Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

За последние несколько лет тема оценки бизнеса и активов становится все более актуальной. Данная тема приобрела практический интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для широкого круга руководителей предприятий, финансистов, аналитиков, представителей государственный и законодательных структур.
Проведение оценки бизнеса необходимо сегодня не только в рамках сделок купли-продажи или при определении залоговой стоимости объекта, но также и для целей принятия грамотных стратегических решений, подготовки управленческой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы оценки бизнеса 4
1.1 Бизнес как объект оценки 4
1.2 Подходы и методы при оценке бизнеса 5
1.2.1 Доходный подход 5
1.2.2 Сравнительный подход 7
1.2.3 Затратный подход 9
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

оцекнка бизнеса.docx

— 68.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка бизнеса

 

 

 

 

 

 

оглавление

 

Введение 3

1 Теоретические основы оценки бизнеса 4

1.1 Бизнес как объект оценки 4

1.2 Подходы и методы при оценке бизнеса 5

1.2.1 Доходный подход 5

1.2.2 Сравнительный подход 7

1.2.3 Затратный подход 9

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

Введение

За последние несколько лет  тема оценки бизнеса и активов  становится все более актуальной. Данная тема приобрела практический интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для широкого круга руководителей предприятий, финансистов, аналитиков, представителей государственный и законодательных структур.

Проведение  оценки бизнеса необходимо сегодня  не только в рамках сделок купли-продажи  или при определении залоговой  стоимости объекта, но также и  для целей принятия грамотных  стратегических решений, подготовки управленческой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Определение рыночной стоимости бизнеса является весьма сложной задачей, решение  которой требует четкого понимания  макроэкономических и отраслевых аспектов: финансовых, бухгалтерских, юридических  и налоговых вопросов.

Практические  трудности, связанные с построением  долгосрочных макроэкономических и  отраслевых прогнозов; ограниченность фондового рынка; относительно невысокое  количество сделок, а также небольшой  объем публично доступной информации о компаниях и сделках существенно  осложняют данную задачу и приводят к усилению всех субъективных факторов.

Цель  настоящей работы заключается в  определении понятий рыночной стоимости бизнеса при применении подходов и методов оценки на примере конкретного предприятия.

Теоретическая значимость данной работы заключается  в рассмотрении всех подходов оценки бизнеса, применяемых в российской практике, а также определение итоговой величины стоимости компании в конкретных рыночных условиях.

 

 

  1. Теоретические основы оценки бизнеса

    1. Бизнес  как объект оценки

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.

Предприятие, организация является объектом гражданских  прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный  оборот, участвует в хозяйственных  операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса предприятия  входят все виды имущества, предназначенного для реализации его целей, для  осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том  числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудования, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные  обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное  наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки[1].

Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает  предприятие в целом, определяя  стоимость, как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).

Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.

Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая отличительная особенность заключается  в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость как имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность самого процесса получения дохода и создания увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).

Основу  любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и  как фактора производства, и как  квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью  для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.

Особенности бизнеса как товара: это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость[9].

Необходимость оценки стоимости бизнеса возникает  практически при всех трансформациях: при покупках и продажах предприятия, его акционировании, слияниях и поглощения, а также во многих других бизнес-ситуациях. Можно следующим образом составить  список этих ситуаций:

1. Сделки  купли – продажи фирм.

2. Слияния  и поглощения фирм.

3. Определение  налога на имущество фирмы,  на недвижимость или на наследование.

4. Страхование  предприятия.

5. Залоговое  обеспечение кредитной линии.

6. Разработка  инвестиционного проекта.

7. Ликвидация  предприятия.

    1. Подходы и методы при оценке бизнеса

Согласно  российскому оценочному законодательству (Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ и Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1) от 20.07.2007 г.) существует три подхода в оценке бизнеса:

    • Доходный
    • Затратный
    • Сравнительный
      1. Доходный подход

Доходный  подход к оценке считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее  предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих  доходов, позволяющий ему окупить  вложенные средства, получить прибыль  и повысить свое благосостояние. С  этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики  они не относились, производят всего  один вид товарной продукции – деньги.

Доходный  подход – это совокупность методов  оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых  доходов от объекта оценки[3].

Целесообразность  применения доходного подхода определяется тем, что суммирование рыночных стоимостей активов предприятия не позволяет  отразить реальную стоимость предприятия, так как не учитывает взаимодействие этих активов и экономическое  окружение бизнеса.

Данный  подход используют, когда можно обоснованно  определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.

Методы  доходного подхода к оценке бизнеса  основаны на определении текущей  стоимости будущих доходов. Основные методы – это:

    • метод капитализации дохода;
    • метод дисконтирования денежных потоков.

При оценке бизнеса методом капитализации дохода определяется уровень дохода за первый прогнозный год и предполагается, что доход будет таким же и в последующие прогнозные годы (в случае применения метода дисконтирования денежных потоков определяется уровень доходов за каждый год прогнозного периода).

Данный  метод используется при оценке предприятий, успевших накопить активы, приносящих стабильный доход.

Предполагается, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем  текущая стоимость будущих доходов  от этого бизнеса, а собственник  не продаст свой бизнес по цене, которая  ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о  рыночной цене, равной текущей стоимости  будущих доходов.

Рыночная  оценка бизнеса во многом зависит  от его перспектив. Именно перспективы  позволяют применить метод дисконтирования денежных потоков. Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов и может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат оценки рыночной стоимости предприятия.

Ситуации, в которых применение метода дисконтирования  денежных потоков наиболее целесообразно:

    1. можно обоснованно оценить будущие денежные потоки;
    2. будущие денежные потоки прогнозируются существенно отличающимися от текущих;
    3. предприятие достаточно новое и развивается;
    4. предприятие реализует инвестиционный проект, который способен существенно повлиять на характеристики денежных потоков.

Денежные  потоки дисконтируются по следующей  формуле[11]:

,

где:

PV – текущая стоимость;

CFi – денежный поток i-го периода;

FV – реверсия (терминальная стоимость или стоимость в постпрогнозный период);

DR – ставка дисконтирования;

n – последний год прогнозного периода;

i – номер прогнозного периода.

 

Основные этапы оценки предприятия  методом дисконтирования денежных потоков:

    1. выбор модели денежного потока;
    2. определение длительности прогнозного периода;
    3. ретроспективный анализ и прогноз;
    4. расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода;
    5. определение ставки дисконтирования;
    6. расчет величины стоимости в постпрогнозный период (реверсии);
    7. расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и реверсии;
    8. определение итоговой стоимости инвестированного капитала.
      1. Сравнительный подход

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

  1. Используются в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое.
  2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.
  3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Практическое использование сравнительного подхода, в первую очередь, зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки[12].

      1. Метод компании-аналога.
      2. Метод сделок.
      3. Метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Информация о работе Оценка бизнеса