Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Актуальность, теоретическое и прикладное значение исследуемой проблемы определяются следующими обстоятельствами:
− Налоги являются основным источником доходов в бюджете государства.
− Налоговая реформа является очень важной сферой российских эко-номических преобразований.
− Какие изменения произойдут в налоговой системе страны, после перехода к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Налоговая система. 7
1.1.Налоговая система: сущность структура. 7
1.2. Принципы построения налоговой системы России. 12
Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной экономике 14
2.1. Налоговая система в рыночной экономике 14
2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы.16
Глава 3. Современное состояние и основные направления совершенствования налоговой системы РФ 22
3.1. Оценка действующей налоговой системы РФ 22
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России. 23
Заключение 34
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам (2).docx

— 128.74 Кб (Скачать файл)

Принцип одновременности  обложения означает, что в нормально  функционирующей налоговой системе  не допускается обложение одного и того источника или объекта  двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Для того чтобы не противоречить данному принципу был отменен налог с продаж  который дублировал несколько налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Принцип законодательной  формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Поэтому исключительно в законе должны  быть определены перечень налогов, порядок их установления, изменения и отмены, основные элементы налога, а также порядок его исчисления и уплаты.

 Реализация данного  принципа обеспечивает детальную  структурированность и целостность национальной налоговой системы, а также жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства.

С указанным принципом  тесно связан принцип равенства  и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминаций одной из них.

Важным является принцип  приоритетности законодательства. Его  суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом  и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

С учетом всех перечисленных  принципов формируется и реализуется  налоговая политика современной  России, определяемая: Конституцией Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации; Программами социально-экономического развития страны и регионов на соответствующем историческом этапе; международными договорами и соглашениями;  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию; сводом законов, указов, постановлений.

1.2. Принципы построения налоговой системы России

Принципы построения налоговых  систем в целом не однозначны и  во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Принципы российской налоговой  системы можно представить следующим образом.[7; с.67]

1. Налоги и сборы, носящие  налоговый характер, в отличие  от заемных средств изымаются  государством у налогоплательщиков  без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.

2. Различия в налогах  зависят от характера облагаемых  доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: на рынке товаров или факторов производства; с продавцов товара или покупателей; с домашних хозяйств или компаний; с источника дохода или со статьи расходов.

3. Налоги должны по  возможности не оказывать влияния  на принятие различными лицами  экономических решений или такое  влияние должно быть минимальным.

4. При использовании налоговой  политики для достижения социально-  экономических целей необходимо  свести к минимуму нарушение  принципа равенства и справедливости  налогообложения.

5. Налоговая структура  должна способствовать использованию  налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны.

6. Налоговая система должна  быть справедливой, не допускать  произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны.

Существенным моментом при  оценке эффективности налоговой  системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

Общие принципы построения налоговых систем в различных  странах находят конкретное выражение  в общих элементах налогов, которые  включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Для современной России особо  важное значение имеет отработка принципов построения принципов налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

 

Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной  экономике

  2.1. Налоговая система в рыночной экономике

          В рыночной экономике налоговая система играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.   

            Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

          Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими  методами – путем применения  отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.[8; с.117-123]

          Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  один и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных  отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

          Государство должно способствовать  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п.  Средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

         Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства [13; с.78-89].

          Не зная твердо, каковы будут  условия и ставки налогообложения  в предстоящем периоде, невозможно  рассчитать, какая же часть ожидаемой  прибыли уйдет в бюджет, а какая  достанется предпринимателю.

          Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов,  ставки, льготы, санкции могут быть  установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения [12; с.112-118].

          Сейчас уже никто не отрицает  тот факт, что чрезмерно высокие  налоги - это негативное явление,  порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета  требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

        

2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы

Государство оказывает воздействие  на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  является неотъемлемой частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов  и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.

Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов оказывает  экономическое воздействие на общественное производство, его структуру и  динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую  активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке [6, с. 78-79].

Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм ускоренной амортизации. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных, отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятий.

Для преодоления экономического застоя государство посредством  налоговых льгот стимулирует  капиталовложения, создает благоприятные  условия для расширения совокупного  общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары, а также может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры [14; с.66-69].

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий плательщиков; понижение  налоговых ставок; целевые налоговые  льготы, включая налоговые кредиты  в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

  1. Финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  2. Малых форм предпринимательства;
  3. Занятости инвалидов и пенсионеров;
  4. Благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер [12; с.174].

Чрезмерный налоговый  пресс (повышение налоговых ставок) снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

А. Лаффер доказал, что результатом  снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между ходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение лотовых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам:

1) снижается активность  производителей;

2) у налогоплательщиков  вырабатывается установка на  уклонение от налогообложения [4; с. 121] .

Графическое отображение  зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера»  (Приложение 1).

По оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет У. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет У*.

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике