Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа
Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Актуальность, теоретическое и прикладное значение исследуемой проблемы определяются следующими обстоятельствами:
− Налоги являются основным источником доходов в бюджете государства.
− Налоговая реформа является очень важной сферой российских эко-номических преобразований.
− Какие изменения произойдут в налоговой системе страны, после перехода к рыночным отношениям.
Введение 4
Глава 1. Налоговая система. 7
1.1.Налоговая система: сущность структура. 7
1.2. Принципы построения налоговой системы России. 12
Глава 2. Эволюция налоговой системы в условиях перехода к рыночной экономике 14
2.1. Налоговая система в рыночной экономике 14
2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы.16
Глава 3. Современное состояние и основные направления совершенствования налоговой системы РФ 22
3.1. Оценка действующей налоговой системы РФ 22
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России. 23
Заключение 34
Список используемых источников 36
Также следует отметить,
что значительные суммы выводятся
из-под налогообложения и
Далее одним из методов уклонения от уплаты налогов в бюджет является использование ссудных счетов в банке в качестве расчетных. Это стало возможным вследствие того, что действующим законодательством не установлена ответственность кредитных организаций за использование ссудных счетов не по назначению.
Было бы целесообразным также
дополнить налоговое
Таким образом, настало, по-видимому,
время существенно изменить положения
федеральных законов о
Очевидно, также, что с преобразованием Госналогслужбы Российской Федерации в Министерство РФ по налогам и сборам должна быть повышена роль налоговых органов.
Надежды на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым кодексом РФ. Вступление его в силу немало способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй (специальной) части Налогового кодекса России.
Налоговый кодекс предусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов, как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть действующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикцию местных органов власти налога на наследование и дарение
Из числа федеральных
налогов исключаются
Налоговый кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея в виду постепенную замену традиционных имущественных налогов налогом на недвижимость.
Следует также сказать несколько слов и о законе РФ «Об основах налоговой системы России». С 1 января 2001 года общее количество налогов и сборов, действующих в РФ, уменьшено в результате внесения изменений в закон РФ «Об основах налоговой системы России». Это позволяет решить одну из задач Налогового кодекса РФ – снижение существующего в Российской Федерации налогового бремени. К примеру, вместо 49 установленных федеральным законодательством налогов и сборов, теперь взимается не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остается исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ.
Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизные сборы (налоги), налог на выгода организаций, налог с выгод физлиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы существования к ним адаптировались и российские плательщики.
Во второй части Налогового
кодекса сделана попытка
- расширение круга
- упорядочение системы исчисления и уплаты налога;
- введение единого порядка возмещения входного НДС для всех сфер деятельности, включая розничную торговлю и общественное питание;
- закрепление в законодательном
порядке методики исчисления
налога на добавленную
- сокращение налоговых льгот.
Введение единой ставки подоходного налога, уменьшение обложения фонда оплаты труда, ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков.
Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что должно привести к росту труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это способствует увеличению государственных прибылей, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» теневой экономики.
Кроме этого, необходимо завершить
процесс ликвидации льгот, предоставленных
закрытым административно-
Продолжающееся осуществление бартерных сделок, а также проведение зачетов взаимных требований между предприятиями достаточно серьезно усложняют работу, как бухгалтеров, так и осуществление налогового контроля со стороны налоговой службы. Кроме того, необходимость дальнейшей реализации товаров, полученных в счет оплаты за реализованную продукцию (работы, услуги) с целью получения наличных денег или необходимых для собственного производства материалов (работ, услуг), приводит к вынужденной дополнительной реализации, которая влечет за собой начисление соответствующих налогов. Таким образом, происходит усиление налоговой нагрузки на предприятие, что в конечном итоге негативно сказывается на его финансовом положении.
Главным недостатком кодекса является то, что, он основан на далеко не бесспорных посылках, положенных в основу нынешней налоговой политики Российской Федерации, в частности, переориентации налоговой системы с преимущественно прямых налогов на налоги на потребление, а также усилении налогового пресса в отношении физ. лиц при недостаточной проработке системы подоходного налогообложения.
В новых условиях развития
рыночных отношений изменяется характер
государственных издержек, их доля
снижается в направлении
- финансирование потребностей социально незащищенных слоев населения;
- обеспечение потребностей
фундаментальных научных
- финансирование систем управления и обороты страны в пределах достаточности.
Однако переход к рынку
требует специфических
- сокращение государственных
затрат до оптимального, общественно
необходимого уровня за счет
отмены различного рода
- создание налоговой системы,
стимулирующей развитие
- государственное
Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Российской Федерации нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны [10; с. 93-97].
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства. Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных издержек (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между прибылями отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Оптимально построенная
налоговая система должна, с одной
стороны, обеспечивать финансовыми
ресурсами потребности
По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты: постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых выгод государства и построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налоговой системы нашей страны. Но какие бы основания ни выдвигались для построения налоговой системы, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон
определяет основополагающие принципы
функционирования экономических отношений,
следовательно, он не может приспосабливаться
к сиюминутным потребностям государства
и общества в целом, зависеть от политических
интересов и состава