Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа
Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Актуальность, теоретическое и прикладное значение исследуемой проблемы определяются следующими обстоятельствами:
− Налоги являются основным источником доходов в бюджете государства.
− Налоговая реформа является очень важной сферой российских эко-номических преобразований.
− Какие изменения произойдут в налоговой системе страны, после перехода к рыночным отношениям.
Введение 4
Глава 1. Налоговая система. 7
1.1.Налоговая система: сущность структура. 7
1.2. Принципы построения налоговой системы России. 12
Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной экономике 14
2.1. Налоговая система в рыночной экономике 14
2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы.16
Глава 3. Современное состояние и основные направления совершенствования налоговой системы РФ 22
3.1. Оценка действующей налоговой системы РФ 22
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России. 23
Заключение 34
Список используемых источников 36
Принцип одновременности
обложения означает, что в нормально
функционирующей налоговой
Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Поэтому исключительно в законе должны быть определены перечень налогов, порядок их установления, изменения и отмены, основные элементы налога, а также порядок его исчисления и уплаты.
Реализация данного
принципа обеспечивает
С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминаций одной из них.
Важным является принцип приоритетности законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
С учетом всех перечисленных
принципов формируется и
Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
Принципы российской налоговой
системы можно представить
1. Налоги и сборы, носящие
налоговый характер, в отличие
от заемных средств изымаются
государством у
2. Различия в налогах
зависят от характера
3. Налоги должны по
возможности не оказывать
4. При использовании налоговой
политики для достижения
5. Налоговая структура
должна способствовать
6. Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны.
Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.
Общие принципы построения налоговых систем в различных странах находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения принципов налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.
В рыночной экономике налоговая система играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-
Маневрируя налоговыми
Государство должно
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства [13; с.78-89].
Не зная твердо, каковы будут
условия и ставки
Стабильность налоговой
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.
Государство оказывает воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.
Налоговая политика вместе
с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной
является неотъемлемой частью финансовой
политики. В условиях высокоразвитых
рыночных отношений ее главное назначение
вытекает из сущности и функций налогов
и состоит в изъятии
Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов оказывает экономическое воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке [6, с. 78-79].
Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм ускоренной амортизации. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных, отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятий.
Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары, а также может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры [14; с.66-69].
Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
Чрезмерный налоговый пресс (повышение налоговых ставок) снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.
А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между ходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение лотовых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам:
1) снижается активность производителей;
2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения [4; с. 121] .
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (Приложение 1).
По оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет У. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет У*.