Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
За последние несколько лет тема оценки бизнеса и активов становится все более актуальной. Данная тема приобрела практический интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для широкого круга руководителей предприятий, финансистов, аналитиков, представителей государственный и законодательных структур.
Проведение оценки бизнеса необходимо сегодня не только в рамках сделок купли-продажи или при определении залоговой стоимости объекта, но также и для целей принятия грамотных стратегических решений, подготовки управленческой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Введение 3
1 Теоретические основы оценки бизнеса 4
1.1 Бизнес как объект оценки 4
1.2 Подходы и методы при оценке бизнеса 5
1.2.1 Доходный подход 5
1.2.2 Сравнительный подход 7
1.2.3 Затратный подход 9
Заключение 10
Список литературы 11
Оценка бизнеса
Введение 3
1 Теоретические основы оценки бизнеса 4
1.1 Бизнес как объект оценки 4
1.2 Подходы и методы при оценке бизнеса 5
1.2.1 Доходный подход 5
1.2.2 Сравнительный подход 7
1.2.3 Затратный подход 9
Заключение 10
Список литературы 11
За последние несколько лет тема оценки бизнеса и активов становится все более актуальной. Данная тема приобрела практический интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для широкого круга руководителей предприятий, финансистов, аналитиков, представителей государственный и законодательных структур.
Проведение оценки бизнеса необходимо сегодня не только в рамках сделок купли-продажи или при определении залоговой стоимости объекта, но также и для целей принятия грамотных стратегических решений, подготовки управленческой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Определение
рыночной стоимости бизнеса является
весьма сложной задачей, решение
которой требует четкого
Практические
трудности, связанные с построением
долгосрочных макроэкономических и
отраслевых прогнозов; ограниченность
фондового рынка; относительно невысокое
количество сделок, а также небольшой
объем публично доступной информации
о компаниях и сделках
Цель настоящей работы заключается в определении понятий рыночной стоимости бизнеса при применении подходов и методов оценки на примере конкретного предприятия.
Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении всех подходов оценки бизнеса, применяемых в российской практике, а также определение итоговой величины стоимости компании в конкретных рыночных условиях.
При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав
имущественного комплекса предприятия
входят все виды имущества, предназначенного
для реализации его целей, для
осуществления хозяйственной
Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость, как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).
Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.
Это
является одной из основных особенностей
бизнеса как объекта оценки. Другая
отличительная особенность
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.
Особенности бизнеса как товара: это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость[9].
Необходимость
оценки стоимости бизнеса возникает
практически при всех трансформациях:
при покупках и продажах предприятия,
его акционировании, слияниях и поглощения,
а также во многих других бизнес-ситуациях.
Можно следующим образом
1. Сделки купли – продажи фирм.
2. Слияния и поглощения фирм.
3. Определение
налога на имущество фирмы,
на недвижимость или на
4. Страхование предприятия.
5. Залоговое обеспечение кредитной линии.
6. Разработка инвестиционного проекта.
7. Ликвидация предприятия.
Согласно российскому оценочному законодательству (Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ и Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1) от 20.07.2007 г.) существует три подхода в оценке бизнеса:
Доходный подход к оценке считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они не относились, производят всего один вид товарной продукции – деньги.
Доходный подход – это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки[3].
Целесообразность применения доходного подхода определяется тем, что суммирование рыночных стоимостей активов предприятия не позволяет отразить реальную стоимость предприятия, так как не учитывает взаимодействие этих активов и экономическое окружение бизнеса.
Данный подход используют, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.
Методы доходного подхода к оценке бизнеса основаны на определении текущей стоимости будущих доходов. Основные методы – это:
При оценке бизнеса методом капитализации дохода определяется уровень дохода за первый прогнозный год и предполагается, что доход будет таким же и в последующие прогнозные годы (в случае применения метода дисконтирования денежных потоков определяется уровень доходов за каждый год прогнозного периода).
Данный метод используется при оценке предприятий, успевших накопить активы, приносящих стабильный доход.
Предполагается,
что потенциальный инвестор не заплатит
за данный бизнес сумму, большую, чем
текущая стоимость будущих
Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от его перспектив. Именно перспективы позволяют применить метод дисконтирования денежных потоков. Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов и может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат оценки рыночной стоимости предприятия.
Ситуации, в которых применение метода дисконтирования денежных потоков наиболее целесообразно:
Денежные потоки дисконтируются по следующей формуле[11]:
,
где:
PV – текущая стоимость;
CFi – денежный поток i-го периода;
FV – реверсия (терминальная стоимость или стоимость в постпрогнозный период);
DR – ставка дисконтирования;
n – последний год прогнозного периода;
i – номер прогнозного периода.
Основные этапы оценки предприятия
методом дисконтирования
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:
Практическое использование сра
Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки[12].
Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.