Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью исследования является: изучить и объективно раскрыть основные характеристики функционирования и деятельности НПФ.
Автор ставит перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие негосударственного пенсионного фонда, черты его деятельности;
- проанализировать современное состояние НПФ;
- определить специфику негосударственных пенсионных фондов и тренды на будущее.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Современная пенсионная действительность 6
1.2. Специфика негосударственных пенсионных фондов 11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 17
2.1. Общая динамика развития негосударственных пенсионных фондов 17
2.2. Анализ деятельности НПФ «КИТ - Финанс» 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
Большинство граждан не задумываются о формировании своей будущей пенсии, оставляя этот вопрос «за государством». Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) же является некоммерческой организацией, позволяющей обеспечить достойное существование в старости за счет выгодного размещения средств вкладчиков, что находится под строгим государственным контролем. Взносы в НПФ являются добровольными и не обязательно должны быть значительными по объему. Доходность вложений в НПФ (в отличие отчислений в Пенсионный фонд) значительно превышает уровень инфляции. Так как НПФ является именно некоммерческой организацией, доход от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений направляется на начисление инвестиционного дохода на счета участников фонда (за исключением 15 % дохода, направляемого на формирование имущества для обеспечения уставной деятельности). Поэтому, чем раньше индивид проникнется важностью вопроса формирования своей будущей пенсии, тем больше у него шансов обеспечить себе достойные накопления к достижению пожилого возраста.
Новизна выбранной темы исследования обусловлена тем, что НПФ являются для России достаточно новым видом некоммерческих организаций. Но, несмотря на это, в законодательство вносится большое количество изменений в сторону ужесточения требований к деятельности НПФ. Тем самым государство стремится к повышению обеспеченности прав граждан, откладывающих свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах и стабилизации самих НПФ.
Следует указать, что объем научного материала по выбранной теме исследования достаточно узок, комплексные и системные монографические исследования, посвященные рассмотрению основополагающих вопросов в деятельности НПФ, практически отсутствуют.
В процессе написания работы автор опирается на основные положения Конституции РФ от 12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008), Гражданского кодекса РФ (Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ), Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, Федерального закона от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ, Федерального закона от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ и целый ряд иных федеральных законов.
Теоретической основой настоящего исследования является труд Аранжереева М.М. В работе активно используются материалы периодической печати (Российская газета, Коммерсантъ, РБК daily, Пенсионерская правда и др.); Интернет – источники.
Объектом исследования выступает пенсионная система РФ.
Предметом исследования – негосударственные пенсионные фонды.
Целью исследования является: изучить и объективно раскрыть основные характеристики функционирования и деятельности НПФ.
Автор ставит перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие негосударственного пенсионного фонда, черты его деятельности;
- проанализировать современное состояние НПФ;
- определить специфику негосударственных пенсионных фондов и тренды на будущее.
Говоря о структуре работы, следует указать, что данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Теоретической и методической
основой послужили нормативно-
Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР, при которой пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую массу, из которой они и распределялись на выплаты пенсий[18]. Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к модификации и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости; за выслугу лет; по инвалидности; по потере кормильца; социальная[18].
Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ[9].
По действующему законодательству источниками финансирования государственных пенсий являются:
- бюджет Пенсионного фонда РФ;
- федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также выплаты социальных пенсий.
Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большей части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая, надо признать, является самой дешевой в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная система, становление и функционирование которой связано с целым рядом издержек. Тем не менее, большинство стран отказывается от распределительных систем. Это вызвано прежде всего тем, что во многих развитых странах ухудшается демогра-фическая ситуация. Так, население России в среднем уменьшается на 700 тыс. чел. ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может составить лишь чуть более 100 млн. чел. При этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера[31].
Возраст выхода на пенсию в нашей стране один из самых низких в мире. Мужчины могут выйти на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. Последний показатель является беспрецедентно низким по мировым меркам. В России, в отличие от других стран, доля работающих пенсионеров уже достигла 35 %. «Такого нигде нет, работающих пенсионеров должно быть около 10 – 15 %», - считают подчиненные А. Кудрина. Как признают эксперты, это связано и с тем, что пенсии в России мизерные и их не хватает на жизнь[32].
Основные черты реформируемой пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, принятой постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» [8].
В свете анализируемой темы имеет значение тот факт, что с 1 января 2002 г. Россия вступила в очередную фазу развития пенсионной реформы, когда пенсионная система, основанная ранее на чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный, так и накопительный принципы[18].
С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели: совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ; обеспечить достойную старость пенсионерам; стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис; искоренить «черные» заработные платы; привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны[44].
Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач: введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей; предоставление индивидуального выбора управляющей компании, прошедшей конкурсный отбор; сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца); нормативное обеспечение проведения реформы пенсионных накоплений; привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний; контроль инвестиций пенсионных накоплений и др.. [44]
Основная суть пенсионной реформы такова, что нагрузка с плеч государства переходит на личное накопление, а существенное дополнение в том, что накапливать на старость и обеспечивать себе «европейский» уровень жизни на пенсии должны сами будущие пенсионеры. В пенсионной реформе могут участвовать граждане, родившиеся в 1967 г. и моложе[18].
В целом, посредством реформирования, пенсионная система в РФ сегодня представлена тремя элементами:
1) государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;
2) обязательное пенсионное страхование;
3) негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:
- базовая часть трудовой пенсии по старости;
- базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
- базовая часть трудовой
пенсии по случаю потери
- социальные пенсии нетрудоспособным гражданам;
- государственные пенсии военнослужащим;
- пенсии другим отдельным категориям граждан[44].
Ранее государственное пенсионное обеспечение осуществлялось за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из указанного бюджета. С 01.01.2010 г. единый социальный налог отменен; вместо него плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд РФ. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды (либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку не обязательно иметь трудовой стаж. Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий, выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени, и их прирост за счет инвестиционного дохода. Следует указать, что трудовая пенсия складывается из трех частей (см. рис. 1) и пояснения к ней.
Рисунок 1.1. Структура трудовой пенсии
Новшеством пенсионной реформы является то, что теперь каждый работающий гражданин вправе решать, где размещать накопительную часть пенсии – в Пенсионном фонде РФ, управляющей компании, негосударственном пенсионном фонде. При этом, существует и второй источник – дополнительная пенсия, которую можно накапливать на личном счете в НПФ. Во всем мире личная накопительная пенсионная система строится на базе негосударственных пенсионных фондов. Негосударственная пенсионная система основана на идее частного накопления[32].
На начало 2010 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, зарегистрировано и осуществляет деятельность 173 негосударственных пенсионных фонда[39].
Исходя из реально имеющейся ситуации, обычная трудовая государственная пенсия в России явно не в состоянии удовлетворить потребности пенсионера, так как ее размер практически равен прожиточному минимуму, то есть государственная пенсия в принципе достойной старости не гарантирует. Государство идет по рыночному пути развития, где основная ответственность за будущую пенсию ложится на самого потенциального пенсионера и его работодателей, иными словами работник и работодатель на паритетных началах под патронажем государства и профсоюзов (где они есть) должны аккумулировать достаточное количество денежных средств для последующей пенсии сегодняшнему работнику – будущему пенсионеру[15]. В настоящее время обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ производят только работодатели. До 2002 г. указанные отчисления с доходов физических лиц составляли 1 %, сегодня и их нет. Таким образом, денежное обеспечение государственной пенсии зависит от работодателей, направляющих отчисления в Пенсионный фонд РФ с заработной платы, которую они официально начисляют[42].