Негосударственный пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: изучить и объективно раскрыть основные характеристики функционирования и деятельности НПФ.
Автор ставит перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие негосударственного пенсионного фонда, черты его деятельности;
- проанализировать современное состояние НПФ;
- определить специфику негосударственных пенсионных фондов и тренды на будущее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Современная пенсионная действительность 6
1.2. Специфика негосударственных пенсионных фондов 11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 17
2.1. Общая динамика развития негосударственных пенсионных фондов 17
2.2. Анализ деятельности НПФ «КИТ - Финанс» 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая негосуд. пенс. фонд 04.12 отформатировать.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

В качестве примера, 30.10.2008 г. Пенсионный фонд России опубликовал  данные по оттоку-притоку средств  пенсионных накоплений из Государственной  управляющей компании (ГУК) – Внешэкономбанка в НПФ и управляющие компании. Несмотря на кризис и достаточно неплохую доходность, которую в этом году показал ГУК, число заявлений о переводе средств в НПФ за девять месяцев этого года выросло в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составило на тот момент 820 тыс. чел. [22].

Специфика НПФ следующая:

- является именно некоммерческой организацией, то есть целью его деятельности не является извлечение прибыли, которую получат учредители;

- именно пенсионное  обеспечение является как целью создания, так и основным видом деятельности НПФ;

- для начала пенсионных  накоплений не требуется изначально  значительных денежных средств,  то есть в НПФ можно начинать  формировать свою будущую пенсию  с незначительных текущих отчислений  – в пределах 150-300 руб.[18]

Итак, НПФ является специальной  формой организации, основной целью  которой является задача сохранения и приумножения средств, предназначенных  для будущих пенсий граждан, заключивших  соответствующие договора. Деятельность негосударственных пенсионных фондов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ (в ред. от 29.01.2010), подлежит обязательному лицензированию и контролируется государством[23].

Прежде всего, Законом установлено, что негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- негосударственное пенсионное  обеспечение участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве  страховщика по обязательному  пенсионному страхованию в соответствии  с Федеральным законом от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗи договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию в соответствии  с федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ (в ред. от 29.01.2010)).

Вышеуказанным Законом  от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью.

Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению – это деятельность по формированию и выплате участнику фонда негосударственной пенсии, сформированной за счет пенсионных взносов, направленных в НПФ работником из личных средств и (или) работодателем в виде добровольных отчислений сверх обязательных в Пенсионный фонд РФ[18]. Упрощенная схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так[29]:

1) сбор денежных средств  с граждан либо с организаций,  которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;

2) ведение учета поступивших  денежных средств и их распределение  по именным счетам конкретных  пенсионеров;

3) инвестирование денежных  средств в целях их сохранения  и прироста;

4) ведение учета прироста  денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;

5) выплата пенсии пенсионеру  по достижении пенсионного возраста.

Деятельность НПФ в  качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию – это деятельность по формированию и выплате накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет обязательных платежей, перечисляемых предприятием в Пенсионный фонд РФ (согласно Федеральному закону от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ (в ред. от 25.11.2009)).

Чтобы получить через  НПФ накопительную часть трудовой пенсии, работник должен заключить договор с НПФ и подать в Пенсионный фонд РФ (ПФР) заявление о переходе в НПФ. Важно, что работник в данном случае получает информацию об управляющей компании и контролирующем ее специализированном депозитарии, инвестиционной декларации (перечне активов, в которые инвестируются средства накопительной части трудовой пенсии), расходах, связанных с инвестированием. Кроме того, он ежегодно получает выписку, подтверждающую сумму средств, отраженных на его индивидуальном лицевом счете, то есть видит результаты работы фонда. Таким образом, работник получает максимум информации, может контролировать ситуацию и участвует в процессе инвестирования[29].

Застрахованное лицо может воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей  компании) и правом выбора на переход из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд не чаще одного раза в год[42].

Важно, что государство  «отделило» фонд от денег, то есть фонд не имеет права самостоятельно вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система. В отличие от банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов главным преимуществом НПФ является то, что они – организации некоммерческие, а, следовательно, доходы, зарабатываемые фондами, направляются на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не учредителям[48].

Пенсионные накопления, находящиеся в госкомпании, приносят одни убытки – средства вкладываются в государственные ценные бумаги, которые считаются хоть и высоконадежными, но весьма низкодоходными. Доходы не превышают уровень инфляции. Люди в конечном итоге просто теряют свои деньги. И такая ситуация длится вот уже несколько лет[34].

«Надо совершенствовать систему регулирования НПФ, расширять  базу доходов, а также обеспечивать налоговое стимулирование программы господдержки НПФ», – считает председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Ананьев, – определяя круг актуальных задач для законодателей. Созданное Агентство по страхованию пенсионных накоплений, по задумке отечественных предпринимателей и промышленников, должно формировать специальный страховой фонд, возмещение из которого будет выплачиваться в случае снижения размера накопительной части трудовой пенсии, выплачиваемой Пенсионным фондом России или негосударственными пенсионными фондами, а также в случае прекращения выплат – при условии, что продолжение или сохранение размеров выплат невозможно за счет средств НПФ[46].

Негосударственная пенсия стала существенным фактором в обеспечении благосостояния пожилых граждан. По опубликованным данным, на 01.10.2009 г. в негосударственных пенсионных фондах формировали накопительную часть трудовой пенсии (НЧТП) 5572,3 тыс. чел. По предварительным данным, после завершения обработки заявлений о переходе в НПФ, поданных в 2009 г., число застрахованных лиц, формирующих НЧТП в НПФ, составляет около 7500 тыс. чел. [36].

Итак, в настоящее время  в России насчитывается 173 лицензированных  негосударственных пенсионных фонда, которые обслуживают около 12 млн. россиян. По предварительным оценкам, совокупный объем пенсионных резервов НПФ за 2009 г. составил примерно 580 млрд.руб., пенсионных накоплений – около 150 млрд.руб.. При этом, системой негосударственного пенсионного обеспечения охвачено более 1000 предприятий.

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

2.1. Общая динамика развития негосударственных пенсионных фондов

 

В России первые пенсионные кассы появились еще до 1917 г. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д. В 1988 г. было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 г. пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство не смогло выполнить свои обязательства.

Первым негосударственным пенсионным фондом стал НПФ работников науки (1990 г.) Вторым - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

Первым документом о негосударственных  пенсионных фондах стал Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. «О негосударственных  пенсионных фондах» № 1077, в котором были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что НПФ функционирует независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе также было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью; размещение активов НПФ осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами.

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием Федерального закона от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ (в наст. вр. ред. от 29.01.2010). В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования. Во исполнение положений Закона был разработан и принят ряд соответствующих постановлений Правительства РФ.

Следующий этап развития системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а именно о включении НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Были внесены существенные изменения в Федеральный Закон от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ. Федеральный закон от 10.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 14-ФЗ определяет, что исключительными видами деятельности НПФ являются:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию.

Понятие «собственное имущество  фонда» включает все имущество фонда, которым он располагает, а именно: имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД, - прежде всего совокупный вклад учредителей фонда, создаваемый для защиты интересов участников и застрахованных лиц), средства пенсионных резервов (средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами) и средства пенсионных накоплений, предназначенные для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании.

С начала организации негосударственного пенсионного обеспечения более динамично развивались корпоративные негосударственные пенсионные фонды, среди которых могут быть названы: «Газфонд», «Сургутнефтегаз», «ЛУКойл-Гарант», «Благосостояние», «Телеком-Союз», «Электроэнергетики», «РЖД».

В настоящее время, когда  финансовый кризис выявил настоящее  положение, с расстановкой сил на финансовом рынке, создалась ситуация, когда: «слабые» игроки вынуждены уйти с поля, а «сильные», выдержавшие  удар, продолжают развиваться. Стоит указать, что прошлый 2009 г. двояко тяжел для НПФ. Кроме печальных результатов от деятельности управляющих компаний, согласно Федеральному закону от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ (еще в прежн. ред), фонды должны зафиксировать имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) в 50 млн. руб. на 01.07.2009 г. Это фонды, специализирующиеся на добровольном пенсионном обеспечении, и 100 млн. руб. на профессиональном и накопительном пенсионном обеспечении. В настоящее время 173 фонда, работающих на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, имеют лицензию без ограничения срока действия. 64 НПФ выбыли с рынка по следующим причинам: у 54 фондов лицензии были аннулированы за нарушение законодательства РФ, то есть они не смогли подтвердить стоимость имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД); у 10 НПФ лицензии аннулированы по заявлениям лицензиатов. В качестве примеров можно назвать НПФ: «Золотая осень», «Чистые руки», «Прогресс-ДОВЕРИЕ», «Пенсион-плюс», «Гарантия будущего», «Надежда», «Опека», «Доверие, Достоинство, Доход».

Ввиду тематики пенсионных фондов стоит упомянуть, что Правительство  РФ фактически признало, что негосударственные  пенсионные фонды в большей мере являются социальными институтами, чем участниками финансового рынка. Именно в этом эксперты видят смысл правительственного постановления, расширяющего полномочия Минздравсоцразвития при регулировании деятельности НПФ, притом что круг полномочий рыночного регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) – остался без изменений. Так в январе 2010 г. Правительство РФ внесло изменения в постановление № 699 от 04.11.2003 г. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государствен-ное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов…». Документ четко разделяет полномочия Минздравсоцразвития и ФСФР как двух регуляторов пенсионного рынка. Так, в сферу ответственности Минздравсоцразвития отнесено принятие нормативных актов в части правоотношений между НПФ и его участниками и застрахованными лицами, утверждение типовых форм договоров об обязательном пенсионном страховании, типовых страховых правил фондов, требований к пенсионным схемам. В свою очередь, ФСФР осуществляет лицензирование деятельности НПФ, регистрацию правил фондов, вводит запрет на проведение операций, курирует инвестиционную деятельность НПФ. «До появления постановления в новой редакции полномочия  Минздравсоцразвития в отношении НПФ и их клиентов были расплывчатыми, они определялись абстрактной функцией, что министерство должно защищать интересы вкладчиков и участников фондов», - указывает председатель совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) К. Угрюмов.

Информация о работе Негосударственный пенсионный фонд