Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Актуальность, теоретическое и прикладное значение исследуемой проблемы определяются следующими обстоятельствами:
− Налоги являются основным источником доходов в бюджете государства.
− Налоговая реформа является очень важной сферой российских эко-номических преобразований.
− Какие изменения произойдут в налоговой системе страны, после перехода к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Налоговая система. 7
1.1.Налоговая система: сущность структура. 7
1.2. Принципы построения налоговой системы России. 12
Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной экономике 14
2.1. Налоговая система в рыночной экономике 14
2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы.16
Глава 3. Современное состояние и основные направления совершенствования налоговой системы РФ 22
3.1. Оценка действующей налоговой системы РФ 22
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России. 23
Заключение 34
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам (2).docx

— 128.74 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

  на тему:

«Налоговая система в рыночной экономике»

               по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ


 

 

 

Студента

Волчецкой Ксении Владимировны

группы

МУ − 310

 

(Ф И О.)

 


Пояснительная записка

 

Шифр работы

 

 

Специальность

080504 «Государственное и  муниципальное управление»


 

 

 

 

Руководитель работы

Маковецкий М. Ю.

(ФИО)

 

(подпись, дата)

Разработал студент

Волчецкая К. В.

(ФИО)

 

(подпись, дата)

Оценка___________________


 

 

 

 

 

Омск 2012

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

Глава 1. Налоговая  система. 7

1.1.Налоговая  система: сущность структура. 7

1.2. Принципы  построения налоговой системы  России. 12

Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной  экономике 14

2.1. Налоговая  система в рыночной экономике 14

2.2. Регулирование  рыночной экономики с помощью  налоговой системы.16

Глава 3. Современное  состояние и основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ 22

3.1. Оценка  действующей налоговой системы  РФ 22

3.2. Пути оптимизации  налоговой системы России. 23

Заключение 34

Список используемых источников 36

Приложение 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашей стране идет процесс глубоких преобразований всей системы общественных отношений: переход от командно-административной системы к рыночной и создание современной, социально-ориентированной национальной экономики рыночного типа.

Переход к рыночным отношениям и формирование высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики потребовали проведения в стране радикальной экономической реформы. Важнейшей составной её частью явилась налоговая реформа, нацеленная на создание принципиально новой налоговой системы, отвечающей особенностям и требованиям функционирования рыночной экономики. Задача оказалась трудной и потребовалось десятилетие, чтобы её решить. Налоговая система планового хозяйства была разрушена в 1991 году. С этого момента по сей день продолжается процесс создания новой налоговой системы применительно к условиям переходной экономики. Стало быть, эволюция новой налоговой системы происходит по мере развития переходной экономики и её приближения к развитой рыночной экономике.

Проблемы  налогообложения  на нынешнем этапе  реформирования российской экономики  становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной  деятельности, как налоговое администрирование.

Актуальность, теоретическое  и прикладное значение исследуемой проблемы определяются следующими обстоятельствами:

 − Налоги являются основным источником доходов в бюджете государства.

− Налоговая реформа является очень важной сферой российских эко-номических преобразований.

− Какие изменения произойдут в налоговой системе страны, после перехода к рыночным отношениям.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей налоговой системы Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям, и выявление путей совершенствования налоговой системы России. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач теоретического и прикладного характера:

1.  Рассмотреть сущность и значение налоговой политики государства;

2. Изучить характеристику налоговой системы в условиях перехода к рынку;

3. Рассмотреть налоговую систему, как инструмент регулирования рыночной экономики;

4. Оценить действующую налоговую систему РФ;

5. Рассмотреть пути совершенствования налоговой политики в Российской Федерации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является налоговая система Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям.

 Предметом исследования выступают процесс изменения налоговой системы РФ в рыночной экономике.

Теоретическими и методологическими  основами исследования послужили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы положения действующего Налогового кодекса Российской Федерации.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цель, задачи исследования, приводится краткая характеристика курсовой работы.

Глава первая раскрывает основные понятия налоговой системы.

Глава вторая рассматривает участие налоговой системы в рыночной экономике; механизм регулирования рыночной экономики при помощи налогов.

Третья глава имеет практический характер. В ней делается анализ современного состояния налоговой системы Российской Федерации, а также перспектив и тенденций ее развития.

В заключении приведены основные выводы по курсовой работе.

 

 

Глава 1. Налоговая система

    1. Налоговая система: сущность структура

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Это наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с  экономической точки зрения желательные  в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

− подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

− налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

− каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

− каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Для того чтобы разобраться  в действующем налоговом законодательстве, необходимо усвоить принципы, на которых оно основано. Целесообразно выделить экономические, юридические и организационные принципы  налогообложения.

Законодательство о налогах  и сборах основывается на принципе равенства и справедливости налогообложения. При установлении налогов учитывается способность налогоплательщика к уплате налога. Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков.

С принципом равенства  и справедливости также тесно  связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложения  каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы, участвуя, таким образом, в финансировании общегосударственных расходов. Указанный  принцип не носит абсолютного  характера. Он распространяется не на всех лиц без исключения, а лишь на тех, кто подпадает под понятие  «налогоплательщик». Это означает, что налоговое законодательство не должно делать исключений для отдельных категорий налогоплательщиков.

Необходимо отдельно выделить принцип соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействие на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, в частности на уровень налогового бремени на товаропроизводителей.

Принцип множественности  налогов позволяет создать предпосылки  для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление и накопление. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Организационные   принципы – это исходные положения, в соответствии, с которыми осуществляется построение и развитие налоговой системы с минимальными издержками. В каждой отдельной стране при выборе системы принципов должен присутствовать индивидуальный подход.

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить следующими  требованиями: налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица.

Одним из важнейших принципов  является принцип удобства и времени  взимания налога для налогоплательщиков. Исходя из этого принципа, каждый налог из всей их совокупности, должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. При формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен, налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода.  Наилучшим примером для  данного принципа является земельный налог, когда уплата налога осуществляется по окончанию уборки урожая.

В условиях федерального государства  особое значение имеет принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области ведения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться как установлением долговременных нормативов их распределения.

Существенным является принцип  единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы. Исходя, из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо введение налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение  в пределах территории страны товаров, услуг или финансовых средств. Налоговая система должна исключить возможность экспорта налогов.

Важное значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в том, что административные издержки по формированию налоговой системы и обеспечению контроля над выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. Вместе с тем налоги должны оказывать стимулирующее влияние на развитие национальной экономики и возрастание хозяйственной активности как юридических, так и физических лиц.

Принцип гласности означает требования официального опубликования  налоговых законов, других нормативных  актов, затрагивающих налоговые  обязанности налогоплательщика. Исходя, из этого принципа государство обязано  информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Рациональная и устойчивая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговая система должна быть понятна и принята большей частью общества. Исходя из этого, налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти.

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике