Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа
Целью моей работы является: исследовать новые источники финансирования организаций такие как лизинг, франчайзинг и факторинг.
Задачами исследования в данной работе является определить понятие лизинга, франчайзинга и факторинга, механизм их функционирования как в России, так и за рубежом.
Введение…………………………….....................................................................3
1. Содержание новых источников финансирования организаций
Понятие и сущность франчайзинга………………………………...4-12
Понятие и сущность лизинга……………………………………….12-17
Понятие и формы факторинга……………………………………..17-19
Развитие новых источников финансирования в РФ
2.1 Развитие франчайзинга в России……………….………….……...19-22
2.2 Развитие лизинга в России………………………………………....23-27
2.3. Развитие факторинга в России …………………............................27-28
Заключение…………………………….........................................................29-30
Список использованной литературы………….......................................31-32
Приложения…..……………………………………………………………33-36
Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему. Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы.[5, c.34]
1.2.Понятие и сущность лизинга
Развитие рыночной экономики повлекло за собой развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Субъектами лизинга являются:
Лизингодатель
- физическое или юридическое лицо,
которое за счет привлеченных и (или)
собственных средств
Лизингополучатель
- физическое или юридическое лицо,
которое в соответствии с договором
лизинга обязано принять
Продавец
- физическое или юридическое лицо,
которое в соответствии с договором
купли-продажи с лизингодателем
продает лизингодателю в
Для реализации
лизинговой деятельности должны быть
созданы специальные лизинговые
компании (фирмы) - это коммерческие
организации выполняющие в
Основными формами лизинга являются: внутренний лизинг, международный лизинг, сублизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.[10, c.12]
Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. К обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона. Лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой:
- Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств.
- Мелким
и средним предприятиям проще
получить контракт по лизингу,
чем ссуду. Некоторые
- Лизинговое соглашение более гибко, чем
ссуда, поскольку предоставляет возможность
выработать удобную для покупателя схему
финансирования. Лизинговые платежи по
договоренности сторон могут быть ежемесячными,
ежеквартальными и т.д., а суммы платежей
- отличаться друг от друга. Ставка может
быть фиксированной и плавающей. Иногда
погашение может осуществляться после
получения выручки от реализации товаров,
произведенных на оборудовании, взятом
в лизинг, или может быть прокомпенсировано
встречной услугой, что позволяет предприятиям
без резкого финансового напряжения обновлять
производственные фонды.
- Риск устаревания оборудования целиком
ложится на арендодателя. Арендатор имеет
возможность постепенного обновления
своего парка оборудования.
- Платежи по лизингу ведутся из суммы
прибыли от используемого оборудования
и не подлежат налогообложения, так как
являются арендной платой. Банк может
изменять размер взносов, чтобы улучшить
использование финансовых ресурсов арендатора.
Сумма платежей по лизингу фиксируется
при подписании договора и не зависит
от колебаний валютного курса и изменений
банковского процента по долгосрочному
кредитованию.
- При международных лизинговых операциях
арендатор получает налоговые льготы
страны арендодателя, что проявляется
в снижении выплат, а также дополнительные
услуги (в основном при оперативном лизинге)
арендодателя или его представителей
(техническое обслуживание и ремонт арендуемого
оборудования, консультации по его эксплуатации,
передача ноу-хау)
- Международный Валютный Фонд не учитывает
сумму лизинговых сделок в подсчете национальной
задолженности, т.е. существует возможность
превысить лимиты кредитной задолженности,
устанавливаемой Фондом по отдельным
странам.[13, c.67]
Лизинговым операциям присущи и недостатки
такие как:
- арендатор не выигрывает на повышении
остаточной стоимости оборудования
- если это финансовый лизинг, а научно-технический
прогресс делает изделие устаревшим, тем
не менее арендные платежи не прекращаются
до конца контракта;
- стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя
забывать, что риск устаревшего оборудования
ложится на арендодателя, а потому он берет
большую комиссию.
1.3.Понятие
и формы факторинга
Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им также факторинговые услуги. Факторинг (англ. factoring от factor - агент, посредник) представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции. Цель факторинговых операций - своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков. В России факторинговые операции стали применяться впервые в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1989 г. и в дальнейшем получили распространение во многих банках страны. Для проведения таких операций в банках создаются отделы или группы факторинга. Они являются обособленными структурными подразделениями банков и обладают оборотными фондами, источником формирования которых являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлечённые факторингом средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Кроме того, если у факторингового отдела возникнет потребность в привлечении дополнительных источников для выполнения своих обязательств, банк предоставляет ему краткосрочный кредит. Хозяйственные органы могут также предоставлять факторинговому отделу временно свободные средства на определённый срок за плату, которая определяется в договорах по соглашению сторон. Существуют также и другие способы привлечения средств для деятельности факторингового отдела. Например, привлечение различных депозитов или выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счёт своей прибыли факторинговый отдел (группа) банка создаёт резервный фонд. Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счёте «Расчёты банка по факториговым операциям». В аналитическом учёте ведутся отдельные счета в разрезе поставщиков. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. Факторинговый отдел можно условно назвать «банк внутри банка». В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель. Факторинг - это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчётов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики. Благодаря факторингу создаются условия, при которых банк систематически наблюдает за финансовым состоянием поставщиков и платёжеспособностью их покупателей. Факторинг может быть открытым и закрытым. Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлён о том, что поставщик переуступает право получения денег факторинговому отделу банка, который указывается в расчётных документах как получатель денег от покупателя. Закрытый факторинг - своё название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке счетов-фактур факторинговому отделу банка. В данном случае плательщик ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить полученные деньги факторинговому отделу банка. Взаимоотношения факторингового отдела и поставщика по осуществлению операций регулируются договором. В договоре предусматриваются условия совершения кредитно-расчётных операций; реквизиты платёжных требований; доля сумм платежа отделом от суммы по операциям факторинга; размер компенсационного вознаграждения; условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению сторон. В нём также оговаривается ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. Учитывая высокую степень риска факторинговых операций, отдел принимает решение о заключении договора на обслуживание после изучения финансового состояния возможного клиента и его перспектив. Если одна из сторон представляет собой юридическое лицо другой страны, то факторинг носит название внешнего.[14] Отличия финансирования при факторинге от других кредитных продуктов представлены в приложение 1(таблица 1). В ней показаны преимущества факторинга перед другими кредитными продуктами такие как:
-Простой процесс получения финансовых средств
-Минимальный пакет документов
-Не
требуются залог и
-Улучшение финансовых показателей
-Конкурентные ставки и сроки финансирования
-Возможность
предложить покупателям более
гибкие сроки оплаты товара.[4,
c.56]
Глава 2.Развитие новых источников финансирования в РФ.
2.1.Развитие франчайзинга в России.
В России
наблюдается возрастающий интерес к развитию
бизнеса с использованием концепций франчайзинга.
Количество организаций, заявивших о своем
развитии в формате франчайзинга, возросло
с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2010 г., что само по
себе характеризует востребованность
этого формата в России. Только в 2010 г.
количество франшиз по сравнению с 2009
г. возросло более чем на 40 % По всем указанным
секторам в 2010 г. произошел количественный
рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными
товарами; 27,3 % по продовольственной торговле;
30,1 % по сектору общественного питания
и 25% по услугам. Вместе с тем, в общей совокупности
франшиз наблюдалось в 2010 г. некоторое
снижение доли сектора услуг, что связано
с опережающим ростом франшиз в секторе
непродовольственной торговли, и соответственно
увеличение доли непродовольственного
сектора с 47 % в 2009 г. до 52 % в 2010 г. Для России
характерны общемировые тенденции развития
франчайзинга. Это связано с общими преимуществами
франчайзинга и обусловленной необходимостью
к объединению возможностей и ресурсов
в условиях глобализации. При этом следует
учитывать, что до определенного времени
законодательное регулирование интеллектуальной
собственности, включая отсутствие какой-либо
формы регулирования для отношений похожих
на франчайзинг и экономическая ситуация
в России в целом не давали ни малейшего
шанса развитию франчазинга в России.
Поэтому на российском рынке структура
франшиз по сроку предложения существенно
отличается от структуры франшиз Европы
и США, которые имеют значительно более
длительную историю. Сектор торговли продуктами
питания не занимает ведущего места в
структуре франчайзингового рынка. Это
связано в основном со спецификой самого
продукта, необходимостью установления
жестких стандартов логистики и обмена
данных, определенными трудностями исполнения
стандартов на местах и осуществлением
контрольной функции особенно в крупноформатном
и широко ассортиментом секторе. Наиболее
приемлемым для торгового франчайзинга
является сектор специализированной торговли
с ограниченным ассортиментом товаров
(например, чай, сыры, замороженные продукты
и др.). Этот вывод подтверждается не только
зарубежной практикой, но и перераспределением
в 2010г. франшиз внутри продуктового сектора
в России в пользу специализированной
торговли. Наибольшая активность наблюдалась
в секторе розничной торговли непродовольственными
товарами. Доля непродовольственного
сектора в структуре франшиз составила
в 2010 г. 52 %. Общие тенденции в секторе непродовольственной
розничной торговли по данным Федеральной
службы государственной статистики статистике
были положительными. Оборот непродовольственной
розничной торговли в январе-ноябре 2010
г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным
периодом 2009 г. В непродовольственной
торговле наибольшую долю франчайзингового
рынка занимали франшизы одежды и обуви
(51 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество
франшиз в секторе торговли одеждой возросло
на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %. Это связано
как с общими тенденциями, происходящими
на рынке одежды и обуви в докризисной
ситуации, например, увеличение объемов
закупок импортных товаров, развитие собственного
производства, рост потребительской активности,
рост спроса и увеличение объемов продаж,
изменение тенденций в моде, ориентация
на фирменную торговлю, высокий уровень
конкуренции в данном секторе и т.д., так
и с меньшими затратами ресурсов и времени
на формирование сети (в отличие от других
секторов), а также наличием механизмов
осуществления контроля за работой участников
сети. В других секторах также происходил
рост количества франшиз, при этом опережающими
темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров
в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли
секторы подарков и товаров для личной
гигиены, около 40 % сектор товаров для детей
и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы
и товары для дома. В 2010 г. в России активно
развивался рынок общественного питания.
Оборот общественного питания поданным
Федеральной службы государственной статистики
на ноябрь 2010 г. возрос по отношению к соответствующему
периоду 2009 г. на 108,2 %. Согласно опросам
общественного мнения в России в 2010 г.
возрастала посещаемость заведений питания,
особенно в обеденное время. Достигшие
успеха за последние несколько лет организации
ориентируются на сетевое развитие. Покупка
франшизы становится привлекательной
для представителей малого предпринимательства
в связи с рядом неоспоримых преимуществ
по сравнению с открытием собственной
единичной точки. В секторе питания количество
франшиз по сравнению с 2009 г. возросло
более чем на 30 %. На рынке появились новые
концепции и новые технологии. Наблюдался
рост заинтересованности в использовании
марок и концепций уже существующих сетей;
появились новые локальные сети. [3, c. 43]
Франчайзинг в индустрии питания существенно
отличается от товарного франчайзинга.
В отличие от товарного франчайзинга сервисная
марка связана не с конкретным продуктом,
а с целым комплексом, определяющим услугу
признаков. Поэтому франчайзеры используют
различные марочные концепции. Если марка
гарантирует набор продуктов для приготовления
пищи и меню, то чем шире ассортимент меню,
тем выше будут риски. Поэтому некоторые
системы избирают марочную концепцию
ограниченных гарантий, например, стандартный
набор фирменных блюд, а не все меню. Если
марка идентифицирует всю услугу, гарантируя
потребителю соответствие не только продуктовую
часть, но и оформление помещения, обслуживание,
музыку и др., то гарантии марки распространяются
на всю бизнес-систему и риски достаточно
велики. Это одно из главных и видимых
отличий франчайзинга бизнес-формата
от товарного франчайзинга. Таким образом,
вопрос стандартизации и исполнения стандартов
каждым участником сети в франшизных сетях
питания стоит значительно острее, чем,
например, в секторе торговли. Рост сетей
и появление новых участников рынка сопровождается
внедрением новых технологий, дифференциацией
меню и обслуживания, совершенствованием
качества продукта и процедур приготовления
готового блюда, процессов обслуживания
посетителей ресторанов, а также созданием
комфортных условий для посещения ресторанов
и совершенствованием программ маркетинга.
В 2010 г. в России наблюдались положительные
тенденции и в сфере услуг. По данным официальной
статистики на ноябрь 2010 г. по сравнению
с аналогичным периодом 2009 г. объем платных
услуг, оказываемых населению, возрос
на 104,1 %. В России наиболее распространен
прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи.
Это связано с небольшим пока опытом работы,
незначительностью масштаба развития,
недостаточным качеством менеджмента,
недопониманием франчайзи необходимости
разделения ответственности с франчайзером
за сохранение репутации системы, необходимостью
постоянного контроля со стороны франчайзера
за исполнением стандартов и сложности
с реализацией контрольных функций. При
этом следует ожидать, что через некоторое
время успешные франчайзеры достигнут
определенного порога выгодности прямого
франчайзинга, и стратегии развития будут
адаптироваться к новым экономическим
условиям. Переход к мульти-франчайзингу
будет означать поистине тиражирование
той или иной концепции и территориальную
экспансию. В России огромное количество
фирм, работающих по франчайзингу. Лидером
ресторанного франчайзинга в России является
компания «Ростик Групп», ассоциация ресторанов
«Веста-Центр-Интернешнл» (владелец генеральных
франшиз фаст-фуда по-японски – ресторанов
«Якитория» и «Гин-но Таки»), сеть «Баскин-Роббинс»,
компания «1С», «Кодак», в настоящее время
действующие франчайзинговые турсети
- «Натали Турс»,«Kuda.ru»,«Пятерочка», «Джинсовая
Симфония», «Эконика», и т.д. (см. приложение
№2)
Информация о работе Новые источники финансирования предприятий (факторинг, франчайзинг, лизинг)