Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;
- исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета;
- рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета……………………..5
1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт…………………………………………………………………………5
1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета………………………………………………………..10
Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния………………………………………………………………….16
2.1 Резервный фонд…………………………………………………………….16
2.2 Фонд национального благосостояния…………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………….35

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Средства подлежат зачислению в Резервный фонд. Если при этом накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, устанавливаемой в соответствии с п. 2 ст. 96.9 Кодекса, то средства в части этого превышения подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния. Зачисление остатков средств должно быть осуществлено в срок до 1 февраля текущего финансового года.

В соответствии с п. 3 статьи 96.12 расчеты и перечисления средств в связи с формированием  и использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Минфин России. Порядок осуществления таких расчетов и перечислений устанавливает Правительство РФ.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния согласно п. 4 комментируемой статьи осуществляется в том же порядке, который установлен для учета операций со средствами федерального бюджета.

Для операций по использованию нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также для отражения доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния выделены отдельные коды классификации доходов бюджетов РФ. Кроме того, выделены отдельные коды для операций со средствами нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рамках классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

В п. 5 статьи 96.12 Бюджетного кодекса установлен порядок отчетности по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета:

операции с  нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда  и средствами Фонда национального  благосостояния подлежат отражению  в отчете об исполнении федерального бюджета;

Правительство РФ обязано составлять и представлять в составе отчетности об исполнении федерального бюджета в Государственную  Думу и Совет Федерации ежеквартальный и годовой отчеты о поступлении  и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами указанных фондов.

Пункт 6 статьи 96.12 в развитие закрепленного в  ст. 36 Кодекса принципа прозрачности (открытости) возлагает на Минфин России обязанность по ежемесячному опубликованию сведений:

о поступлении  и использовании нефтегазовых доходов  федерального бюджета в отчетном месяце;

о величине активов  Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

 

Информационное  сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета от 02.11..2009г.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в октябре 2009 г. на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета за сентябрь 2009 г. в размере 360,57 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 ″О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния ″ указанные нефтегазовые доходы были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме. В октябре 2009 г. использование средств Резервного фонда в целях обеспечения нефтегазового трансферта и сбалансированности федерального бюджета не осуществлялось.

По состоянию  на 1 ноября 2009 г. совокупный объем Резервного фонда составил 2 242,09 млрд. рублей, что  эквивалентно 77,18 млрд. долларов США. Остатки  средств на отдельных счетах по учету  средств Резервного фонда по состоянию  на 1 ноября 2009 г. составили:

· 32,89 млрд. долларов США;

· 23,07 млрд. евро;

·  5,15 млрд. фунтов стерлингов.

По состоянию  на 1 ноября 2009 г. резервная позиция  Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 991,94 млн. СДР.

Совокупная  расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила 1,57 млрд. долларов США, что эквивалентно 45,54 млрд. рублей. Расчетные суммы процентного дохода от размещения средств фонда на отдельных счетах в иностранной валюте составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 0,29 млрд. долларов США (8,37 млрд. рублей); 0,70 млрд. евро (29,95 млрд. рублей); 0,15 млрд. фунтов стерлингов (7,23 млрд. рублей). Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила положительную величину – 23,94 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 ″О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния″ со счета по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на депозиты во

Внешэкономбанк  по состоянию на 1 ноября 2009 г. было перечислено 572,79 млрд. рублей, из них:

· 284,34 млрд. рублей - на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 7 % годовых (в октябре 2009 г. – 16,99 млрд. рублей);

· 103,44 млрд. рублей – в октябре 2009 г. на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых;

· 175,00 млрд. рублей - на депозит со сроком до 21 октября 2013 г. и процентной ставкой 7 % годовых;

·  10,00 млрд. рублей – на депозит со сроком до 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых.

В октябре 2009 г. на счет по учету средств Фонда  национального благосостояния были зачислены, а затем конвертированы в иностранную валюту доходы от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке в сумме 4,64 млрд. рублей. Указанные конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату их проведения, и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка.

По состоянию  на 1 ноября 2009 г. совокупный объем Фонда  национального благосостояния составил 2 712,56 млрд. рублей, что эквивалентно 93,38 млрд. долларов США. По состоянию  на 1 ноября 2009 г. остатки средств  составили:

1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России:

·  32,43 млрд. долларов США;

·  23,15 млрд. евро;

·  4,19 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах  во Внешэкономбанке: 

· 572,79 млрд. рублей.

Совокупная  расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила 1,13 млрд. долларов США, что эквивалентно 32,87 млрд. рублей. Расчетные суммы процентного дохода от размещения средств фонда на отдельных счетах в иностранной валюте составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 0,26 млрд. долларов США (7,47 млрд. рублей); 0,48 млрд. евро (20,72 млрд. рублей); 0,10 млрд. фунтов стерлингов (4,68 млрд. рублей). Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила отрицательную величину – (-) 54,44 млрд. рублей.

Показатели  совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также расчетных сумм дохода от размещения средств фондов рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

 

 

Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния

 

2.1 Резервный фонд

 

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета11.

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств  в связи с формированием и  использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации12.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации13.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно)14:

1) путем приобретения  за счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств  Фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные: финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации15, предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации16, нормативные доли, утвержденные Минфином России17, долговые обязательства иностранных государств, долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами, депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета