Налоговое законодательство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Согласно определению, установленному в первом пункте статьи 3 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь, налоговое законодательство Республики Беларусь - это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая в себя ряд документов, отвечающих установленным признакам. Общая часть содержит условия формирования налогового законодательства и конкретные требования к его содержанию, в связи с чем принципиально важным является определить четкие критерии, позволяющие относить те или иные нормативные правовые акты к отрасли налогового права.

Содержание работы

1. Налоговое законодательство Республики Беларусь 2
2. Экологический налог (плательщики, ставки, порядок уплаты) 9
Задача. 15
Список литературы. 16

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1. Налоговое законодательство Республики Беларусь

 

Согласно определению, установленному в первом пункте статьи 3 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь, налоговое законодательство Республики Беларусь - это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая в себя ряд документов, отвечающих установленным признакам. Общая часть содержит условия формирования налогового законодательства и конкретные требования к его содержанию, в связи с чем принципиально важным является определить четкие критерии, позволяющие относить те или иные нормативные правовые акты к отрасли налогового права. В своей совокупности налоговое законодательство включает:

Налоговый кодекс Республики Беларусь;

законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. Как следует из данной нормы, такие  законы могут быть приняты в соответствии с Налоговым кодексом, то есть на основании его положений. Важным условием является также то, что к налоговым законам могут быть отнесены только законодательные акты, не имеющие иных предметов своего регулирования помимо вопросов налогообложения;

правовые акты Президента Республики Беларусь - декреты, указы  и распоряжения, содержащие вопросы  налогообложения. В отличие от законов, в отношении правовых актов Президента Республики Беларусь не устанавливается  исключительная направленность в регулировании только вопросов налогообложения. В связи с этим в состав налогового законодательства включаются как декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, полностью направленные на правовую регламентацию порядка налогообложения, так и правовые акты, содержащие в своей редакции налоговые вопросы наряду с иными предметами регулирования;

постановления Совета Министров  Республики Беларусь, регулирующие вопросы  налогообложения. Такие нормативные  правовые акты могут приниматься Правительством только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налогообложения и являющееся актом налогового законодательства, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов в обязательном порядке должно быть наделено соответствующими полномочиями. Соответственно, содержание норм постановлений не может иметь иной контекст и выходить за рамки положений таких законодательных актов;

нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Посвященные налоговым вопросам постановления республиканских органов госуправления или решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов могут быть изданы только в случае, если каким-либо из вышеназванных актов налогового законодательства этому органу прямо предоставлено право регламентации соответствующего вопроса налогообложения. В своем содержании эти документы не могут выходить за пределы предоставленных полномочий.

Таким образом, Общая часть предусматривает наличие в налоговом законодательстве Республики Беларусь двух уровней документов.

Первый уровень - уровень  законодательных актов состоит - непосредственно из самого Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, а также правовых актов Президента Республики Беларусь, содержащих вопросы налогообложения. Второй уровень налогового законодательства образуют нормативные документы Правительства Республики Беларусь и соответствующих органов, принимаемые в соответствии с законодательными актами более высокой юридической силы и обеспечивающие, как правило, их практическое применение.

Вторая часть этого пункта запрещает включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства, посвященные иным (неналоговым) отношениям, если иное не установлено Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

На протяжении длительного  периода в законотворческой практике постоянно предпринимались попытки в законах, не имеющих непосредственного отношения к вопросам налогообложения, провести те или иные налоговые льготы, установить преференциальный налоговый режим какой-либо отрасли или иным образом вмешаться в налоговое регулирование.

Со дня введения в действие Особенной части Налогового кодекса практика включения налоговых норм в акты неналогового характера не имеет под собой правовых оснований. Соответственно, уже имеющиеся в неналоговом законодательстве положения, затрагивающие вопросы налогообложения, должны быть исключены или перенесены в налоговое законодательство.

Правомерность этого суждения подтверждает наличие в действующем  законодательстве Республики Беларусь четких норм, определяющих юридическую  силу актов законодательства, т.е. их соподчиненность по отношению к другим документам или, говоря проще, их место в иерархии законодательства.

Эти вопросы однозначно определены статьей 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Установлено, что высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь. Все иные нормативные правовые акты, будь то законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления и иные документы государственных органов (должностных лиц) могут приниматься (издаваться) только на основе и в соответствии с ней. При расхождении закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь применению подлежат нормы Конституции Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или  указа с законом закон имеет  верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президенту Республики Беларусь были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют  большую юридическую силу по отношению  к постановлениям Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских  органов государственного управления и Национального банка имеют меньшую юридическую силу, чем законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства.

В системе кодексов и  законов Республики Беларусь, содержащих нормы гражданского права, большую юридическую силу имеет Гражданский кодекс Республики Беларусь. При этом все кодексы имеют верховенство по отношению к законам, регламентирующим вопросы, аналогичные предмету их регулирования.

Определяясь с юридической  силой актов законодательства одного вида (например, двух постановлений  Правительства Республики Беларусь), необходимо учитывать, что новый  акт законодательства, то есть принятый позже, обладает большей юридической силой в отношении ранее принятого по этому же вопросу нормативного правового акта того же государственного органа (должностного лица).

В системе актов законодательства, принятых (изданных) государственными органами (должностными лицами), акты вышестоящих органов (должностных лиц) имеют преимущественную силу по отношению к документам нижестоящих государственных органов (должностных лиц). Среди нормативных правовых актов, принятых (изданных) государственными органами (должностными лицами) одного уровня, верховенство имеют акты органа (должностного лица), специально уполномоченного на регулирование области общественных отношений, по вопросам которого приняты эти документы.

Структура налогового законодательства Общей частью построена в соответствии с указанными выше требованиями соподчиненности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Непосредственной адаптации  налогового законодательства Республики Беларусь к этим требованиям посвящены  пункты второй, третий и четвертый данной статьи.

Второй пункт не допускает существования каких-либо смысловых противоречий между содержанием Налогового кодекса и положениями нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с ним и в целях исполнения его предписаний. Устанавливается также и недопустимость выхода положений таких правовых актов за пределы правового содержания норм Налогового кодекса. Государственный орган при издании акта законодательства, регулирующего вопросы налогообложения, не может выйти за пределы полномочий по регламентации соответствующих правоотношений, предоставленных этому органу Налоговым кодексом. Исключение из указанного правила составляют только акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В практике налогового регулирования имели место отдельные случаи так называемого "расширительного трактования" положений налогового законодательства, когда соответствующий орган при решении конкретного практического вопроса налогообложения или его разъяснении в принимаемом документе выходит за рамки существующих предписаний законодательных актов. Данная норма запрещает подобные действия и подлежит безусловному применению и при принятии законов и постановлений Правительства, посвященных вопросам налогообложения, и в случаях издания налоговыми и таможенными органами инструктивных и разъяснительных документов.

Третий пункт статьи закрепляет приоритет норм Конституции Республики Беларусь в случае расхождения с ними акта налогового законодательства Республики Беларусь.

Четвертый пункт статьи направлен на разрешение противоречий, которые могут возникнуть между декретами, указами Президента Республики Беларусь и положениями Налогового кодекса или налоговых законов. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, последние имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В пятом пункте статьи оговорены случаи, когда выявляется несоответствие между актами налогового законодательства и положениями нормативных правовых документов других отраслей права (за исключением уже перечисленных в третьем и четвертом пунктах этой статьи), содержащих вопросы налогообложения. При таком несоответствии преимущественной юридической силой обладают акты налогового законодательства. Четкое указание в Общей части на преимущественность юридической силы актов налогового законодательства исключит несогласованность в регулировании налоговых правоотношений и обеспечивает системность в законодательном определении порядка исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Важно знать, что при  обнаружении противоречий или несоответствия норм в актах налогового законодательства либо несогласованности этих актов с документами других отраслей права помимо приведенных положений Общей части необходимо руководствоваться положениями статьи 71 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", определившими порядок разрешения юридических коллизий. Так, в случае противоречия между нормативными правовыми актами надлежит следовать документу, обладающему более высокой юридической силой. В случае если коллизия возникает между нормативными правовыми актами равной юридической силы и ни один из них не противоречит какому-либо акту с более высокой юридической силой, действуют положения документа, принятого (изданного) позднее.

Шестой пункт предписывает при официальном толковании содержания нормативных правовых документов о налогообложении руководствоваться установленным законодательством Республики Беларусь порядком официального толкования законодательных актов.

Официальное толкование положений нормативного правового акта осуществляется в случае обнаружения неясностей и различий в их содержании, а также при возникновении противоречий в практике его применения. Такое толкование обеспечивается государственным органом (должностным лицом), принявшим (издавшим) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченным им органом в порядке, установленном статьей 70 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".

Толкование актов законодательства, в том числе и налоговых, может  быть проведено только путем принятия документа равной юридической силы. Таким образом, толкование положений, например, декрета Президента Республики Беларусь или закона Республики Беларусь может быть обеспечено исключительно путем подготовки и принятия соответствующих проектов декрета или закона.

При толковании нормативного правового акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими положениями законодательства, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений. Внесение изменений или дополнений в акты законодательства при их толковании не допускается.

Официальное толкование нормативных  правовых актов следует отличать от разъяснений тех или иных предметов  их регулирования. Такое разъяснение  может осуществлять компетентный государственный орган, наделенный законодательством Республики Беларусь соответствующими полномочиями. Что касается разъяснений вопросов налогообложения, то согласно Общей части (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 82) издание нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информирование плательщиков по их запросам правомочны осуществлять налоговые органы и их должностные лица.

Седьмой пункт статьи запрещает применение актов налогового законодательства по аналогии.

Согласно Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" аналогией закона признается применение к общественным отношениям при отсутствии норм законодательства, исчерпывающим образом регулирующих данные общественные отношения, положений документов, посвященных сходным общественным отношениям. При отсутствии норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, используется аналогия права, означающая применение к таким общественным отношениям общих начал, смысла законодательства, общих принципов права.

Информация о работе Налоговое законодательство Республики Беларусь