Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа
Целью моей работы является: исследовать новые источники финансирования организаций такие как лизинг, франчайзинг и факторинг.
Задачами исследования в данной работе является определить понятие лизинга, франчайзинга и факторинга, механизм их функционирования как в России, так и за рубежом.
Введение…………………………….....................................................................3
1. Содержание новых источников финансирования организаций
Понятие и сущность франчайзинга………………………………...4-12
Понятие и сущность лизинга……………………………………….12-17
Понятие и формы факторинга……………………………………..17-19
Развитие новых источников финансирования в РФ
2.1 Развитие франчайзинга в России……………….………….……...19-22
2.2 Развитие лизинга в России………………………………………....23-27
2.3. Развитие факторинга в России …………………............................27-28
Заключение…………………………….........................................................29-30
Список использованной литературы………….......................................31-32
Приложения…..……………………………………………………………33-36
2.2. Развитие лизинга в России
Российский рынок лизинга показал хорошие результаты по итогам 9 месяцев 2011 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом и возросла по сравнению с 2009 годом. Показатели лизинговой отрасли в этом году стабилизируются и улучшаются, и компании реанимируют свой бизнес за счет увеличения объемов бизнеса и получаемых платежей, что ведет к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов. Средний объем собственных средств лизинговых компаний составляет 24,2%, что дает возможность вести активную деятельность. У отдельных организаций данный показатель составляет более 60%, то есть эти компании практически не используют займы, а покупают оборудование, автотранспорт, технику и предоставляют ее в лизинг за счет собственных средств. «Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1% . Структура рынка лизинга значительно изменилась по сравнению с 2010 годом, когда самым крупным сегментом по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его долю приходилось почти 31% сделок. В 2011 году основную долю- 38,77% занимает железнодорожный транспорт, авиация и суда» . На долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2011 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2009 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2010 года. Повышенный спрос отмечался на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2009 года, который стоит дешевле техники 2011 года выпуска.[1] Автолизинг практически полностью реанимировался после кризиса и уверенно набирает обороты. По итогам 9 месяцев 2011 года объем сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2009 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2010 года. Кризис сильнее всего ударил по сегменту лизинга железнодорожного транспорта. Объем нового бизнеса данного сегмента за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналоговым периодом 2009 года увеличился более чем в 5 раз и более чем в 8 раз относительно 2010 года. Количество заключенных контрактов увеличилось более чем в 3 раза относительно 2009 года и в 27 раз относительно 2010 года. Показатели лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов превзошли все возможные ожидания и прочно закрепили за собой второе место в структуре рынка лизинга, а темпы восстановления можно считать самыми высокими. С одной стороны, позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота ухудшились относительно других, но объем нового бизнеса за 9 месяцев 2011 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2010 года и на 22% меньше 2009 года. Популярностью сегмент рынка лизинга недвижимости не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали данную сферу. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2011 года на 42,9% меньше, чем в 2009 году, но в 1,97 раза больше 2010 года.
Многие участники рынка по-прежнему опасаются новой волны кризиса. Это неудивительно: лизинг, как показала практика, чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике. Правительство в пик кризиса приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизинговой отрасли. Однако господдержка в основном была ориентирована не на лизинговые компании, а на их клиентов, а также продавцов оборудования, передаваемого в лизинг. Наиболее востребованными программами господдержки лизинговой деятельности были те, которые предусматривали выделение финансирования на более приемлемых условиях. Государство пыталось стимулировать лизинговую деятельность за счет предоставления субсидий лизингополучателям. Госпрограммы предполагали возмещение государством части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга. При этом субсидии выдавались по договорам лизинга имущества исключительно отечественного производства.
До 2009 года рынок лизинга в России рос настолько успешно, что его ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был почти на 12% меньше российского. Лизингу до кризиса удалось стать значимым инструментом инвестиций, модернизации, обновления производства. Именно лизинг в России -- яркий пример успешного развития финансового сектора. [7, c.76]
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни серьезных лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме, и зачастую принимаемые законы крайне негативно влияют на функционирование рынка. При сохранении прочих положений финансовой аренды, за исключением порядка начисления амортизации, лизинг превратится в разновидность банковского кредитного продукта с определенной спецификой технологии финансирования и пере Лизинговая сделка - трехсторонняя: в ней участвуют клиент, поставщик оборудования и лизинговая компания. Как правило, клиент приходит, четко представляя, какое оборудование ему нужно и кто его производит. Лизинговая компания проверяет поставщика, оценивает оборудование и платежеспособность клиента. Затем имущество выкупается (на этом роль поставщика заканчивается) и ставиться на баланс лизингодателя. Лизинговая компания по заявке клиента приобретает оборудование у выбранного клиентом поставщика и передает его в лизинг клиенту. Стандартные сроки лизинга - 2-3 года. Как правило, лизинговая компания финансирует 70-80 % стоимости оборудования, а оставшиеся 30%, в виде аванса, вносит клиент. Это соотношение может варьироваться в зависимости от ликвидности оборудования и рискованности проекта. При этом дополнительное обеспечение в большинстве случаев не требуется. После уплаты всех лизинговых платежей оборудование переходит в собственность лизингополучателя. хода права собственности на имущества(приложение №3)[2]
2.3.Развитие факторинга в России.
Как показывают события последних лет, рынок факторинга в России продолжает бурно развиваться. За прошлый год он вырос на 80 - 90%. Доля факторинговых сделок в ВВП достигла 0,9% (в 2009 г. - 0,5) Тем не менее потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики. Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА", весь объем отечественного рынка факторинга в настоящее время составляет всего 5,5 - 5,7 млрд долл. США.
Правда,
несмотря на молодость и ряд нерешенных
проблем правового характера, рынок
факторинга в России постепенно приближается
к западным стандартам. К такому выводу
пришли участники конференции "Факторинг
2010: доступное финансирование - растущему
бизнесу". На конференции отмечалось,
что в прошлом году продолжилась тенденция
увеличения числа игроков на рынке факторинга.
Если в 2009 г. факторингом, по данным ЦБ
РФ, занимались 84 банка, то на конец 2010
года их число превысило 100. Некоторые
банки пошли по пути выделения своих факторинговых
подразделений в самостоятельные факторинговые
компании. По прогнозам аналитиков рейтингового
агентства "Эксперт РА", в этом году
данная тенденция усилится. Особенно после
снятия противоречий в законодательстве
в отношении необходимости лицензирования
факторингового бизнеса. В то же время
результаты исследования, проведенного
рейтинговым агентством "Эксперт РА",
показывают, что состав основных игроков
рынка уже сложился, и угнаться за лидерами
рынка новичкам будет очень сложно.[15]
Следует отметить, что продолжается приток
западных компаний на российский рынок.
Внешнеторговые обороты российских компаний
растут, в результате услуги международного
факторинга на российском рынке становятся
все более востребованными. Однако в ближайшие
два - три года наши факторинговые компании
не ожидают значительного роста конкуренции
со стороны иностранных игроков. Дело
в том, что уже возникли достаточно высокие
барьеры для входа на рынок отечественного
факторинга. Во-первых, это система оценки
рисков потенциальных клиентов, которым,
по сути, предоставляется беззалоговое
финансирование. Во-вторых, наличие развитой
филиальной сети, без которой сделать
бизнес в России практически невозможно.
Кроме того, весьма ощутимы различия в
бизнес-культурах и законодательстве
России и дальнего зарубежья. Поэтому
более вероятным представляется приход
иностранцев через покупку уже существующих
на российском рынке факторинговых компаний.
Что же касается других тенденций развития
отечественного факторинга, то следует
отметить, что в 2009 г. у нас на 3,5% выросла
доля сделок без регресса. Получили большее
распространение и сделки международного
факторинга. Но не эти факторы определили
ситуацию на рынке. Главным стало увеличение
сроков отсрочки платежа. В два раза сократился
объем сделок по поставкам с отсрочкой
платежа до 30 дней. Во столько же увеличилась
доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до
90 дней. Правда, негативной тенденцией
стало увеличение просрочки, но ее уровень
еще далек от критического. Российские
факторинговые компании пока используют
стандартные методы работы с просрочкой
в отличие от западных, которым порой приходится
прибегать к нетривиальным способам борьбы
со злостными неплательщиками. Поэтому
такой продукт пока не очень востребован.
Схема фактринговых операций представления
в приложение №4.[6, c.27]
Заключение.
Роль нетрадиционных источников финансирования в экономике любой страны чрезвычайно велика. Анализируя их, видно, что лизинг, франчайзинг и факторинг регулярно развиваются и усовершенствуются.
Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса в данных формах. Франчайзинг может быть определен, как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка под именем уже сформировавшейся компании, практически миную риски и получая сразу весомую прибыль. Лизинг полезен начинающим компаниям тем, что в распоряжение дается оборудование, помещения, позволяя начать бизнес практически без участия больших единовременных капиталовложений. Факторинг же позволяет своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов. Именно эти формы ведения бизнеса позволяют получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации.
Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.
Развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на базе автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, Россия смогла бы решить несколько крупных проблем:
1)без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.
2)обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.
3)существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.
4)положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.
5)создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.
В отличие
от ситуации на большинстве других
рынков услуг потенциальный спрос
на факторинговые услуги продолжает
превышать предложение. Это легко
объясняется обострившейся в
результате обесценения проблемой
дефицита оборотных средств у поставщиков
товаров и услуг. Основная проблема здесь
чисто методологическая: факторинг в России
относят то к кредитным, то к дисконтным,
то к иным банковским операциям. Между
тем факторинг не только не является частью
банковского дела, но в его отношении некорректно
вообще говорить об “операциях”, поскольку
он представляет собой постоянное обслуживание,
но никак не разовые сделки.
Список использованной литературы.
1.Афанасьева М.В.
Проблемы и перспективы развития договора
финансовой аренды (лизинга) в современной
России [Электронный ресурс] : журнал Молодой
ученый, №1, 2009г. - Режим доступа: http://www.diplomilirist.ru/
2. Актуальные проблемы лизинговых отношений [Электронный ресурс] : jourclub.ru. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru/3/68/.- 22.11.2010.
3.Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов / Под редакцией А.М. Тавасиева М.; Финансы и статистика, 2009г.
4.Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Под ред. профессора Е.Ф Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2010.
5. Деньги. Кредит.
Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.
Жуков, Л.М. Максимова, А.В.
6. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина. М: КНОРУС, 2009-130 с.
7. Завьялов, Н. Имидж-все. Школа своего дела 01 / Н. Завьялов. - Спб.: 2010. - 76 с.
8. Кочетков Г.
Социальная функция
9. Лещенко М. Основы лизинга, М.: «Финансы и статистика», 2009.
10. Лизинг: экономические и правовые основы/ Под ред. проф. Коршунова Н.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
11. Магазин франшиз и все о франчайзинге. - Режим доступа: http://www.deloshop.ru
Информация о работе Новые источники финансирования предприятий (факторинг, франчайзинг, лизинг)