Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:12, реферат
Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.
Система налогообложения любого государства в силу динамики всего комплекса социально-экономических факторов активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания, нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты разного уровня и другие принципиальные моменты.
Безусловно, налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов. Это стоит на первом месте - фискальная функция, поскольку только ради этого платятся налоги и выполнение всех основных функций на всех уровнях власти. Вместе с тем, необходимо создать возможности для того, чтобы уровень налогообложения был таким, чтобы не мешал, не сдерживал, не обременял, не закрепощал наш бизнес. Поэтому совершенно не случайно Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию обозначил в качестве цели налоговой реформы переход к эффективной налоговой системе, ориентированной на обеспечение интенсивного экономического роста.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы в РФ. Однако в условиях реформирования налогового законодательства, исследования, проводимые в рамках данной работы, отличаются некоторой новизной.
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ, предметом – конкретные показатели динамики налоговых доходов федерального бюджета за 2004-2005 г.г.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь - Налоговый кодекс РФ), статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.
Введение 3
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ 5
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 7
1.3 Классификация налогов 11
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 13
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений 13
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации 22
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения 25
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 31
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития 31
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы 35
Заключение 41
Список использованной литературы 43
В территориальном разрезе основная доля задолженности по федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года приходится на Ханты – Мансийский АО - Югра (38.8%), город Москва (7.1%), Самарскую область (3.1%), Читинскую область (2,9%), Республику Башкортостан (2,4%), Омскую область (2.3%), Республику Калмыкия (2,2%), Кемеровскую область (2.0%), Московскую область (1.8%) и Челябинскую область (1.7%).
На графике 2.6 показана динамика задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по отдельным видам налоговых платежей за период с 1 января 2003 года по 1 января 2005 года.
Рис. 2.6
Динамика задолженности в бюджетную систему
РФ по отдельным видам налоговых платежей
Наибольший удельный вес в структуре задолженности по федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года, составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость – 54.3%; налог на прибыль организаций – 27.8%, в том числе в федеральный бюджет – 6.7%; акцизы – 2.8%; платежи за пользование природными ресурсами – 6.2%. При этом задолженность по налогу на добавленную стоимость составила 425.2 млрд. рублей (прирост за 2004 год на 180.6 млрд. руб.); по налогу на прибыль организаций – 217.9 млрд.руб., в т.ч. в федеральный бюджет - 52,3 млрд. руб. (прирост в федеральный бюджет за 2004 г на 25,9 млрд. руб.); по акцизам – 21.7 млрд. руб. (снижение за 2004 г. на 3,3 млрд. руб.); по платежам за пользование природными ресурсами – 48.7 млрд. руб. (прирост за 2004 года на 27.2 млрд. руб.).
Обобщая вышесказанное, динамика задолженности по федеральным налогам свидетельствует о том, что объем указанной задолженности как в целом, так и в разрезе налогов продолжает увеличиваться, что отрицательно сказывается на экономике страны.
Важным показателем,
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40% от дохода. Уровень налогового бремени в Российской Федерации составил в 1999-2002 годах около 32-34% к ВВП.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. Так, с 2002 г. были снижены, а с 2003 г. окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 г. с 20 до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 г. произошло существенное снижение Единого социального налога.
По оценкам экспертов, налоговое бремя снизилось на 3.5 % ВВП. Высокие цены на нефть и высокие налоги от нефти несколько искажают эту ситуацию, но в России ведется и счет, который мы ведем независимо при входящей, постоянно меняющейся внешней ситуации. По этому счету 3.5 % - снижение налогового бремени. Если в 2001 году отношение объема налоговых доходов к ВВП (только налоговых) составляло 34 %, то в 2004 г. – 33.9 %, это в пик налоговых платежей. А если бы мы считали как под цену на нефть – 18.5 долларов за баррель, то мы бы сегодня имели в налоговой системе факт поступления в 2004 г. – 28.4 %, существенно меньше. Несмотря на приведенные данные, бизнес по-прежнему считает налоговую нагрузку слишком большой.
Важной составляющей налоговой нагрузки является неравномерность налогообложения в различных отраслях экономики. Налоговая нагрузка организации существенно различается по отраслям экономики. Так наибольшее налоговое бремя (по поступлениям налоговых платежей) ложится на такие отрасли промышленности, как пищевая (свыше 22% ВВП), промышленность стройматериалов (около 19% ВВП), легкая промышленность (около 17% ВВП), а наименьшая налоговая нагрузка приходится на предприятия отраслей черной металлургии (за счет возмещения НДС по экспортным поставкам) и химической и нефтехимической промышленности (средний показатель - 6,5% ВВП).
Государство активно взялись за сектор углеводородного сырья, но при этом совершенно упустило из виду добычу твердых полезных ископаемых и деятельность экспортно-ориентированных отраслей, которые на сегодняшний день получают сотни процентов рентабельности на поставки на экспорт, и точно такой же ценовой конъюнктуры по своей динамике, как и углеводородное сырье. В первую очередь, это цветная и черная металлургия. Совершенно очевидно, что их надо ставить в равные условия конкуренции, и это касается и налога на добычу полезных ископаемых, и экспортного налогообложения.
Что касается предприятий промышленности, то падение, которое началось в начале 90-х годов, оно не изменилось. По большинству направлений промышленность остались примерно на том уровне. Поэтому именно для промышленных предприятий нужно создавать те условия, которые позволят им работать эффективно. Поэтому, по оценкам некоторых экспертов, необходимо прийти к положительному результату по снижению НДС до 13%, либо до выравнивания - до 10%. Это будет очень полезно именно для предприятий промышленности. Это приведет к выпадению от 300 до 320 миллиардов дохода из федерального бюджета, но, в то же время, цифра в 300-320 миллиардов, если она останется на предприятиях, останется в промышленности, позволит увеличить ВВП примерно на 0.5%.
Необходимо отметить, что нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на развитие производства в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.
Для определения влияния налоговой политики государства на деятельность конкретной фирмы, в первую очередь необходимо рассмотреть, какие изменения за последние пять лет произошли в налоговой системе России.
С 2002 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Снижение ставки с 35 % до 24% позволило отказаться от многочисленных налоговых льгот и вычетов. Срок действия главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса был ограничен 31 декабря 2003 г.
В 2003 году был отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 28 "Транспортный налог".
С 1 января 2004 года вступила в силу глава Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Ранее данным налогом облагалось все имущество предприятия, теперь налог платится лишь с остаточной стоимости основных средств. Максимальная ставка налога увеличилась с 2 % до 2,2 %.
В 2004 г. налоговая ставка по НДС снижена с 20 % до 18 %. В 2005 г. произошло снижение ставок единого социального налога с 35.6 % до 26 %.
Определим, как повлияла
Допустим, предприятие уплачивает
такие налоги, как НДС, налог
на прибыль, единый социальный
налог, а также другие виды
налогов, установленные
Таблица 2.3
Налоговые ставки
Налоги | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Единый социальный налог | 35.6 | 35.6 | 35.6 | 35.6 | 26 |
Налог на прибыль | 35 | 24 | 24 | 24 | 24 |
НДС | 20 | 20 | 20 | 18 | 18 |
Налог на имущество | 2 | 2 | 2 | 2.2 | 2.2 |
Налог с продаж | 5 | 5 | 5 | - | - |
Налог на пользователей авто-мобильных дорог | 1 | 1 | - | - | - |
Транспортный налог, руб. с л/с | - | - | 7 руб. | 7 руб. |
Суммы налогов, подлежащие
Таблица 2.4
Размер налоговых платежей предприятия
руб.
Налоги | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
ЕСН | 303668 | 303668 | 303668 | 303668 | 221780 |
Налог на прибыль | 125000 х 35% =
43750 |
125000 х 24%=
30000 |
30000 | 30000 | 30000 |
НДС | 608333-300000 = 308333 | 308333 | 308333 | 556780-300000 = 256780 | 256780 |
Налог на имущество | 500000 х 2 % = 10000 | 10000 | 10000 | 200000 х 2.2 % = 4400 | 4400 |
Налог с продаж | 3650000 х 5% = 182500 | 182500 | 182500 | - | - |
Налог на поль-зователей авто-мобильных дорог | 3650000 х 1 % = 36500 | 36500 | 36500 | - | - |
Транспортный налог | - | - | - | 100 л.с х 7 руб. = 700 | 700 |
Итого | 884751 | 871001 | 871001 | 595548 | 483660 |
Для наглядности размер
Рис. 2.7.
Динамика налоговых платежей предприятия
Наиболее существенно
Обобщая вышесказанное,
Необходимо отметить, что за истекшие годы в налоговой системе произошло немало позитивных изменений, в том числе и радикальных. К числу безусловных успехов налоговой реформы следует отнести принятую в 1998 году часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, которая стала основополагающим документом правовой регламентации налоговых отношений. И обеспечивает вот уже на протяжении семи лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, отношений по налоговому контролю и отношений по привлечению к налоговой ответственности. В 2001, в 2004 годах были отменены налоги с оборота, снижены ставки налогов на доходы с физических лиц, по налогу на прибыль организации и по налогу на добавленную стоимость. С 2005 года существенно снижен единый социальный налог и, несмотря на это, собираемость налогов увеличилась.12