Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:27, курсовая работа
Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;
- исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета;
- рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета……………………..5
1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт…………………………………………………………………………5
1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета………………………………………………………..10
Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния………………………………………………………………….16
2.1 Резервный фонд…………………………………………………………….16
2.2 Фонд национального благосостояния…………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………….35
Федеральное агенство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Рязанский Государственный Радиотехнический Университет»
Факультет экономики
Специальность «финансы и кредит»
Проверил:
Доцент Фролова С.В.
Выполнила:
Студентка гр. 0073
Никишкина Ирина
Рязань 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета……………………..5
1.1 Нефтегазовый дефицит федерального
бюджета и нефтегазовый трансферт………………………………………………………
1.2 Учет и отчетность по операциям
с нефтегазовыми доходами федерального
бюджета………………………………………………………..
Глава 2. Формирование
резервного фонда и фонда национального
благосостояния…………………………………………
2.1 Резервный фонд…………………………………………………………….16
2.2 Фонд национального
благосостояния…………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….35
Введение
Актуальность. Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ1 Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые доходы.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Степень разработанности темы исследования. В современных исследованиях проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ уделяется еще недостаточно внимания. Можно выделить статью Данилина М.В. ″Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния″ (2008г.)2, постатейные комментарии к Бюджетному кодексу РФ3, различные статьи с официального сайта Минфина, в том числе информационные сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета4.
Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;
- исследовать
учет и отчетность по
- рассмотреть
формирование Резервного фонда
и Фонда национального
Объект исследования. Использование нефтегазовых доходов федеральным бюджетом.
Предмет исследования. Финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В процессе написания представленной курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также такие частно-научные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников информации.
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Статья 96.7. Бюджетного кодекса РФ5 вводит понятие нефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Иначе говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами.
В пункте 1 ст. 92
Бюджетного кодекса установлено, что
дефицит федерального бюджета, утвержденный
федеральным законом о
Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1) в ближайшие
несколько десятилетий
2) продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы);
3) прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 г.
В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП6.
Согласно долгосрочному прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга7.
Использование
концепции "нефтегазового баланса
бюджета" позволит обеспечить стабильный
уровень государственных
Норма п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы п. 2 ст. 96.8 Бюджетного кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2 статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г.
С учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ8 нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008 г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в 2010 г.
3. Источниками
финансирования нефтегазового
Размер нефтегазового трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП).
В пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится к основным характеристикам федерального бюджета.
В соответствии
с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового
трансферта на соответствующий
финансовый год подлежит
При этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового трансферта на финансовый год исчисляется как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94 Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.
Нормы п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г. До указанной даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ9 утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:
в 2008 г. - 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;
в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;
в 2010 г. - 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП.
В пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7% ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это, предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см. комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть.
На 2008 - 2010 гг. объем нефтегазового трансферта утвержден на 2008 г. в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2103,6 млрд. руб. и 2016,0 млрд. руб. соответственно10.
Пункт 1 статьи 96.12 Бюджетного кодекса предписывает вести учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России. Раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и нефтегазовых доходов федерального бюджета является составной частью методологии ″нефтегазового баланса″, подлежащей использованию в бюджетном планировании в соответствии с комментируемой главой.
В соответствии с п. 2 статьи 96.12 Бюджетного кодекса осуществляется использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года (к данной норме отсылает и п. 4 ст. 94 Кодекса, определяющий порядок использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года).
Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета