Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и разработка возможных методов позволяющих управлять финансовыми результатами предприятия, а также на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и прогнозирования основных экономических показателей выработать рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт».
Для полного анализа потребуется построение таблицы, нужно сделать расчеты и выводы.
Увеличение выручки от реализации свидетельствует о том, что предприятие все больший доход получает от основной деятельности. С увеличение доходов также растет увеличение общих затрат и расходов на производство продукции – это является естественной тенденцией.
Снижение показателя прибыли свидетельствует о повышении издержек производства и обращения, если такая тенденция будет наблюдаться и далее, то это может привести к неблагоприятной ситуации, так как понижается доходность продаж.
Снижение показателя прибыли до налогообложения говорит об отрицательной тенденции по предприятию в целом.
Таблица 13 - Анализ экономических результатов Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение (+,-) 2009 г. / 2007 г. | |
тыс.руб. | тыс.руб. | тыс.руб. | |||
1. Выручка от реализации | 765640 | 1125817 | 838319 | 72679 | |
2. Затраты на производство и сбыт продукции | 731013 | 1073598 | 807152 | 76139 | |
в том числе: |
|
|
|
| |
себестоимость продукции | 682344 | 1012817 | 721872 | 39528 | |
коммерческие расходы | 45059 | 56037 | 76807 | 31748 | |
управленческие расходы | 3610 | 4744 | 8473 | 4863 | |
3. Прочие доходы | 8 | 5925 | 60 | 52 | |
4. Прочие расходы | 2436 | 9297 | 6262 | 3826 | |
5. Прибыль(убыток) до налогообложения | 32199 | 48793 | 24965 | -7234 | |
6. Налог на прибыль | - | - | - | - | |
7. Чистая прибыль | 32199 | 48793 | 24965 | -7234 |
Рассматривая деятельность Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» в отчетном году, следует отметить снижение общего экономического результата, характер которого сформировался под действием падения прибыли от продаж на 3460 тыс.руб. Уменьшение чистой прибыли на 7234 тыс.руб. произошло главным образом за счет повышения общих расходов в доходах и поступлениях.
Анализ динамики прибыли может быть проведен по упрошенному варианту, когда сравниваются изменение объема в абсолютных величинах и в процентах к итогу.
Абсолютное изменение прибыли:
(28)
Следовательно, прибыль в отчетном году снизилась на 7234 тыс.руб. по сравнению с базисным.
Темп роста прибыли:
(29)
Темп роста прибыли в отчетном году составил 77,53%, что говорит о снижении доходности предприятия. Прибыль от продаж непосредственно зависит от факторов производства и сбыта продукции, она является определяющим показателем на производственных предприятиях, так как в большинстве случаев служит донором для дальнейших расходов. Размер прибыли от продаж в значительной степени зависит от уровня себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов. При фиксированной выручке от продаж снижение названных расходов непосредственно способствует увеличению прибыли. В то же время объем выручки зависит от цен на продукцию, объема и структуры проданной продукции, ее себестоимости, цен на материалы и тарифы на услуги. Последние из перечисленных относятся к факторам, оказывающим влияние на формирование прибыли. Проанализируем влияние некоторых факторов на изменение прибыли предприятия в отчетном году.
Таблица 14 – Показатели необходимые для факторного анализа прибыли от продажи продукции Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»
Показатель | Базисный год (2007) тыс.руб. | Отчетный год в ценах и затратах базисного года тыс.руб. | Отчетный год (2009) тыс.руб. |
Выручка от продаж | 772064 | 799188 | 838319 |
Себестоимость проданной продукции | 682344 | 698100 | 721872 |
Прибыль от продаж | 34626 | 29144 | 31167 |
Влияние факторов на изменение прибыли предприятия в отчетном году следующее:
1. Изменение цен продаж в отчетном году.
Уровень цен на продукцию диктуется конъюнктурой рынка. Оценка влияния цен сводится к определению разницы между объемом выручки от продаж продукции отчетного года в действующих ценах и объемом выручки отчетного года в ценах базисного. Изменение прибыли за счет увеличения цен на продукцию находим по формуле:
(30)
2. Изменение объема продаж.
Влияние объема продаж на полученную массу прибыли можно определить умножением прибыли базисного года на темп прироста объема продаж продукции в сопоставимых затратах. Таким образом, величина прироста прибыли будет равна:
(31)
3. Изменение структуры проданной продукции.
Изменение структуры проданной продукции, оказавшее влияние на формирование прибыли, может быть оценено по прибыли базисного года, скорректированного на разницу между коэффициентом изменения объема продаж продукции по отпускным ценам и коэффициентом изменения объема продаж в оценке затрат базисного года.
Подставим данные в формулу и получим следующий результат:
(32)
Таким образом, влияние структурного сдвига в сторону менее рентабельной продукции значительно, поэтому видим существенное увеличение прибыли под воздействием рассматриваемого фактора (увеличение на 415,51 тыс.руб.).
4. Изменение себестоимости продукции.
Изменение прибыли в результате снижения себестоимости является достижением предприятия. Однако в ходе более детального анализа динамики себестоимости могут быть выявлены изменения в калькуляционных статьях, не зависящих от предприятия.
Влияние изменения себестоимости продукции на прибыль можно оценить прямым расчетом как разницу себестоимости проданной продукции отчетного года и себестоимости этой же продукции в затратах базисного:
(33)
5. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции оценивают путем сравнения себестоимости продукции базисного года, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с себестоимостью проданной продукции в отчетном году, рассчитанной по затратам базисного года:
(34)
В нашем примере эти изменения будут равны:
Анализируя данные о прибыли Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» можно сделать вывод о том, что чистая прибыль в отчетном 2009 году составила 24965 тыс.руб., что говорит о хорошей финансовой деятельности за год. Не смотря на то, что прибыль в 2009 году сократилась по сравнению с предыдущим годом, финансовое положение предприятия можно считать нормальным. Снижение прибыли вызвано: во-первых, увеличением себестоимости, во-вторых, нестабильным ростом или снижением цен в различные периоды из-за кризисной ситуации в стране страны.
Для рассматриваемого предприятия снижение себестоимости является основным направлением повышения объема прибыли. Какие-либо изменения в структуре продукции нежелательны, так как предприятие стабильно развивается и попытки что-либо изменить могут нежелательно сказаться на деятельности предприятия. Принимаемые меры должны быть эффективными и тщательно проанализированы.
3.4 Анализ доходности продаж и рентабельности
В широком смысле слово рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ и услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.
Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости используемых ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке прибыли, получаемой с 1 руб. вложенных денежных средств. Эти показатели в наименьшей степени подвержены влиянию инфляции.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) показывает прибыль на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию, и определяется по формуле:
(35)
где П – прибыль от продажи продукции;
С – затраты на производство продукции.
3.
Данные показали, что в 2007 году коммерческая рентабельность 5,07%. За анализируемый период данный показатель сократился на 0,75 процентных пункта и в 2009 году составил 4,32%. С 2007 по 2009 год сокращение рентабельности шло неравномерно. Так в 2008 году по отношению к 2007 году показатель рентабельности незначительно вырос на 0,8 процентных пункта, а уже в 2009 году его отношение к 2008 году снизилось на 0,83 процентных пункта, или с 5,15% до 4,32%.
Рентабельность продаж рассчитывается отношением чистой прибыли от реализации продукции к полученной выручке. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
(36)
3.
Рентабельность продаж в 2009 году заметно снизилась. По полученным данным можно сказать, что предприятие в 2009 году с 1 руб. продаж имеет чистую прибыль в размере 2,98 коп., что на 1,23 коп. меньше, чем в 2007 году.
Доходность продаж показывает размер прибыли с 1 руб. проданной продукции:
(37)
где В – выручка (нетто) от продажи продукции.
3.
Прибыль с 1 руб. проданной продукции в 2007 году составила 4,52 копеек, а в 2009 году снизилась до 3,72 копеек.
Сравнение приведенных показателей позволяет оценить эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру продукции, определять экономически целесообразные объекты для инвестирования (таблица 15).
Таблица 15 – Оценка доходности продаж продукции и услуг Ровненского филиала ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»
Показатели | 2007 год | 2009 год | Отклонение (+, -) 2009 г. / 2007 г. |
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) (В), тыс. руб. | 765640 | 838319 | 72679 |
Полная себестоимость проданной продукции (С), тыс.руб. | 682344 | 721872 | 39528 |
Прибыль от продаж (П), тыс.руб. | 34627 | 116447 | 81820 |
Доходность продаж (Дп), % | 4,52 | 13,89 | 9,37 |
Величина активов (А), тыс.руб. | 129500 | 131302 | 1802 |
Коэффициент оборачиваемости активов (Коб), обороты | 5,91 | 6,38 | 0,47 |
Рентабельность активов (Rа), % | 26,74 | 88,69 | 61,95 |
Информация о работе Оценка эффективности деятельности предприятия