Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 10:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка и организации кредитования в современных условиях. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи работы:
изучение механизма предоставления ссуд;
изучение методов оценки кредитоспособности заемщика;
изучение процесса кредитного мониторинга;
рассмотрение законодательных основ кредитования.
Введение……………………………………………………………...……….3
Глава 1.Оценка кредитоспособности заемщика……………………………5
Глава 2. Механизм предоставления ссуд………………………………….11
Глава 3. Кредитный мониторинг…………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….29
Практикум…………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…
Глава 3. Кредитный мониторинг
Банк осуществляет контроль за исполнением кредитного договора, главная цель которого - обеспечить регулярную плату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
В ходе контроля за выданным кредитом службами банка должно уделяться особое внимание таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, создание препятствий при проверке залога, кадровые перестановки, распродажа имущества, разрыв отношений с крупными клиентами, не продление договора аренды помещения.
В процессе такого мониторинга значительную, если не определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитных бюро. При выдаче кредита банки оказываются в условиях крайней ограниченности информации о своем будущем деловом партнере. Это, естественно, не позволяет адекватно оценивать кредитный риск, что приводит к массовым отказам в выдаче кредитов при наличии значительных объемов финансовых ресурсов.
Федеральным законом «О кредитных историях» №218-ФЗ от 30 декабря 2004 г. (ред. от 21.07.2005 г.) установлено, что с 1 сентября 2005 г. кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно скажется на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки, и заемщики. Одни смогут более эффективно распределить кредитные ресурсы, другим же уже не придется платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков. Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности, надлежащим образом регулируемой. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование банками услуг кредитных бюро позволяет снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок. Для осуществления оперативного контроля за выполнением обязательств и условий кредитного договора, эффективным использованием заемщиком полученного кредита, своевременным и полным его возвратом коммерческий банк должен поддерживать с заемщиком тесный контакт на протяжении всего срока ссуды. Банк-кредитор осуществляет регулярный (установленный договорными условиями) анализ хозяйственной деятельности заемщика, его финансового положения. При необходимости проводятся проверки денежных и расчетных документов, отчетных бухгалтерских и статистических материалов, изучаются все виды финансовой и иной информации, получаемой как от заемщика, так и из других источников. Вся информация, полученная банком при оформлении ссуды и осуществлении контроля за ее движением, обычно систематизируется в специальном кредитном досье заемщика, где накапливаются различные данные: финансовые и экономические показатели, показатели анализа прогнозов и перспектив развития заемщика и др. Сопровождение кредита включает в себя выполнение следующих действий:
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают неслучайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:
Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть как по вине банка, так и по вине заемщика. Например, ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
Также причинами возникновения трудностей с погашением ссуды может быть неэффективная работа компании, получившей ссуду:
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.
Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что, выданный ему кредит может быть не погашен в срок, или вообще превратиться в безнадежный долг. Эти сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.
В период действия кредита заемщик обязан предоставлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:
Для банка важно поддерживать постоянные персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты как:
Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с деловыми партнерами, что выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров или о компании со стороны новых ее кредиторов; извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий. Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента, о выдаче им чеков без покрытия.
При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры по обеспечению погашения кредита. Наилучший вариант - разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов, сокращение накладных расходов, изменение маркетинговой стратегии, смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты. Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:
При продаже залога, прежде всего, следует проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом. По отношению к заемщику, не выполняющему своих обязательств по кредитному договору, что ставит под угрозу своевременное и полное погашение задолженности по кредиту, а также при выявлении случаев недостоверности в отчетности или запущенности бухгалтерского учета банк-кредитор может предпринять следующие действия:
Возможность применения этой меры оговаривается в кредитном договоре исходя из практики кредитных отношений банка с конкретным заемщиком.
Заемщик - юридическое лицо, не выполняющее обязательств по своевременному возврату полученных кредитов, может быть объявлен банком-кредитором неплатежеспособным (банкротом). Об этом извещают других кредиторов, вышестоящие органы управления, орган государственной власти, зарегистрировавший предприятие-заемщика, учредителей (если оно акционерное), дают сообщение в печать, другие средства массовой информации.