Обязательные резервы банка, и их формирование, влияние на кредитную политику банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретической базы обязательного резервирования, раскрытие их экономического содержания и оценка эффективности использования обязательных резервов для обеспечения финансовой устойчивости российских банков.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• раскрыть экономическое содержание банковских резервов и определить место обязательных резервов в системе резервов банков;
• провести системный анализ функций обязательных резервов как инструмента обеспечения финансовой устойчивости банков;
• определить и формализовать принципы формирования и использования обязательных резервов;

Содержание работы

Введение 3
1 Обязательное резервирование как инструмент поддержания финансовой устойчивости банка 5
1.2 Сущность и виды резервов коммерческого банка 5
1.2 Формирование резервов в коммерческом банке (резервы по возможным потерям по ссудам) 8
2 Обязательное резервирование и кредитная политика банка 14
2.1 Сущность и элементы кредитной политики банка 14
2.2 Влияние резервов на кредитную политику коммерческого банка 18
Заключение 23
Список литературы: 25

Файлы: 1 файл

Обязательные резервы банка.docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного  мультипликатора, а, следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую  может поддерживать некоторое количество резервов. Если Центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному  уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку  он затрагивает основы всей

банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько  лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

2.2 Влияние  резервов на кредитную политику  коммерческого банка

 

 

Для регулирования ликвидности  банковской системы Банк России в  числе других мер активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы.

Требования минимальных  резервов появились как страховка  ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных  резервов существует и сегодня. Поддерживая  ликвидность банков, центральный  банк выполняет свою задачу "кредитора  последней инстанции". В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового  рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных  резервов, амплитуда и частота  колебаний их величины, специфика  начисления процентов, условия, предоставляемые  кредитным институтам при их рефинансировании.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют  двоякую роль: служат текущему регулированию  ликвидности на денежном рынке и  одновременно играют роль тормоза эмиссии  кредитных денег коммерческими  банками. Рост резервной нормы увеличивает  количество обязательных резервов, которые  должны держать банки. Тут либо банки  потеряют избыточные резервы, понизив  свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут  вынуждены уменьшить свои чековые  счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение  резервной нормы может свести на нет способность банковской системы  к созданию кредитов.

Уменьшение резервной  нормы действует на денежное предложение  обратным образом. Оно переводит  часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность  банков создавать деньги путем кредитования.

Резервные обязательства  ориентируются, как правило, по состоянию  или росту определенной части  обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Если посмотреть на показатели обязательных резервов, то мы можем  увидеть, что они увеличиваются  с каждым месяцем (Приложение А). В  первом полугодии 2011 года они составляли 331 305, 9 млн. руб. Во второй половине 2011 года резервы незначительно увеличились  приблизительно на 30000 млн. рублей и  стали равны на 1 декабря 2011 года 369 558, 1 млн. руб. В 2012 году происходили колебания, они то снижались, то повышались. И в итоге на 1 декабря 2012 года сумма обязательных резервов составила 419532, 8 млн. рублей. В текущем году Банк России не изменял нормативы обязательных резервов - 4, 0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и в иностранной валюте, и 5, 5% - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте.

Эффективность инструмента  обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий  обязательств. Увеличивая спектр таких  обязательств, центральный банк уменьшает  возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные  и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет.

Несколько слов об операциях  на открытом рынке. Механизм использования  Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента  регулирования банковской деятельности заключается в следующем. При  покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие  суммы поступают на их резервнокорреспондентские счета, т. е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции Центрального банка  на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают  быстрое корректирующее воздействие  на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность  использования Центральным банком данного инструмента состоит  в том, что периодичность и  масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в  применении.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно  развитых стран на открытом рынке  достигает от 82 до 99, 6%.

Обратные операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между  Центральным банком и коммерческими  банками о покупке государственных  ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или  два месяца по заранее оговоренной  цене.

В этом случае операции на открытом рынке проводятся регулярно в  один и тот же день недели, чтобы  день покупки Центральным банком новых партий государственных ценных бумаг у коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг на срок. В указанных операциях  могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты  специальные внебалансовые счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном банке.

Операции на открытом рынке  могут проводиться Центральным  банком и на нерегулярной основе время  от времени, по мере возникновения потребности  ограничения или расширения объемов  денежно-кредитной эмиссии. В этом случае Центральный банк будет либо покупать, либо продавать ценные бумаги коммерческим банкам.

В настоящее время наиболее эффективными инструментами воздействия  Центрального банка на кредитный  рынок являются: нормативы отчислений в фонд регулирования кредитных  ресурсов; объем и цена предоставляемых  коммерческим банкам ресурсов; коэффициенты ликвидности и достаточности  банковского капитала.

Основное место в арсенале денежно-кредитных инструментов Центрального банка принадлежит политике рефинансирования коммерческих банков (установлению учетной  ставки, ставки ломбардного кредита (под залог государственных и  некоторых других видов ценных бумаг, коммерческих векселей), а также  количественных и качественных ограничений  в отношении принимаемых к  залогу и переучету ценных бумаг, в том числе и векселей, и  выдаче ломбардного кредита); политике установления минимальных резервных требований (для различных видов пассивов коммерческих банков), а также практике контроля и надзора за деятельностью банков.

 

Заключение

 

Подводя итог, можно отметить, что в экономической литературе достаточно часто встречается критика, направленная в адрес Банка России, в связи с использованием обязательного  резервирования. Приводятся аргументы, что данный инструмент административного  регулирования применяется с  целью получить надежный источник финансовых ресурсов, а также полностью контролировать денежную систему. Также считается, что сокращение государственного вмешательства  в экономику и финансовая либерализация  способствуют развитию устойчивой денежно-кредитной  системы.

Отвлечение значительных объемов свободных банковских резервов, которые, находясь на счетах в центральном  банке, в большинстве случаев  не приносят дохода, рассматривается  как своеобразный налог на кредитные  организации и как негативная черта обязательных резервов. При  обязательном резервировании коммерческие банки несут альтернативные издержки, соответствующие доходу, недополученному  от производительного вложения средств, равных по величине обязательным резервам в центральном банке. Это приводит к снижению рентабельности кредитных  организаций, что в масштабах  страны равноценно снижению конкурентоспособности  национальной банковской системы или  при дифференциации ставок резервных  требований по различным типам коммерческих банков - ущемлению конкурентных позиций  тех из них, для которых установлены  более высокие резервные требования.

Сомнения относительно необходимости  сохранения минимальных резервов оправдывают  также ссылкой на их легкую замещаемость с точки зрения выполнения целей денежной политики. Поскольку даже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения, обязательные резервы относятся к "грубым" инструментам денежной политики. Чтобы не приводить к росту неопределенности и неуверенности у коммерческих банков, которые могут возникнуть в результате активной политики обязательных резервов, и не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. Но это обстоятельство также используется в качестве аргумента против применения обязательных резервов в качестве денежно-политического инструмента.

Ряд экономистов, как в  России, так и за ее рубежами считают, что обязательные резервы - это старый, отживший инструмент в денежно-политическом арсенале центральных банков. Указывая на то, что в настоящее время  у центральных банков большинства  развитых стран имеются и другие (более эффективные и гибкие) инструменты, в частности операции открытого  рынка, а также учитывая практику центральных банков Канады, Мексики, Швеции, Англии, оппоненты обязательных резервов выступают за отказ от их сохранения в структуре инструментов денежной политики.

Обязательное резервирование - это, с одной стороны, метод, стабилизирующий денежное обращение, в чем заинтересовано все общество, а не только регулирующие органы. С другой стороны, недостатки обязательного резервирования делают необходимым поиски его эффективного преобразования.

Информация о работе Обязательные резервы банка, и их формирование, влияние на кредитную политику банка