Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;
- исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета;
- рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета……………………..5
1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт…………………………………………………………………………5
1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета………………………………………………………..10
Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния………………………………………………………………….16
2.1 Резервный фонд…………………………………………………………….16
2.2 Фонд национального благосостояния…………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………….35

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Рязанский Государственный Радиотехнический Университет»

Факультет экономики

Специальность «финансы и кредит»

 

 

Контрольная работа на тему: «Нефтегазовые доходы федерального бюджета»

 

 

 

Проверил:

Доцент Фролова С.В.

Выполнила:

Студентка гр. 0073

Никишкина Ирина

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2013

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета……………………..5

1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт…………………………………………………………………………5

1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета………………………………………………………..10

Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального  благосостояния………………………………………………………………….16

2.1 Резервный фонд…………………………………………………………….16

2.2 Фонд национального  благосостояния…………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованных источников………………………………………….35

 

 

Введение

 

Актуальность. Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ1 Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые доходы.

Особая природа  нефтегазовых доходов определяет необходимость  специального режима управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании  устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Степень разработанности темы исследования. В современных исследованиях проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ уделяется еще недостаточно внимания. Можно выделить статью Данилина М.В. ″Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния″ (2008г.)2, постатейные комментарии к Бюджетному кодексу РФ3, различные статьи с официального сайта Минфина, в том числе информационные сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета4.

Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;

- исследовать  учет и отчетность по операциям  с нефтегазовыми доходами федерального  бюджета;

- рассмотреть  формирование Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния.

Объект исследования. Использование нефтегазовых доходов  федеральным бюджетом.

Предмет исследования. Финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В процессе написания  представленной курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа  и синтеза, а также такие частно-научные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников информации.

 

Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

 

    1. Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт

 

Статья 96.7. Бюджетного кодекса РФ5 вводит понятие нефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Иначе говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами.

В пункте 1 ст. 92 Бюджетного кодекса установлено, что  дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может  превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Как отмечалось в пояснительной записке к  показателям проекта Закона о  федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов  бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) в ближайшие  несколько десятилетий физический  объем добычи и экспорта нефти  и газа будет намного уступать  темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 г. до 14,9% в 2010 г. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы;

2) продолжение  в среднесрочной перспективе  повышения курса рубля (хотя  и более медленными темпами,  чем в предыдущие годы);

3) прогнозируемое  снижение цен на нефть с  61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в  2010 г.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП6.

Согласно долгосрочному  прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга7.

Использование концепции "нефтегазового баланса  бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Норма п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит  федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы  п. 2 ст. 96.8 Бюджетного кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2 статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г.

С учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ8 нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008 г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в 2010 г.

3. Источниками  финансирования нефтегазового дефицита  федерального бюджета согласно  п. 3 статьи 96.8 являются нефтегазовый  трансферт (т.е. средства нефтегазовых  доходов федерального бюджета и средства Резервного фонда) и источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Размер нефтегазового  трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП).

В пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится к основным характеристикам федерального бюджета.

 В соответствии  с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового  трансферта на соответствующий  финансовый год подлежит утверждению  в абсолютном размере федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период.

При этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового  трансферта на финансовый год исчисляется  как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94 Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.

Нормы п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в  силу только с 1 января 2011 г. До указанной  даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ9 утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

в 2008 г. - 6,1% прогнозируемого  на 2008 г. объема ВВП;

в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого  на 2009 г. объема ВВП;

в 2010 г. - 4,5% прогнозируемого  на 2010 г. объема ВВП.

В пояснительной  записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7% ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это, предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см. комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть.

На 2008 - 2010 гг. объем  нефтегазового трансферта утвержден  на 2008 г. в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2103,6 млрд. руб. и 2016,0 млрд. руб. соответственно10.

 

    1. Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета

 

Пункт 1 статьи 96.12 Бюджетного кодекса предписывает вести учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России. Раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и нефтегазовых доходов федерального бюджета является составной частью методологии ″нефтегазового баланса″, подлежащей использованию в бюджетном планировании в соответствии с комментируемой главой.

В соответствии с п. 2 статьи 96.12 Бюджетного кодекса  осуществляется использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года (к данной норме отсылает и п. 4 ст. 94 Кодекса, определяющий порядок использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года).

Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета