на всех уровнях власти. Вместе с тем, необходимо создать возможности для того, чтобы уровень налогообложения был таким, чтобы не мешал, не сдерживал, не обременял, не закрепощал наш бизнес. Поэтому совершенно не случайно Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию обозначил в качестве цели налоговой реформы переход к эффективной налоговой системе, ориентированной на обеспечение интенсивного экономического роста.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы в РФ. Однако в условиях реформирования налогового законодательства, исследования, проводимые в рамках данной работы, отличаются некоторой новизной.
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ, предметом – конкретные показатели динамики налоговых доходов федерального бюджета за 2004-2005 г.г.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь - Налоговый кодекс РФ), статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.
Введение 3
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ 5
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 7
1.3 Классификация налогов 11
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 13
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений 13
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации 22
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения 25
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 31
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития 31
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы 35
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2003 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2004 г. 4.1% (в 2003г. – 12.2%).
Такое существенное снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в федеральный бюджет в 2004 г. обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию.
Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2004 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:
Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2004 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.
Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2004 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.) и от вывозных таможенных пошлин – 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.).
Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2004 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований «Россия», «Российская Федерация».
Рассмотри структуру и
В январе-октябре 2005 г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 233.0 млрд. рублей, что на 644.5 млрд. рублей, или в 1.4 раза больше, чем за соответствующий период 2004 г (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Динамика
поступления в федеральный бюджет налоговых
доходов
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (40.0%), налога на добычу полезных ископаемых (31.0%), налога на прибыль (14.0%), единого социального налога (9.6%) и акцизов (3.5%) (рис. 2.4).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г. составили 313.6 млрд. руб. По сравнению с январем-октябрем 2004 г. они выросли на 150.3 млрд. руб., или в 1.9 раза.
Поступления единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет, в
январе-октябре 2005 г. составили 213.6 млрд.
руб. и снизились по сравнению с январем-октябрем
2004 г. на 39.7%, что связано со снижением налоговой
ставки с 1 января 2005 г.
Рис. 2.4. Структура
налоговых доходов федерального бюджета
в январе-октябре 2005 г.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-октябре 2005 г. составили 894.3 млрд. руб. и по сравнению с январем-октябрем 2004 г. выросли на 286.2 млрд. руб., или в 1.5 раза.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 %, в январе-октябре 2005 г (по предварительным данным) составили 363.1 млрд. руб. (на 42.4 % больше, чем в соответствующем периоде 2004 г.), что практически соответствует темпам роста экспорта.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-октябре 2005 года 16.9 млрд. руб.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2005 г. 77.5 млрд. руб. и выросли относительно соответствующего периода 2004 г. на 30.%.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г составили 2.9 млрд. руб., что на 14.9 % меньше, чем в январе-октябре 2004 г.
В федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории РФ, 23.6 млрд. руб., что на 23.3% больше поступлений соответствующего периода 2004 г.
Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. составили 38.8 млрд. руб. и относительно января- октября 2004 г. выросли на 17.7%.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе- октябре 2005 г. поступило в федеральный бюджет 691.6 млрд. руб., в том числе: на добычу нефти – 615.4 млрд. руб.; на добычу газа горючего природного – 65.1 млрд. руб; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,0 млрд. рублей. В целом по сравнению с январем-октябрем 2004 года поступления НДПИ выросли более чем в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – в 2.1 раза.
Доходы федерального бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,70% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167.8 млрд. руб. (12.99% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2591.2 млрд. рублей (10.63% к ВВП). 9
Поступления НДС планируются в размере 1634.3 млрд. руб. Планируется, что меры по реформированию НДС приведут к увеличению поступления этого налога в федеральный бюджет с 6.5% ВВП в 2005 г до 6.7% ВВП в 2006 г.
Как ожидается, поступления налога на добычу полезных ископаемых составят 731.6 млрд.руб., налога на прибыль организаций – 337.9 млрд.руб., единый социальный налог – 302.1 млрд.руб. Согласно плану, акцизы составят 110.2 млрд.руб.
При расчете доходов
1) установление
общего порядка принятия к
вычету сумм НДС при
2) введение "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 % стоимости введенных в действие основных фондов;
3) увеличение
с 30 до 50% верхнего предела для
уменьшения налоговой базы по
налогу на прибыль в следующем
году на сумму убытков,
4) совершенствование
действующего порядка
5) совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;
6) переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;
7) индексация
специфических ставок акцизов
на 9% (кроме акцизов на
8) отмена
налогового режима акцизного
склада в отношении
9) отмена
льготы по денатурированному
спирту и денатурированной
10) увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9 % (установление ставки в размере 147 рублей за 1 тыс. куб. метров газа);
11) отмена
налога с имущества,
12) повсеместное
введение главы Налогового
13) внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;
14) увеличение
ставки налога на игорный
15) исключение
из перечня доходов,
16) введение
особого режима
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 г., прогнозируемые в 2006 г. доходы увеличатся на 75.4 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 23.67% до 20.7%. Относительное (в % к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 г по сравнению с оценкой 2005 г. на 2.97 % предусматривается за счет следующих факторов:
- изменение макроэкономических показателей - 1,74% к ВВП;
- изменение налогового законодательства - 0,07% к ВВП;
-прочие факторы -1,16% к ВВП.
Анализ задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней за 2004 год произведем по данным Федеральной налоговой службы.10
Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ на 1 января 2005 г. составила 879.0 млрд.руб., в том числе по федеральным налогам и сборам – 783.9 млрд.руб, что составляет 89.2 % от общей суммы задолженности по налоговым платежам; по региональным, местным налогам и сборам, специальным налоговым режимам соответственно – 5.8%, 4.4% и 0.6%.
В период с января по декабрь 2004 г. задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ увеличилась на 356.7 млрд. руб., в том числе увеличение по федеральным налогам и сборам составило 345.5 млрд. руб. Прирост задолженности по федеральным налогам и сборам за I квартал 2004 г составил 23.5 млрд. руб., за II квартал 2004 г. – 44.2 млрд. руб., за III квартал 2004 г. – 28.7 млрд. руб., за IV квартал 2004 г. – 249.1 млрд. руб.
На графике 2.5 показана динамика задолженности по федеральным налогам и сборам за период с 1 января 2003 года по 1 января 2005 года.
Рис. 2.5 Динамика
задолженности по федеральным налогам
и сборам
Как видно из графика, в IV квартале 2004 г. произошел значительный рост задолженности по федеральным налогам и сборам, что связано с доначислением значительных сумм налогов и сборов к уплате по результатам проведенных выездных налоговых проверок по нескольким крупнейшим налогоплательщикам, таким как ОАО “ЮКОС” и ОАО “Сибнефть”.