Оценка эффективности нормативной базы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - это специализированная деятельность по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг. Как правило, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг ведется организациями на исключительной или преимущественной основе, составляя основу работы участника рынка ценных бумаг, претендующего на вступление в члены профессионального сообщества1.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1 Общая характеристика нормативно-правового регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг России…….
Глава 2 Анализ изменения и совершенствования нормативно-правовой базы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг России…………………………………………………………………………………
Глава 3 Предложения по совершенствования нормативно-правовой базы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг России…….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая проф участники.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В новом Положении, вопреки  ожиданиям многих, каких-либо коренных изменений в процедуру раскрытия  информации эмитентами ценных бумаг  внесено не было, т.е. были сохранены  основные формы и способы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Большинство же изменений во многом носили "косметический" характер, хотя имелся ряд принципиальных новелл. Рассмотрим основные и наиболее значимые изменения.

Относительно новым  способом раскрытия информации эмитентами ценных бумаг является опубликование различного рода сообщений (в том числе сообщений на этапах эмиссии ценных бумаг, сообщений о существенных фактах и др.) в ленте новостей уполномоченных информационных агентств. Это наиболее оперативный способ раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, охватывающий наиболее широкий круг целевой аудитории. Через ленту новостей инвесторы получают раскрываемую информацию одновременно, что не позволяет использовать такую информацию узкой группе лиц в качестве инсайдерской. Этот способ раскрытия информации имеет приоритет по сравнению с другими способами раскрытия информации. До опубликования информации в ленте новостей ее раскрытие другими способами не допускается. Данная норма, существовавшая и прежде, содержится в новом Положении о раскрытии информации. При этом в новом Положении о раскрытии информации п. 1.10 дополнен абзацем, определяющим следующее: в случае если работники или должностные лица эмитента, в том числе члены совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, до опубликования в ленте новостей соответствующего сообщения комментируют в средствах массовой информации, в том числе в форме интервью, решения, принятые органами управления эмитента и подлежащие раскрытию путем опубликования сообщения, в том числе сообщения о существенном факте, в ленте новостей, эмитент обязан в срок не позднее следующего дня опубликовать в ленте новостей сообщение о принятом органом управления решении независимо от наступления срока, предусмотренного для опубликования такого сообщения в ленте новостей.

Сложившаяся база нормативно-правового  регулирования деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг  России дала возможность осуществления  надлежащего надзора за деятельностью  указанных лиц соответствующей  государственной структурой (ФСФР России).

Так из годового отчета о  результатах деятельности ФСФР России за 2009 год следует, что на конец 2009 года количество профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению  с 2008 годом в абсолютном выражении  снизилось на 189 организаций и составило 1674. Снижение количества организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, связано, прежде всего, с работой по аннулированию лицензий в связи с нарушением действующего законодательства, регламентирующего деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Указанное позволяет говорить о наличии достаточно слаженной системы законодательства, создающей действенный механизм воздействия на профессиональных участников рынка ценных бумаг13.

Разработка нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию учетно-расчетной инфраструктуры и повышению конкурентоспособности бирж и торговых систем.

 

Одним из основных направлений  работы ФСФР России в 2008 г. стало регулирование  и развитие товарных рынков14.  В соответствии с рядом поручений Правительства Российской Федерации, ФСФР России разработаны и представлены в Правительство Российской Федерации законопроекты, направленные на  совершенствование законодательства, регулирующего организацию биржевой торговли.

В частности наряду с увеличением требований к собственным средствам расширилась практика  страхования рисков профессиональной ответственности. Введение дополнительных качественных требований к регистраторской деятельности, включая применение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями  ценных бумаг,  при сокращении до необходимого минимума количественных требований.

Также планируется установить требования по  обязательному мониторингу  бирж за нестандартными срочными сделками, что позволит своевременно выявлять случаи манипулирования и совершения инсайдерских сделок на срочном рынке.

 

 

 

 

 

Глава 3 Предложения  по совершенствования нормативно-правовой базы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг России

Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам раскрытия информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

В настоящий момент существует насущная необходимость разработки при участии государства нормативного правового акта уровня федерального закона, регламентирующего порядок формирования и функционирования гарантийных фондов клиринговых организаций (по аналогии с фондом гарантирования банковских вкладов).

Положения Закона о рынке  ценных бумаг, касающиеся деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг и фондовых бирж необходимость систематизировать и структурировать по-новому. Несмотря на то, что по правовому и экономическому содержанию деятельности фондовая биржа и организатор торговли соотносятся как частное и общее (фондовая биржа - это специфический вид организатора торговли), регулированию их деятельности посвящены разные главы Закона о рынке ценных бумаг. Предлагается главу 3 Закона о рынке ценных бумаг исключить, положения, регулирующие профессиональную деятельность специфического организатора торговли -фондовой биржи - поместить в главу 2 "Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".

Необходимость развития законодательства о страховании  рисков профессиональных участников рынка  ценных бумаг не вызывает сомнений. Так, например, в практике деятельности регистраторов отмечается увеличение числа событий (во всяком случае, получивших определенное освещение в средствах массовой информации), имеющих признаки страховых случаев, то есть событий, приводящих к совершению операций в системе ведения реестра, не соответствующих волеизъявлению зарегистрированных лиц. Российское законодательство в области страхования не позволяет решать насущные проблемы страхования рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Как отмечается в литературе15, в последние годы страхование рисков профучастников фондового рынка развивалось (и продолжает развиваться в настоящее время) в основном как страхование ответственности, так как речь во всех случаях идет о необходимости страхового покрытия потенциальных убытков, которые могут возникнуть у профучастников фондового рынка в связи с предъявлением претензий со стороны третьих лиц, понесших имущественный ущерб вследствие их неправомерных действий, и возложением на них обязанности по возмещению указанного ущерба.

На сегодняшний день проблематична легитимность следующих  видов страхования:

- страхование ответственности  регистраторов перед эмитентами;

- страхование ответственности  депозитариев перед депонентами;

- страхование ответственности брокеров перед лицами, интересы которых они представляют (клиентами);

- страхование ответственности  управляющих компаний перед доверителями (кроме передачи в доверительное  управление средств пенсионных  накоплений, при которой страхование  ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария предусмотрено ст. 25 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации").

Таким образом, целесообразно  решить на уровне действующего законодательства о профессиональных участниках на рынке  ценных бумаг вышеуказанные вопросы, что в дальнейшем позволит повысить доверие инвесторов на рынке ценных бумаг, и как следствие будет способствовать развитию самого рынка ценных бумаг.

Достаточно проблемным на настоящий момент является отсутствие регулирования на уровне федерального закона многих принципиально важных вопросов деятельности профессиональных участников. Так до сих пор вопрос о нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг решен лишь на уровне ведомственного нормотворчества. В связи с этим, целесообразно внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а также в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах». Закрепление таких основополагающих требований как минимальный размер собственных средств на уровне подзаконных актов не способствует стабильности правоотношений и развитию соответствующего рынка, порождает риски субъективизма и волюнтаризма правоустанавливающих органов власти, вызывает иллюзию мягкости норм и необязательности их соблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нормативное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг значительно отстает от стремительно развивающихся отношений в области рынка ценных бумаг. Многие явления не получили достаточной теоретико-методологической разработки, что не позволяет создать непротиворечивую систему правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Отмечается отсутствие при формировании нормативно-правой базы комплексного подхода к решению проблем. Вместе с тем, отмечаются наметившиеся положительные тенденции, устранившие многие, ранее существовавшие, пробелы законодательства о ценных бумагах. Развитие института уголовной ответственности за преступления, связанные с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, также отличается отставанием от насущных потребностей рынка и отсутствием учета специфики соответствующих отношений. Система мер административной ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг является наиболее развитой по сравнению с гражданской и уголовной ответственностью.

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов на рынке ценных бумаг, многие из них отличаются тем, что носят общий характер, недостаточно учитывают специфику профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг конкретных субъектов и большой накопленный научный опыт, порой противоречат и не соответствуют друг другу.

В настоящее время  создалась ситуация, когда деятельность профессиональных участников рынка  ценных бумаг регулируется множеством нормативно-правовых актов общего характера, недостаточно учитывающих специфику конкретных видов профессиональной деятельности.

Именно профессиональные участники рынка ценных бумаг  вносят значительный вклад в снижение рисков инвесторов. В то же время, содействуя снижению одних рисков, профессиональные участники порождают новые виды рисков, связанных с функционированием самого рынка ценных бумаг и его институтов, с конфликтом интересов профессионального сообщества и других участников фондового рынка, которые также нуждаются в снижении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011) Первоначальный текст документа опубликован в «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011) Первоначальный текст документа опубликован «Российская газета», N 256, 31.12.2001//СПС «КонсультантПлюс»
  3. <Письмо> ФСФР РФ от 23.11.2010 N 10-ВМ-02/26658 «О проведении конкурсов инвесторов профессиональными участниками рынка ценных бумаг» «Вестник ФСФР России», N 12, 2010
  4. Письмо> ФСФР РФ от 26.01.2010 N 10-ВМ-10/1162 «Об изменении порядка представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг» // «Вестник ФСФР России», N 2, 2010
  5. Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 N 07-50/пз-н (ред. от 11.02.2010) «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9525) Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 23, 04.06.2007
  6. Приказ ФСФР РФ от 11.02.2010 N 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет»// «Российская газета», N 84, 21.04.2010
  7. Приказ ФСФР РФ от 19.11.2009 N 09-49/пз-н «О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг»// «Российская газета», N 14, 26.01.2010
  8. Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (ред. от 20.07.2010) «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2006 N 8532)//В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 4, 22.01.2007 (Приказ),

 

 

  1. Вавулин Д. О новом порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: комментарий к Приказу ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/ПЗ-Н// «Право и экономика», 2005, N 11
  2. Вавулин Д. О новом порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: комментарий к Приказу ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/ПЗ-Н// «Право и экономика», 2005, N 11
  3. Иншев А.П. Институт доверительного управления в России // «Банковское право», N 3, 2000
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011) Первоначальный текст документа опубликован «Российская газета», N 256, 31.12.2001//СПС «КонсультантПлюс»
  5. Лебединов А.П. О проблемах страхования рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг// «Юридическая и правовая работа в страховании», 2009, N 2
  6. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 347.
  7. По материалам страницы официального сайта ФСФР России. Адрес страницы сайта: http://www.fcsm.ru/common/upload/FSFR_otchet.pdf
  8. По материалам страницы официального сайта ФСФР России. Адрес страницы сайта http://www.fcsm.ru/common/upload/Drond_2010-2012.doc

 

 

 

 

1 Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 347.

 

 

2 Вавулин Д. О новом порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: комментарий к Приказу ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/ПЗ-Н// «Право и экономика», 2005, N 11

3 Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 N 07-50/пз-н (ред. от 11.02.2010) "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9525) Первоначальный текст документа опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 04.06.2007.

4 <Письмо> ФСФР РФ от 23.11.2010 N 10-ВМ-02/26658 "О проведении конкурсов инвесторов профессиональными участниками рынка ценных бумаг" "Вестник ФСФР России", N 12, 2010

5 Приказ ФСФР РФ от 11.02.2010 N 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет"//"Российская газета", N 84, 21.04.2010

Информация о работе Оценка эффективности нормативной базы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в России