Негосударственный пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основного направления деятельности негосударственных пенсионных фондов, их значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе. Необходимо доработать цель работы.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в следующем: - рассмотреть этапы становления пенсионной системы и негосударственного пенсионного страхования в России; - ознакомиться со структурой НПФ, с задачами и функциями на современном этапе развития; - изучить нормативно-правовую базу НПФ; - провести анализ деятельности НПФ; - рассмотреть перспективу развития НПФ в современных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические положения организации и функционирования негосударственных пенсионных фондов
Становление системы негосударственного пенсионного страхования в России
1.2. Структура, задачи и функции негосударственных пенсионных фондов на современном этапе
1.3. Финансово - правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов
Глава 2. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов в современных условиях
2.1. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в России за 2009 - 2011 год
2.2. Оценка участия негосударственных пенсионных фондов в реализации федеральных, региональных социальных программ
Глава 3. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Diplom_NPF-1_glava_03_04_s_proverki2.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

- права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников;

- установлены требования к совокупному вкладу учредителей;

- введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка;

- сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью.

В отличие от первого  источника - Указа Президента РФ, Закон  детально урегулировал основные вопросы  и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон  – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

Во исполнение положений  Закон были разработаны и приняты  ряж ряд постановлений Правительства  Российской Федерации. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.12.99 г. N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения" утверждено содержание пенсионной схемы, используемой НПФ и мн. др.

Отдельно необходимо выделить Программу пенсионной реформы в Российской Федерации утвержденную Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 4639. В Программе говорилось о развитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). В частности, акцентировалось внимание на развитии и повышении финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов10. Подчеркивалось, что в целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

- реорганизацию существующих  органов контроля и регулирования  развития системы добровольного  дополнительного пенсионного обеспечения  (страхования) с целью расширения  их функций, повышения эффективности и ответственности;

- совершенствование системы  учета и отчетности в сфере  добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования)  и обеспечение ее информационной  прозрачности;

- установление требований  к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Указанные направления  нашли свое законодательное закрепление  в ряде постановлений Правительства  РФ.

Следующий этап развития системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а именно о включении НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже в середине 1990-х гг. в ходе споров о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о подключении НПФ к государственной пенсионной системе, - вернее, об их участии в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного страхования11.

Первым законодательным  актом, закрепившим возможность  перехода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд стал Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ст. 32), установивший, что застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.

Затем федеральный закон  от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" закрепил, что граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через пенсионный фонд России и выбрать негосударственный пенсионный фонд (п.п.2 п.1 ст.31)12.

Наконец, были внесены  изменения в Закон «О негосударственных  пенсионных фондах». Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"13, в соответствии с которым исключительными видами деятельности НПФ являются:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию;

- деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы  негосударственного (добровольного) пенсионного  обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных  и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных  пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

В настоящее время нельзя говорить, что пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных  пенсионных фондов в частности, закончены. Отнюдь нет. До сих пор не воплощены  задачи Программы пенсионный реформы 1998 года (например, касаемо снижения налогового бремя для НПФ), кроме того, разрабатываются новые программы: Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы14.

Как закреплено в указанной  Стратегии, «основным направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения посредством негосударственных пенсионных фондов в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных продуктов, направленных на обеспечение их понятности для потребителей, а также недостаточной информационной прозрачностью фондов.

Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей.

Представляется кому? необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями». Логическое завершение параграфа отсутствует! 

 

 

1.2. Структура, задачи  и функции негосударственных  пенсионных фондов на современном  этапе

 

В  Российской  Федерации  негосударственное  пенсионное обеспечение  (страхование) осуществляют  в  основном  два  типа организаций: страховые  организации  по  договорам  личного страхования  и  негосударственные  пенсионные  фонды.

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения РФ  составляют  негосударственные пенсионные  фонды (далее - НПФ). НПФ – это организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам15.

Структура НПФ выглядит следующим образом:

  • Высший орган управления – Совет Фонда, как правило, формируется учредителями в соответствии с Уставом Фонда. Совет Фонда принимает решение по всем ключевым вопросам работы фонда и утверждает основополагающие документы фонда – Устав и Правила, которыми руководствуются фонды в своей деятельности.
  • Оперативное управление Фондом осуществляет исполнительная дирекция, которой руководит Президент фонда. Президент назначается Советом Фонда. В состав дирекции входит Главный бухгалтер фонда. Кандидатура главного бухгалтера утверждается Советом фонда. И директор и главный бухгалтер должны иметь соответствующий опыт работы и пройти специальную подготовку для работы в НПФ.
  • Служба по работе с клиентами ведет привлечение новых клиентов, обеспечивает учет изменения пенсионных обязательств фонда, собирает взносы и выплачивает пенсии. Привлечение новых клиентов включает в себя мероприятия по поиску вкладчиков, ведению переговоров с ними, разработку и создание пенсионных продуктов и программ, наиболее полно соответствующих пожеланию заказчика. Наиболее сложной является работа с корпоративными клиентами, т.к. за одним договором стоят интересы сотен людей. Т.к. работа по пенсионному обеспечению носит долговременный характер, то большое внимание уделяется поддержанию взаимодействия с вкладчиками. Вкладчики, в том числе юридические лица, информируются обо всех   изменениях нормативных документов, способных повлиять на качество работы. 
  • Непосредственно с вкладчиками и пенсионерами работает операционный отдел. Специалисты отдела дают консультации по общим вопросам, заключают договора и передают сведения в Отдел учета обязательств. Ведение учета это сложная техническая задача. Учет ведется с помощью специально разработанного программного обеспечения и вычислительной техники высокого уровня надежности. Информация архивируется. Надежная работа систем учета и хранения информации контролируется инженером по вычислительной технике16.
  • Вплотную с Отделом учета и службой привлечения работает актуарий фонда. Задача актуария контролировать и рассчитывать возможность фонда выполнить свои обязательства. Также, при разработке пенсионных программ длявкладчиков, актуарий, на основании данных предоставленных вкладчиками о численности и составе персонала, вместе с отделом по работе с клиентами, рассчитывает параметры пенсионной программы (оптимальный график взносов, возможности и размеры пенсионных выплат).
  • Инвестирование пенсионных средств НПФ осуществляет инвестиционный отдел. Инвестирование осуществляется с помощью Управляющих компаний. Самостоятельно фонд может вкладывать средства в ограниченный круг активов. Инвестиционный портфель фонда должен соответствовать установленным законом и Правительством требованиям. Фонд работает с несколькими компаниями, по договорам доверительного управления. Управляющие компании несут ответственность за сохранность и возвратность средств17.

Специалисты инвестиционного отдела контролируют работу управляющих, планируют и согласовывают с управляющими оптимальные инвестиционные портфели. Инвестиционный отдел получает от управляющих компаний информацию о приобретаемых активах, анализирует ее и передает в специализированный депозитарий. Кроме того, управляющие компании подают оперативную отчетность    в специализированный депозитарий самостоятельно. Это позволяет фондам повысить оперативность управления и снизить вероятность появления ошибок. Если специализированный депозитарий обнаруживает отклонения в соблюдении инвестиционного портфеля (такое может произойти, например, в случае одновременного приобретения различными управляющими компаниями активов одного эмитента), он немедленно информирует об этом фонд, а специалисты фонда определяют каким образом устранить отклонение.

Специализированный депозитарий одновременно информирует и контролирующие органы, которым фонд докладывает о принятых мерах по факту нарушения. Нарушение правил инвестирования может привести к тому, что у фонда будет отозвана лицензия18.

Кроме того, в состав фонда, как правило, входят информационно-технический и административно-хозяйственные отделы, обеспечивающие бесперебойную работу фонда. Также может входить рекламный отдел , который обеспечивает рекламные мероприятия и переписку с вкладчиками и участниками.

На современном этапе  развития основная задача негосударственных пенсионных фондов – долгосрочное аккумулирование целевых пенсионных взносов и их приращение в целях обеспечения дополнительной (к государственной) пенсии участников фонда. В то же время, отдавая должное всей важности деятельности фондов в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, необходимо помнить, что важнейшей задачей НПФ является дальнейшее развитие различных видов добровольного пенсионного обеспечения, создание условий, при которых большинство работодателей осознают необходимость построения пенсионных программ предприятий, а отдельные граждане — самостоятельного формирования своих пенсионных накоплений. Это уже вопрос воспитания финансовой культуры и ответственности людей за свое собственное будущее, чтобы люди не ждали милостей от государства. Приступая к работе в условиях действия новых требований к государственному регулированию деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования мы осознаем необходимость повышения роли органа, осуществляющего такую деятельность19. В работе не должно быть сленга (т.е. точного изложения статьи из журнала), вы должны изложить материал научным языком!

Основные функции НПФ:

- разработка правил фонда;

- заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;

- аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;

- ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;

- ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем

- информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов20;

- формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещение составляющих его денежных средств;

- формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещения пенсионных резервов;

- организация инвестирования средств пенсионных накоплений;

- заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

- оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений;

- осуществление актуарных расчетов;

- назначение и выплата негосударственных пенсий участникам;

- назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

- назначение и выплата профессиональных пенсий;

- выплата выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или ПФР;

- осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда21.

Необходим итоговый вывод по параграфу и логический переход к следующему!

1.3. Финансово  - правовое регулирование деятельности  негосударственных пенсионных фондов  

 

Негосударственное пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью пенсионной системы России. На протяжении ряда лет негосударственные пенсионные фонды показывают уверенный рост большинства показателей своего развития. Интерес к деятельности НПФ проявляют уже не только крупнейшие корпорации топливно-энергетического комплекса, но и предприятия все более широкого круга отраслей хозяйства, банки и другие финансовые организации22

Информация о работе Негосударственный пенсионный фонд