Новые источники финансирования предприятий (факторинг, франчайзинг, лизинг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: исследовать новые источники финансирования организаций такие как лизинг, франчайзинг и факторинг.
Задачами исследования в данной работе является определить понятие лизинга, франчайзинга и факторинга, механизм их функционирования как в России, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………….....................................................................3

1. Содержание новых источников финансирования организаций
Понятие и сущность франчайзинга………………………………...4-12
Понятие и сущность лизинга……………………………………….12-17
Понятие и формы факторинга……………………………………..17-19



Развитие новых источников финансирования в РФ

2.1 Развитие франчайзинга в России……………….………….……...19-22
2.2 Развитие лизинга в России………………………………………....23-27
2.3. Развитие факторинга в России …………………............................27-28



Заключение…………………………….........................................................29-30

Список использованной литературы………….......................................31-32

Приложения…..……………………………………………………………33-36

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему. Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы.[5, c.34]

1.2.Понятие и сущность лизинга

 Развитие рыночной экономики повлекло за собой развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.        Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

 Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  лизинга обязано принять предмет  лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный  срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.[9,c. 25]

Для реализации лизинговой деятельности должны быть созданы специальные лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица, иностранные юридические лица, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 Основными формами лизинга являются: внутренний лизинг, международный лизинг, сублизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.[10, c.12]

Договор лизинга независимо от срока заключается  в письменной форме. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. К обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

 Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.                  Лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой:

- Лизинг  предполагает 100%-ное кредитование  и не требует немедленного  начала платежей. При использовании  обычного кредита для покупки  имущества предприятие должно  около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств.

- Мелким  и средним предприятиям проще  получить контракт по лизингу,  чем ссуду. Некоторые лизинговые  компании даже не требуют от  арендатора никаких дополнительных  гарантий, так как предполагается, что обеспечением сделки является само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.  
- Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей - отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг, или может быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды.  
- Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.  
- Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложения, так как являются арендной платой. Банк может изменять размер взносов, чтобы улучшить использование финансовых ресурсов арендатора. Сумма платежей по лизингу фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса и изменений банковского процента по долгосрочному кредитованию.  
- При международных лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны арендодателя, что проявляется в снижении выплат, а также дополнительные услуги (в основном при оперативном лизинге) арендодателя или его представителей (техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его эксплуатации, передача ноу-хау) 
- Международный Валютный Фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемой Фондом по отдельным странам.[13, c.67]

  Лизинговым операциям присущи и недостатки такие как: 
- арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования  
- если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, тем не менее арендные платежи не прекращаются до конца контракта;  
- стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию. 

1.3.Понятие и формы факторинга 

 Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им также факторинговые услуги. Факторинг (англ. factoring от factor - агент, посредник) представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции. Цель факторинговых операций - своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков. В России факторинговые операции стали применяться впервые в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1989 г. и в дальнейшем получили распространение во многих банках страны. Для проведения таких операций в банках создаются отделы или группы факторинга. Они являются обособленными структурными подразделениями банков и обладают оборотными фондами, источником формирования которых являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлечённые факторингом средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Кроме того, если у факторингового отдела возникнет потребность в привлечении дополнительных источников для выполнения своих обязательств, банк предоставляет ему краткосрочный кредит. Хозяйственные органы могут также предоставлять факторинговому отделу временно свободные средства на определённый срок за плату, которая определяется в договорах по соглашению сторон. Существуют также и другие способы привлечения средств для деятельности факторингового отдела. Например, привлечение различных депозитов или выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счёт своей прибыли факторинговый отдел (группа) банка создаёт резервный фонд. Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счёте «Расчёты банка по факториговым операциям». В аналитическом учёте ведутся отдельные счета в разрезе поставщиков. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. Факторинговый отдел можно условно назвать «банк внутри банка». В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель. Факторинг - это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчётов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики. Благодаря факторингу создаются условия, при которых банк систематически наблюдает за финансовым состоянием поставщиков и платёжеспособностью их покупателей. Факторинг может быть открытым и закрытым. Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлён о том, что поставщик переуступает право получения денег факторинговому отделу банка, который указывается в расчётных документах как получатель денег от покупателя. Закрытый факторинг - своё название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке счетов-фактур факторинговому отделу банка. В данном случае плательщик ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить полученные деньги факторинговому отделу банка. Взаимоотношения факторингового отдела и поставщика по осуществлению операций регулируются договором. В договоре предусматриваются условия совершения кредитно-расчётных операций; реквизиты платёжных требований; доля сумм платежа отделом от суммы по операциям факторинга; размер компенсационного вознаграждения; условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению сторон. В нём также оговаривается ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. Учитывая высокую степень риска факторинговых операций, отдел принимает решение о заключении договора на обслуживание после изучения финансового состояния возможного клиента и его перспектив. Если одна из сторон представляет собой юридическое лицо другой страны, то факторинг носит название внешнего.[14] Отличия финансирования при факторинге от других кредитных продуктов представлены в приложение 1(таблица 1). В ней показаны преимущества факторинга перед другими кредитными продуктами такие как: 

-Простой процесс получения финансовых средств

-Минимальный  пакет документов

-Не  требуются залог и поручительства

-Улучшение  финансовых показателей

-Конкурентные  ставки и сроки финансирования

-Возможность  предложить покупателям более  гибкие сроки оплаты товара.[4, c.56] 

Глава 2.Развитие новых источников финансирования в РФ.

2.1.Развитие франчайзинга в России.

 В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2010 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2010 г. количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 40 % По всем указанным секторам в 2010 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам. Вместе с тем, в общей совокупности франшиз наблюдалось в 2010 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2009 г. до 52 % в 2010 г. Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю. Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2010г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли. Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2010 г. 52 %. Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2010 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %. Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети. В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома. В 2010 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2010 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2009 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2010 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время. Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки. В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в использовании марок и концепций уже существующих сетей; появились новые локальные сети. [3, c. 43] Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли. Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга. В 2010 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %. В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию. В России огромное количество фирм, работающих по франчайзингу. Лидером ресторанного франчайзинга в России является компания «Ростик Групп», ассоциация ресторанов «Веста-Центр-Интернешнл» (владелец генеральных франшиз фаст-фуда по-японски – ресторанов «Якитория» и «Гин-но Таки»), сеть «Баскин-Роббинс», компания «1С», «Кодак», в настоящее время действующие франчайзинговые турсети - «Натали Турс»,«Kuda.ru»,«Пятерочка», «Джинсовая Симфония»,   «Эконика», и т.д. (см. приложение №2)          
 

Информация о работе Новые источники финансирования предприятий (факторинг, франчайзинг, лизинг)