Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.
Система налогообложения любого государства в силу динамики всего комплекса социально-экономических факторов активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания, нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты разного уровня и другие принципиальные моменты.
Безусловно, налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов. Это стоит на первом месте - фискальная функция, поскольку только ради этого платятся налоги и выполнение всех основных функций на всех уровнях власти. Вместе с тем, необходимо создать возможности для того, чтобы уровень налогообложения был таким, чтобы не мешал, не сдерживал, не обременял, не закрепощал наш бизнес. Поэтому совершенно не случайно Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию обозначил в качестве цели налоговой реформы переход к эффективной налоговой системе, ориентированной на обеспечение интенсивного экономического роста.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы в РФ. Однако в условиях реформирования налогового законодательства, исследования, проводимые в рамках данной работы, отличаются некоторой новизной.
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ, предметом – конкретные показатели динамики налоговых доходов федерального бюджета за 2004-2005 г.г.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь - Налоговый кодекс РФ), статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ 5
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 7
1.3 Классификация налогов 11
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 13
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений 13
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации 22
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения 25
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 31
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития 31
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы 35
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.DOC

— 859.50 Кб (Скачать файл)

         В ближайшие годы целесообразно сохранить существующие особенности применения акцизов по алкогольной продукции (режим налогового склада), нефтепродуктам (получение свидетельства, зачетная схема) и табачным изделиям (комбинированная ставка акциза). Однако должны быть внесены определенные уточнения в особенности их применения в направлении сужения возможностей по уклонению от уплаты акцизов в полном объеме. С учетом прогнозируемых уровней инфляции ставки акцизов должны ежегодно индексироваться (с повышенной индексацией акцизов на сигареты).      

         Необходимо усовершенствовать существующий порядок налогообложения при добыче нефти и, прежде всего, применения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для этого целесообразно осуществить дифференциацию НДПИ в зависимости от объективных геологических, экономических и географических факторов. При этом такие показатели должны отвечать требованиям прозрачности, простоты администрирования и защищенности от возможной коррупции. Правительству РФ необходимо активизировать работу по выработке экономически обоснованных критериев дифференциации ставки НДПИ и разработке порядка ее применения с тем, что бы такая дифференциация могла быть введена уже начиная с 2007 года. При этом должна быть сохранена специфическая ставка НДПИ. В более поздней перспективе могут быть введены специфические ставки НДПИ и в отношении иных полезных ископаемых.

         В ближайшие два года необходимо закончить реформу имущественного налогообложения, предполагающую введение местного налога на недвижимость жилого назначения. Однако, для того, чтобы этот налог мог быть введен в действие, Правительству РФ необходимо ускорить разработку методики массовой оценки стоимости жилой недвижимости.

         Кроме этого необходимо ускорить рассмотрение и принятие Государственной Думой главы Налогового кодекса, регулирующей уплату налога на наследования и дарения, с тем, что бы она вступила в действие уже начиная с 2006 года.

         Государственной Думе следует ускорить принятие внесенного Правительством РФ проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в действующий режим применения налога на прибыль организаций, который направлен на облегчение применения налогоплательщиками этого налога, сближение налогового и бухгалтерского учета, а также на решение ряд других актуальных вопросов применения налога на прибыль организаций.

         Назрела необходимость внесения поправок в существующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса, включая увеличение с учетом инфляционных процессов объема дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, расширение перечня расходов, учитываемых при формировании налоговой базы, устранение недостатков, выявленных при практическом применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. 14

         Основные направления современной политики в области налоговых льгот должны быть следующими:

    - высокая прогрессивность обложения  особо высоких, спекулятивных  доходов (для уменьшения слишком  большого неравенства в распределении  доходов в обществе);

    - установление необлагаемого минимума  для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц);

    - льготное налогообложение производственного  сектора (налогом на прибыль)  и низкооплачиваемого наемного  труда (социальными налогами);

    - льготное налогообложение основных  продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы);

    - льготные режимы налогообложения  для экспорта продукции перерабатывающей  промышленности и высокотехнологичных  отраслей;

    - повышенное налогообложение прибылей  и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;

    - особо льготный налоговый режим  для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные  и наукоемкие отрасли;

    - введение системы экологических  платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

         По итогам проделанной работы  необходимо сделать ряд выводов  и обобщений.

       Как показало исследование, с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников.

         В России налоговая система находится в заключительной стадии формирования, поэтому не приобрела еще  необходимой стабильности. В настоящее время создание стабильной налоговой системы является одним из основных принципов государственной политики России в области налогообложения.

         Как показало исследование, за  последние пять лет   улучшилась структура налогов, заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, резко уменьшилась доля прочих налогов, прежде всего, целевых налогов, являвшихся источником формирования дорожных фондов. Несколько снизилась доля налога на прибыль в 2002-2003 годах, после введения 25-й главы. Однако в 2004-ом его доля резко возросла.

         Налоговая нагрузка на предприятия очень существенно снизилась, что можно оценить положительно. У предприятий появились дополнительные средства для финансирования расширенного воспроизводства, появилась заинтересованность в достижении более высоких финансовых результатов и в повышении оплаты труда работников.

         Несмотря на достигнутые успехи  в реформировании налоговой системы,  до сих пор существует ряд  проблем:

-  нестабильность  и противоречивость налогового  законодательства;

- большой  уровень уклонения от уплаты налогов;

- предоставление  нецелесообразных налоговых льгот;

- проблемы  налогового администрирования.

          В работе были предложены мероприятия  по оптимизации налогообложения:

  • совершенствование налогового администрирования;
  • упорядочение проведения камеральных и выездных налоговых проверок
  • дальнейшее снижение налогового бремени
  • введение налоговых льгот для инновационной и инвестиционной деятельности;
  • совершенствование механизма применения нулевой ставки НДС для экспортеров
  • усовершенствование существующего порядка налогообложения при добыче нефти
  • закончить реформу имущественного налогообложения,
  • внести изменения в действующий режим применения налога на прибыль организаций с целью сближения налогового и бухгалтерского учета
  • внести поправки в существующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса
  • урегулировать порядок предоставления налоговых льгот.

Список  использованной литературы

 
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть  первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть  вторая от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
  2. Буданцева Н.С. Комментарий к главе 1 "Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах " НК РФ // Нормативные акты для бухгалтера № 15, 2004.
  3. Васильева М. Налоговая реформа продолжается // Новая бухгалтерия № 10, 2004.
  4. Горшков С. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой // Налоговый вестник № 4, 2002. с. 13-16.
  5. Дроздов А. Конец налоговой реформы // Расчет № 12, 2004.
  6. Калгин В. Налоговая реформа: второе дыхание // Практическая бухгалтерия№ 6, 2004.
  7. Курочкин В.В. Практические аспекты принципов организации системы налогообложения в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях № 13, 2004.
  8. Мельникова Н.П. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор Круглого стола) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях № 24, 2004.
  9. Налоги в условиях экономической интеграции (под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой). – М.: КноРус, 2004 г.
  10. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник № 6, 2004.
  11. Плюсы и минусы налоговой реформы» (интервью с Ю.В. Васильевым, председателем комитета по бюджету и налогам Государственной Думы)// Главбух № 15, 2004. с. 8-11.
  12. Тараненко М. Налоговое будущее. Что государство нам готовит // Двойная запись № 12, 2004.
  13. Шестова А.А. Нужна ли России налоговая амнистия? // Российский налоговый курьер № 9, 2004
  14. Шестова А.А.  С 2005 года налогов и сборов станет меньше // Российский налоговый курьер № 15, 2004. с. 22-26.
  15. www.gsk.ru - официальный сайт Госкомстата РФ
  16. www.forecast.ru -   официальный сайт Центра макроэкономического анализа ИНХ РАН
  17. www.opec.ru – официальный сайт Экспертного канала "Открытая экономика"
  18. www.nalog.ru – официальный сайт Министерства по налогам и сборам
  19. www.minfin.ru – официальный сайт Минфин РФ
  20. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ
  21. www.rusimpex.ru - Внешнеэкономический сервер Россия-Экспрт-Импорт
  22. www.tks.ru   - Таможенный компьютерный сервис
  23. www.wto.ru – официальный сайт ВТО
  24. www.iet.ru – официальный сайт Института экономики переходного периода

Информация о работе Налоговая система в РФ