Негосударственный пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основного направления деятельности негосударственных пенсионных фондов, их значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе. Необходимо доработать цель работы.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в следующем: - рассмотреть этапы становления пенсионной системы и негосударственного пенсионного страхования в России; - ознакомиться со структурой НПФ, с задачами и функциями на современном этапе развития; - изучить нормативно-правовую базу НПФ; - провести анализ деятельности НПФ; - рассмотреть перспективу развития НПФ в современных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические положения организации и функционирования негосударственных пенсионных фондов
Становление системы негосударственного пенсионного страхования в России
1.2. Структура, задачи и функции негосударственных пенсионных фондов на современном этапе
1.3. Финансово - правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов
Глава 2. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов в современных условиях
2.1. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в России за 2009 - 2011 год
2.2. Оценка участия негосударственных пенсионных фондов в реализации федеральных, региональных социальных программ
Глава 3. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Diplom_NPF-1_glava_03_04_s_proverki2.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические  положения организации и функционирования негосударственных пенсионных фондов

    1. Становление системы негосударственного пенсионного страхования в России

1.2. Структура, задачи  и функции негосударственных пенсионных фондов на современном этапе

1.3. Финансово - правовое  регулирование деятельности негосударственных  пенсионных фондов

Глава 2. Особенности  функционирования негосударственных  пенсионных фондов в современных  условиях

2.1. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в России за 2009 - 2011 год

2.2. Оценка участия негосударственных пенсионных фондов в реализации федеральных, региональных социальных программ

Глава 3. Проблемы и перспективы развития негосударственных  пенсионных фондов в современных условиях

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Негосударственные пенсионные фонды в настоящее время являются неотъемлемой частью пенсионного страхования. НПФ вот уже в течение многих лет функционируют на ряду с ПФР, что позволяет наиболее полно реализовать государственную задачу в части пенсионного обеспечения граждан.

Ни для кого не секрет, что демографическое положение  с каждым годом ухудшается, все  меньше остается трудоспособного населения, все больше становится пенсионеров. Сейчас, по статистике, на каждого неработающего пенсионера приходится меньше двух работающих человек, т.е. коэффициент составляет 1,7. Например, в Советском Союзе коэффициент замещения составлял около 70%, а на каждого пенсионера приходилось до пяти работающих. Естественно, в нынешних условиях коэффициент замещения будет падать, и если сейчас замещается порядка 24%, то к 2015 году останется только 15%. Данные цифры совсем не утешительные. Поэтому НПФ в таких условиях приобретает еще более значимое положение.

Актуальность темы заключается  в том, что развитие добровольных видов пенсионного обеспечения сдерживается как низким уровнем заработных плат, не позволяющих гражданам осуществлять целенаправленные пенсионные накопления, так и крайне низким уровнем пенсионной грамотности населения. 

Следует также обратить внимание на отсутствие достоверных  и регулярных исследований общественного  мнения по вопросам наличия у населения  необходимых знаний. Для получения  таких данных одновременно с проведением пилотных проектов по программам повышения пенсионной грамотности населения необходимо провести специальные исследования для получения достоверных данных. 

Некоторые граждане до сих пор не понимают все преимущества и недостатки, заложенные в процедуре выбора НПФ или управляющей компании, но и не в состоянии даже задуматься о возможности своего активного влияния на судьбу пенсионных накоплений. Часто информация о НПФ носит не формальный, а рекламный характер. А граждане привыкли относиться к такой информации скептически.

Поэтому очень важно и освещение этих преобразований средствами массовой информации. Оно должно создавать представление о возможности положительных сдвигов в решении вопросов пенсионной реформы. 

И конечно, самое главное - негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать уровню стоящих перед ними задач. Предусмотренные законодательством меры по повышению надежности НПФ должны последовательно реализовываться и самими фондами, и государственными регулирующими органами. 

Место и задачи, стоящие перед негосударственными пенсионными фондами, в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы должна определить Концепция развития негосударственного пенсионного обеспечения, разрабатываемая межведомственной рабочей группой, сформированной по предложению НАПФ при Минздравсоцразвития России. 

Целью данной работы является анализ основного направления деятельности негосударственных пенсионных фондов, их значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе. Необходимо доработать цель работы.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые  заключаются в следующем:

- рассмотреть этапы становления пенсионной системы и негосударственного пенсионного страхования в России;

- Ознакомиться со структурой НПФ, с задачами и функциями на современном этапе развития;

- изучить нормативно-правовую  базу НПФ;

- провести анализ деятельности НПФ;

- рассмотреть перспективу  развития НПФ в современных  условиях.

В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели деятельности НПФ в РФ, Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" в частности Ст.2184, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" - Ст.2239, а так же учебники таких авторов, как Бочкарев Д.В., Клевцова Т. И др.

Структура дипломной  работы состоит из введения, трех глав, в которых соответственно отражены теоретические аспекты НПФ, анализ показателей НПФ в России за предшествующие 3 года, проблемы и перспективы развития. Работу завершает заключительная часть, где содержатся итоги проделанной работы и выводы по ним. В конце работы приведен список использованной литературы.

Объект и предмет исследования?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  положения организации и функционирования негосударственных пенсионных фондов

 

1.1. Становление системы негосударственного пенсионного страхования в России

 

В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д.

В 1988 году было введено  дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство не смогло выполнить свои обязательства.

Первым НПФ стал НПФ  работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой  пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

Первым документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных  пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах"(в последующем в указ вносились изменения 12 апреля 1999г.).

При создании института  негосударственного пенсионного обеспечения  на него возлагались большие надежды. С помощью негосударственных  пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

Указ закреплял: «в целях  улучшения пенсионного обеспечения  граждан и защиты их сбережений от инфляции:

1. Установить, что предприятия,  учреждения, организации, банки,  коллективы граждан, общественные  объединения могут учреждать  негосударственные пенсионные фонды  на правах юридических лиц  с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные  пенсионные фонды и их органы  не вправе заниматься коммерческой  деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов».

Интересно заметить, что Указ предусмотрел, что фонд является некоммерческой организацией, но между тем, на тот момент не было федерального закона о некоммерческих организациях. Тем не менее, правовой вакуум в области некоммерческих организаций ликвидирован в целом ряде регионов. Субъекты РФ принимали акты о некоммерческих организациях.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля2. «Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким».

Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.94 г. N 730)и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов (постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. N 1266)4. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция была наделена полномочием по принятию актов, направленных на регулирование деятельности НПФ. Инспекция получала право проводить проверки деятельности фондов, требовать устранения выявленных нарушений и в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий.

Вскоре был утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.)5.

С этого времени НПФ начали работать в правовом поле, а именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при условии соответствия учредительных документов и правил установленным требованиям; соблюдать нормативы, разработанные методическими документами Инспекции; представлять отчетность и иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций.

Нужно обратить внимание на то, что на первом этапе своего становления и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что НПФ занимались обслуживанием только своих учредителей.

Характерной чертой развития НПФ стала  концентрация основной массы активов  в небольшом числе корпоративных  фондов. По итогам 1997 года, 26 фондов (10 процентов общего числа) аккумулировали более 86 процентов общего объема средств. Этими фондами накоплен 81 процент пенсионных резервов всех фондов, охвачено 47,7 процента всех участников НПФ, а также выплачено 83,6 процентов всех пенсионных выплат6. Подобная статистика складывается и последние годы. Так, на конец 2003 года на самые крупные 19 фондов, каждый из которых имеет более 50 тысяч участников, приходится 67% от общего числа участников, тогда как на остальные 237 фондов - 33%. Аналогичная ситуация складывается и на конец 2005 года: по данным рейтингов, на долю первой десятки фондов приходится более 95% рынка7.

Отдельно остановимся  на кризисе 1998 года. В результате наступившего кризиса, как подчеркивают эксперты, некоторые небольшие по размеру активов фонды прекратили деятельность, большая часть фондов столкнулась с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие выплаты, что было вызвано реструктуризацией государственных пенных бумаг. Был создан Московский клуб кредиторов, куда вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового рынка, которые были законодательно обязаны вкладывать часть своих активов в государственные ценные бумаги (в частности, ГКО и ОФЗ). В результате длительных переговоров условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к остальным участникам рынка. В целом, ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса можно охарактеризовать как сложную, но в силу наличия “длинных” пассивов и отсутствия необходимости фиксировать убытки по дешевым активам (основные выплаты вкладчикам будут осуществляться через 5-10 лет) негосударственные пенсионные фонды пережили кризис значительно успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов8.

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно - правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Законом определены:

Информация о работе Негосударственный пенсионный фонд