Продолжая тему, эксперты
указывают, что разграничение полномочий, утвержденное
Правительством РФ, усиливает аппаратный
вес Минздравсоцразвития. По их мнению,
у Минздравсоцразвития появилось больше
полномочий. В связи с чем руководитель
компании «Пенсионные и актуарные консультации»
Е. Якушев считает, что: «Судя по набору
тех функций, которые закреплены за министерством,
ему придется создавать отдельное подразделение,
которое будет заниматься их исполнением,
а также формированием нормативной базы».
Итак, несмотря на все
трудности, негосударственные пенсионные фонды доказали свою необходимость,
привлекательность как для вкладчиков,
так и для участников, жизнеспособность
как социально-финансового института. Негосударственное пенсионное обеспечение
является одной из ключевых составляющих
социального партнерства работодателей
и работников, которое, в свою очередь,
имеет основополагающее значение для
достижения социальной стабильности в
обществе. В случае реализации на предприятии
корпоративной пенсионной программы будущие
пенсии в виде пенсионных накоплений являются
формой отложенной заработной платы сотрудников.
Участие предприятий в пенсионных программах
укрепляет доверие сотрудников к работодателю,
формирует корпоративный дух, повышает
рейтинг предприятия.
Государство гарантирует россиянам минимальную
пенсию, о достойном ее размере они должны
позаботиться сами. С таким заявлением
выступил первый вице-премьер РФ И. Шувалов
на международной конференции «Россия
и мир: вызовы нового десятилетия». «Мы
определили уровень государственного
пенсионного обеспечения, четко послав
сигнал гражданам: остальное – в ваших
руках. Государство будет обеспечивать
определенный уровень пенсий, приблизительно
одинаковый для всех граждан, и стимулировать
добровольное пенсионное страхование»,
- сказал он. И это резонно, ведь размер
дополнительной пенсии через систему
пенсионного обеспечения может достигать
50 – 60 % заработной платы.
Постепенно осознавая
преимущества и выгоды негосударственного
пенсионного обеспечения, работники начинают побуждать работодателей
к созданию систем негосударственного
пенсионного обеспечения, включению положений
о негосударственном пенсионном обеспечении
в коллективный договор, заключению трехстороннего
соглашения (работодатель, работник, фонд),
разработке специальных положений о негосударственном
пенсионном обеспечении на предприятиях,
что создает предпосылки для укрепления
трудовой дисциплины, стабилизации персонала,
улучшения морально-психологического
климата в коллективе, в чем заинтересованы
как работники, так и работодатели.
2.2. Анализ деятельности НПФ «КИТ
- Финанс»
«КИТ Финанс» Негосударственный пенсионный
фонд — один из крупнейших и наиболее
динамично развивающихся российских НПФ.
Фонд предлагает качественное современное
обслуживание по всем видам пенсионных
услуг:
- Управление вашей накопительной частью пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования и выплата вам накопленных средств на пенсии.
- Участие в государственной программе софинансирования пенсии и значительное увеличение накопительной части при поддержке государства на выгодных условиях.
- Накопление дополнительной к трудовой, негосударственной пенсии от КИТ Финанс НПФ.
- Разработка и сопровождение корпоративных пенсионных программ для компаний, формирование корпоративной пенсии для персонала.
КИТ Финанс НПФ входит в ТОП-5 российских НПФ по количеству
клиентов, которые перевели накопительную
часть трудовой пенсии в фонд. Более 1 млн.
россиян доверяют управление своими пенсионными
накоплениями и формирование будущей
пенсии.
Доходность счетов застрахованных
лиц доход за 2009-2011 гг. составила 28,9% —
это выше инфляции за тот же период (25,5%)
и доходности государственной управляющей
компании по расширенному инвестиционному
портфелю (24,3%). На счета клиентов по негосударственному
пенсионному обеспечению фонд начислил
накопленный доход в размере 49,2%.
Негосударственный пенсионный
фонд (НПФ) — некоммерческая организация
социального обеспечения, за которой
ведется многоуровневый контроль.
Государственный контроль
Ведет Федеральная служба
по финансовым рынкам и Министерство
труда и социальной защиты России. ФСФР проводит лицензирование НПФ и
контролирует их деятельность с учетом
соответствия лицензионным требованиям
и соблюдения законодательства. НПФ обязаны
предоставлять ФСФР ежемесячные (оперативные),
ежеквартальные и годовые отчеты. Министерство
труда и социальной защиты РФ регулирует
деятельность НПФ в части правоотношений
между НПФ и ПФР, НПФ и участниками, застрахованными
лицами и их правопреемниками.
Внешний контроль
Осуществляют специализированный
депозитарий, независимый аудитор
и независимый актуарий. В отличие от ФСФР эти органы могут
только констатировать наличие или отсутствие
нарушений в деятельности НПФ, не имея
полномочий принимать меры для их пресечения.
Однако результаты проверок и контроля
в обязательном порядке доводятся до сведения
ФСФР.
Специализированный депозитарий.
Ежедневно контролирует соблюдение
правил размещения средств пенсионных
резервов и требований при инвестировании
средств пенсионных накоплений. О
выявленных нарушениях специализированный
депозитарий обязан сообщать в ФСФР,
фонд и соответствующую управляющую компанию
фонда. Кроме того, депозитарий хранит
сертификаты ценных бумаг и ведет учет
и переход прав на ценные бумаги, в которые
размещены средства пенсионных резервов
и инвестированы средства пенсионных
накоплений.
Независимый аудитор. Ежегодно по итогам финансового
года НПФ обязаны проводить независимую
аудиторскую проверку. Аудиту подлежат
ведение бухгалтерского учета, пенсионных
счетов негосударственного пенсионного
обеспечения и пенсионных счетов накопительной
части трудовой пенсии, бухгалтерская
отчетность фонда, осуществление выплат
негосударственных пенсий, выкупных сумм,
накопительной части трудовых пенсий,
выплат правопреемникам, выплат профессиональных
пенсий, а также ведение бухгалтерского
учета и подготовка бухгалтерской отчетности
управляющих компаний и специализированных
депозитариев по формированию и размещению
средств пенсионных резервов, передаче
и инвестированию средств пенсионных
накоплений.
Независимый актуарий. Ежегодное
заключение актуария включает результаты актуарного оценивания принятых
фондом обязательств перед вкладчиками,
участниками и застрахованными лицами,
а также результаты оценивания актуарной
стоимости средств пенсионных резервов
и средств пенсионных накоплений.
Общественный контроль
Ведет Попечительский совет фонда, который включает
полномочных представителей вкладчиков,
участников и застрахованных лиц, которым
при принятии решений принадлежит не менее
половины голосов. Попечительский совет
создается для надзора за деятельностью
фонда и защиты интересов вкладчиков и
участников. В Попечительский совет КИТ
Финанс НПФ входят президент АК «АЛРОСА»
Федор Борисович Андреев, заместитель
генерального директора и член Правления
КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) Константин
Викторович Яковлев, председатель Законодательного
Собрания Тверской области Андрей Николаевич
Епишин.
Внутренний контроль
- за соблюдением требований законодательства ведет внутренний контролер (должностное лицо или служба внутреннего контроля фонда);
- за деятельностью исполнительного органа ведет ревизионная комиссия фонда.
Клиентский контроль
Вкладчики, участники
и застрахованные лица могут сами
контролировать полноту отражения
фондом поступления взносов на основе
информации о состоянии пенсионного
счета, которую фонд обязан представлять не реже одного раза в год. Ежегодно
до 30 июля НПФ обязаны публиковать в СМИ
отчеты о своей деятельности за отчетный
год, а негосударственные пенсионные фонды,
зарегистрировавшие заявление о намерении
осуществлять деятельность по обязательному
пенсионному страхованию, — годовой отчет
о формировании средств пенсионных накоплений.
Миссия негосударственного пенсионного фонда «Кит-Финанс»
заключается в повышении благосостояния
и обеспечении социальной защиты граждан
России путем формирования, сохранения
и приумножения их пенсионного капитала.
Показатели и достижения
фонда
На 30.09.2012 собственные
средства составляют 27 838 324, 83 тыс. руб, имущество
для обеспечения уставного капитала деятельности
составляет 113 036, 63 тыс. руб, Совокупный
вклад учредителей- 129 000,00тыс. руб.
Сведем данные в таблицу
Табл.1
собственные средства |
27838325 (тыс. руб.) |
Имущество для ОУД
|
113037 (тыс. руб.) |
Краткосрочные и долгосрочные
обязательства |
7960 (тыс. руб.) |
Пенсионные накопления
|
27 653 777 (тыс. руб., балансовая
стоимость) |
Пенсионные накопления
|
27 653 779 (тыс. руб., рыночная
стоимость) |
Доходность пенс. накоплений
|
9.98 (%) |
Количество застрахованных
лиц |
1174633 (чел.) |
Кол-во застрахованных
лиц, получ. пенсию |
267 (чел.) |
Выплаты пенсий по ОПС |
2 476.50 (тыс. руб.) |
Пенсионные резервы
|
63551 (тыс. руб.) |
Кол-во участников |
3100 (человек) |
Получают пенсию
|
6 (человек) |
Пенсионные выплаты |
107,64 (тыс. руб.) |
Заключение
С помощью развития негосударственных
пенсионных фондов решаются задачи реформирования
пенсионной системы России, имеются
ряд моментов, привлекательные для
предприятий, работодателей и работников. Это, прежде
всего частичное, а иногда и полное, финансирование
дополнительной пенсии работодателем.
В связи с этим, негосударственная пенсия
обходится человеку заметно дешевле, чем
при полном финансировании пенсии собственными
взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном
фонде равнозначно получению отложенной
части заработанной платы с соответствующими
накоплениями инвестиционного дохода.
Поэтому условия наличия негосударственного
пенсионного обеспечения становится важным
моментом при выборе места работы.
Что касается руководителей
предприятий, то создание и участие
в финансировании негосударственного
пенсионного фонда (НПФ) позволяет
сократить текучесть квалифицированных
кадров и уменьшить расходы на
их подготовку, или наоборот, способствовать омоложению коллектива.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. по сост. на 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445; Справочная правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
- Гражданский кодекс РФ (Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (с изм. и доп. по сост. на 31 декабря 2009 г.) //Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. по сост. на 20 марта 2010 г.)//Собрание законодательства РФ, 05.02.1996. № 6, ст. 492; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. по сост. на 18 апреля 2010 г.)//Собрание законодательства РФ от 15.01.1996 г. № 3 ст. 145; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изм. и доп. по сост. на 1 января 2010 г.) //Собрание законодательства РФ, 01.04.1996. № 14, ст. 1401; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. по сост. на 29 января 2010 г.) //Собрание законодательства РФ. 11.05.1998. № 19, ст. 2071;СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. по сост. на 17 июля 2009г.)//Собрание законодательства РФ, 13.08.2001. № 33 (часть I), ст. 3418; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. по сост. на 29 января 2010 г.)//Собрание законодательства РФ, 2001 г. № 33, ст. 3430; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп. по сост. на 1 января 2010 г.)//Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. № 51, ст. 4831; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. по сост. на 18 июля 2009 г.)//Собрание законодательства РФ, 2001 г. № 51, ст. 4832; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изм. и доп. по сост. на 1 января 2010 г.)//Собрание законодательства РФ, 29.07.2002 г. № 30, ст. 3028; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» //Собрание законодательства РФ , 13.01.2003г. № 2, ст.166; СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования») (с изм. и доп. по сост. на 25 ноября 2009 г.)//Собрание законодательства РФ от 27.07. 2009 г. № 30, ст. 3738; СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 21.09.1992, № 12; СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Минтруда и соцразвития РФ от 15.04.2004 г. № 46 «Об утверждении Порядка регистрации пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов» //Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2004 г. № 5772; СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (с изм. и доп. по сост. на 30 мая 1997г.)//Собрание законодательства РФ, 1995 г. № 33, ст. 3388; СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 29.07.2005 г. № 465 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и правил согласования Кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Федеральной службой по финансовым рынкам» //Собрание законодательства РФ, 08.08.2005. № 32, ст. 3310; СПС «КонсультантПлюс».
- Аранжереев М.М. Как обеспечить достойную старость, или возможности негосударственных пенсионных фондов./М.М. Аранжереев - М.: ЭКСМО, 2006г.- 240с.
- Грицюк М. Копилка на старость /М. Грицюк// Российская газета - № 42 (5121) - 2 марта 2010г.
- Егоршева Н. Где деньги, фонд? / Н. Егоршева// Российская газета - № 52 (5131) -15 марта 2010г.
- Концепция развития накопительного пенсионного обеспечения (проект) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://napf.ru/3860.
- Кошкаров А., Пылаев И. Для НПФ кризис не помеха/ А. Кошкаров, И. Пылаев // РБК daily, 31.10.2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/.
- Лашкевич Н. И где твоя пенсия?/ Н. Лашкевич // Пенсионерская правда - 30.10.2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pensport.ru/.
- Лента новостей «РИА Новости». 21.01.2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: (http://www.rian.ru/);
- Мазунин А. Пенсионные деньги уводят за рубеж / А. Мазунин // Коммерсантъ - № 151 (4206) - 19 августа 2009г.
- Мазунин А. Пенсионные фонды признали социальными / А. Мазунин // Коммерсантъ - № 14 (4314) - 28 января 2010г.
- Мазунин А. Пенсионным фондам нашли средства от убытков/ А. Мазунин // Коммерсантъ - № 41 (4341) - 11 марта 2010г.
- Мизгулин Д. Выход не в финансовом участии государства, а в привлечении к этому процессу работодателей / А. Мазунин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admhmao.ru/.
- Морозов А.Г. Начала пенсионного дела./ А.Г. Морозов - Волгоград: ВолГУ, 2001г. – 116с.
- Морозова Л. НПФ дадут права / Л. Морозова // Российская бизнес-газета - № 6 (739) - 16 февраля 2010г.
- Пенсионная реформа дожила до второго этапа. //Деньги - № 9 (766) - 08.03.-14.03. 2010г.
- Сергеев М. После реформы дожить до пенсии смогут немногие / М. Сергеев // Независимая газета - 19 августа 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ng.ru/.
- Сергеева И.Г.
Использование инструментов финансового рынка для привлечения иностранных инвесторов/ И.Г. Сергеева - С-Пб.: Институт бизнеса и права, 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ibl.ru/.
- Старость без госучастия. //Аргументы и факты - № 10 (1531) - 10-16 марта 2010г.
- Теоретические проблемы и практика правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.allpravo.ru.
- Федотов Д.Ю. Негосударственные пенсионные фонды России: Учеб. пособие./ Д.Ю. Федотов – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 162с.
- Хамраев В. Социальные некоммерческие организации получат господдержку / В. Хамраев // Коммерсантъ - № 4 (4304) - 14 января 2010г.
- Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России./ Ф.Э. Шереги, Е.А. Абросимова - М.: Университет, 2002. – 120с.
- Шкель Т. Льгота благотворителю /Т. Шкель // Российская газета - № 2 (5081) - 12 января 2010г.
- Интернет-сайт Минздравсоцразвития России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/.
- Интернет-сайт негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «КИТ Финанс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kitnpf.ru/.
- Интернет-сайт негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Паритет», [Электронный ресурс] Режим доступа: www.npfparitet.ru/.
- Интернет-сайт негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Система» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pfsistema.ru/.
- Интернет-сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.
- Интернет-сайт по вопросам пенсионной реформы в РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pensia-info.ru/.
- Интернет-сайт по вопросам пенсионной реформы в РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pensia-reforma.ru.
- Интернет-сайт томской городской палаты общественности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tgpo.tomsk.ru/.
- Интернет-сайт Федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fcsm.ru.