Оборотный капитал предприятий и роль финансов в его формировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – исследование системы экономических, организационных, правовых, методических, информационных и других отношений, которые составляют процесс эффективного формирования и управления оборотными активами предприятия на примере предприятия ГУП "Кореневский Экспериментальный завод".

Содержание работы

Введение
1 Глава 1. Теоретические основы оборотного капитала предприятия
1.1 Сущность и роль оборотного капитала на предприятии
1.2 Источники формирования оборотного капитала
1.3 Методы определения потребности в оборотных средствах
2 Глава 2. Анализ использования оборотного капитала и эффективности его воспроизводства на предприятии.
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ источников воспроизводства оборотного капитала
2.3 Анализ эффективности использования оборотного капитала
3 Глава 3. Проблемы и пути совершенствования процесса управления оборотным капиталом
3.1 Проблемы в области управления оборотным капиталом
3.2 Совершенствование системы управления оборотным капиталом
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ исправленный3.1.docx

— 128.31 Кб (Скачать файл)

Готовая продукция оставалась неизменной  вплоть до конца 2010 года, где и произошел огромный прирост  равный 1965,81%. Удельный вес ГП менялся  от 1,27% в 2008, 0,87% в 2009, до 12,86% в 2010 году.

Правильное соотношение  между собственными, заемными и привлеченными  источниками образования оборотных  средств играет важную роль в укреплении финансового состояния организации, что мы и можем наблюдать в вышеприведенной таблице.

Проанализируем коэффициент  оборачиваемости ГУП «КЭЗ».

Расчет коэффициента оборачиваемости ГУП «КЭЗ».

 

2008

2009

2010

Выручка

89542

157643

675248,6

Остаток оборотных активов

12016

17115

24142

коэффициент оборачиваемости

7,451897

9,210809

27,96987


 

Можно сделать вывод, что  оборачиваемость активов увеличивается  с каждым годом пропорционально  практически всем остальным показателям  предприятия. Чем больше оборачиваемость  активов, тем больше продаж, соответственно растет выручка, прибыль, рентабельность предприятия.

Рассчитаем длительность одного оборота в днях

Расчет длительности одного оборота в днях

 

2008

2009

2010

Выручка

89542

157643

675248,6

Текущий период

365

365

365

Остаток оборотных активов

12016

17115

24142

коэффициент оборачиваемости

7,451897

9,210809

27,96987

длительность оборота

48,98081

39,62735

13,04976


 

Мы видим из расчета, что  предприятию в 2008 году было необходимо примерно 49 дней для  1 оборота оборотных средств, в 2009 году длительность одного оборота ускорилась на 9,35 дней, и составила 39,63 дня. В 2010 году, один оборот мобильных средств ускорился почти до 13 дней, и это изменение равно 26,58 дням. 

Чем меньше длительность периода  обращения или одного оборота  оборотных средств, тем, при прочих равных условиях, предприятию требуется  меньше их. Чем быстрее оборотные  средства совершают кругооборот, тем  лучше и эффективней они используются. Таким образом, время оборота  капитала влияет на потребность в  совокупном оборотном капитале. Сокращение этого времени - важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.

Анализ ситуации позволяет  выделить два аспекта изучаемой  проблемы. Во-первых, качественный, заключающийся в динамическом изменении параметров управления оборотными активами и их отдельными составляющими, что напрямую влияет на эффективность производства в целом. Во-вторых, количественный, определяющий значимость отдельных источников финансирования и приоритеты руководства, во вложении средств в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Тандем этих аспектов, с учетом воздействия внешних факторов, таких как меры государственного регулирования, темпы инфляции, уровень процентных ставок по кредитам и др., фактически определяет стратегию хозяйствующего субъекта в управлении процессом воспроизводства оборотного капитала.

Таким образом, оборотный  капитал воспроизводится в основном за счет заемных средств, управление и размещение которых привело  к положительным результатам  и конкретному росту рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия. Оборачиваемость мобильных активов имеет увеличивающуюся тенденцию, что в совокупности с остальными факторами говорит о наиболее правильном и корректном их использовании.  

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  процесса управления оборотным капиталом

3.1 Проблемы в области  управления оборотным капиталом

Управление оборотными активами оказывает  прямое влияние на финансовые результаты, платежеспособность и финансовую устойчивость, определяет эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и его  конкурентоспособность. подвержена определенной сезонности. Это связано с тем, что загрузка предприятия (а также  величина выручки от реализации продукции) непосредственно связана с деятельностью  окружающих его сельскохозяйственных предприятий. В течение года производственные мощности используются интенсивно лишь в течение осеннего сезона. Пиковые  нагрузки приходятся на период с августа  по ноябрь. В течение части зимы, весны предприятие практически  простаивает. В связи с тем, что  величина коммерческих расходов является постоянной практически в течение  всего года, достаточно сложно регулировать их составляющие элементы в соответствии с объёмом реализуемой продукции. Расходы по оплате коммунальных услуг  имеют незначительные колебания  в течение года. Затраты на оплату труда (и отчисления на социальные нужды  соответственно) также остаются практически  постоянными в течение года. Это  связано с тем, что предприятие  нацелено на выпуск продукции повышенной сложности. Поэтому существует необходимость  содержания штата специалистов высокой  квалификации в течение всего  года, поскольку подбор и обучение работников такого уровня на каждый сезон  представляется практически невозможным. Из рисунков, представленных в работе видно, что динамика товарооборота, величина амортизационных отчислений, коммунальные расходы и расходы  на оплату труда являются практически  постоянными в течение всего  года. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами увеличение финансовых результатов деятельности за счёт снижения основных статей затрат представляется достаточно сложным. Поэтому финансовые результаты предлагается увеличивать за счет роста объёмов производства и реализации продукции в течение осенне-зимнего периода, круглогодичного использования производственного и кадрового потенциала предприятия для получения дополнительной прибыли и повышения общей рентабельности.

Для усиления финансовой устойчивости необходимо обратить особое внимание на статьи общей величины неплатежей, их причины и источники, ослабляющие финансовую напряженность:

  • просроченная задолженность по ссудам банка;
  • просроченная задолженность по расчетным документам поставщиков;
  • недоимки в бюджеты;
  • прочие неплатежи в том числе и по оплате труда.

В системе управления рекомендуется  обратить особое внимание на причины неплатежей14:

  • сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей;
  • товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями;
  • товары на ответственно хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта;
  • иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство, в задолженность работников по полученными ими ссудам;
  • расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования.

Исходя из вышеперечисленных пунктов, составим метод усовершенствования системы управления оборотным капиталом. 

 

 

3.2 Совершенствование системы  управления оборотным капиталом

Необходимо, чтобы предприятие  акцентировало реализацию и сбыт продукции, увеличение доходов, чем  собственно управлению производством  с целью снижения издержек (хотя они и взаимосвязаны). Рекомендации связаны в первую очередь с  тем, чтобы руководство предприятия  ориентировалось не столько на получение  максимальной прибыли, сколько на получение  максимального дохода. Максимальное получение прибыли в основном будет связано со снижением производственных издержек. Однако в условиях, когда  самими затратами предприятие еще  сможет управлять, то цена на каждый входной  ресурс практически в условиях инфляции, остается неуправляемой. Таким образом. предприятие крайне ограничено в  возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем  увеличения прибыли. Поэтому, здесь  возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Мероприятия, направленные на повышение  эффективности управления оборотными активами и деятельности предприятия, позволяющие повысить финансовые результаты деятельности, включают:

а) заключение договоров с сельскохозяйственными  предприятиями по переработке картофеля, семян подсолнечника и других на базе предприятия в течение  осенне-зимнего периода,

б) реализацию оборудования сельскохозяйственного  назначения собственного производства в розничной торговле, организацию  выездного обслуживания по переработке  сельхозпродукции..

Это позволит сохранить кадровый и  производственный потенциал предприятия, увеличить показатель выручки от реализации продукции, частично покрыть  коммерческие расходы зимнего периода.

В связи с вышеперечисленными причинами  актуальной является задача увеличения валового оборота предприятия вне  зависимости от загрузки. Особенность  функционирования предприятий такого рода заключается в том, что цена на продукцию формируется исходя из затрат сырья на ее производства и торговой наценки.

Наценка в свою очередь должна покрывать  прочие затраты предприятия: затраты  на оплату труда, амортизацию, расходы  на оплату коммунальных услуг и так  далее. Соответственно, чем выше оборот, тем больше средств идет на покрытие этих затрат и больше прибыль предприятия.

С этой целью в курсовой работе предлагается увеличить торговый оборот предприятия за счет розничной реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов собственного приготовления. Предлагаем два пути:

1 Открытие фирменного магазина.

2 Реализация собственной продукции  через существующие магазины. Это  позволит получить дополнительную  прибыль и повысить рентабельность.

Первое направление требует  значительных финансовых вложений, связанных  с арендой помещения, получения  необходимых документов (разрешений, лицензий и сертификатов), необходимости  оплаты труда торгового персонала  и другие. В настоящее время  предприятие не располагает свободными собственными средствами, а привлечение  заемных средств сопряжено с  дополнительными затратами.

Поэтому гораздо эффективнее реализовывать  продукцию через сеть уже существующих магазинов, которые расположены  в районе.

В настоящее время предприятие  располагает всей необходимой документацией  для реализации продукции собственного приготовления в розничной торговле.

Вследствие этого дополнительные затраты будут складываться, в  основном, за счет расходов на сырье  для производства продукции, затрат на упаковку и маркировку, транспортных расходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа  в курсовой работе сделаны следующие  выводы.

 Управление оборотными активами как процесса роста прибыли и повышения рентабельности, укрепление платежеспособности и финансовой устойчивости, как следствие совершенствования эффективности функционирования предприятия представляет собой механизм оптимизации ресурсной, финансовой экономической, социальной, инновационной, технологической, информационной, организационной и других сторон деятельности предприятия и заключается в комплексном подходе, который включает на сегодня диверсификацию деятельности с учетом приоритетов предприятия в условиях достаточно жесткой конкуренции.

Целью управления оборотными активами предприятия является оптимизация  удовлетворения потребностей в приобретении различных элементов оборотных  активов, обеспечение соответствия их объемов объемам финансово - хозяйственной  деятельности, максимизации прибыли, и  минимизации издержек при допустимом уровне риска.

Основными задачами управления оборотными активами являются:

- формирование оптимальной  структуры и состава оборотных  средств с позиций эффективного  функционирования предприятия;

- обеспечение соответствия  объема привлекаемого капитала  объему формируемых оборотных  активов;

- минимизация затрат по  формированию оборотных активов  из различных источников;

- эффективное использование  оборотных активов в процесс  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и другие15 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Литвин М.И. Как определять плановую потребность предприятия в оборотных средствах / Финансы. - 2009.
  2. Чурилов С. В. Анализ собственного оборотного капитала /Бухгалтерский учет. – 2009.
  3. Ю.В. Мездриков. Анализ источников формирования оборотного капитала «Экономический анализ. Теория и практика», N8, апрель 2007г.
  4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. - К.: Ника-Центр, 1999
  6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Финансы в управлении предприятием /Под ред. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2009
  8. Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации / Бухгалтерский учет. – 2008.
  9. Чурилов С. В. Анализ собственного оборотного капитала /Бухгалтерский учет. – 2009.
  10. Особенности воспроизводства оборотного капитала промышленных предприятий в современных условиях. Барашков О.А
  11. www.wikipedia.ru
  12. http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0043.asp
  13. www.google.ru

1 Ю.В. Мездриков. Анализ источников формирования оборотного капитала «Экономический анализ. Теория и практика», N8, апрель 2007г.

2 Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3 Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. - К.: Ника-Центр, 1999

Информация о работе Оборотный капитал предприятий и роль финансов в его формировании