Оценка кредитоспособоности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение порядка и организации кредитования в современных условиях. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи работы:
изучение механизма предоставления ссуд;
изучение методов оценки кредитоспособности заемщика;
изучение процесса кредитного мониторинга;
рассмотрение законодательных основ кредитования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……….3
Глава 1.Оценка кредитоспособности заемщика……………………………5
Глава 2. Механизм предоставления ссуд………………………………….11
Глава 3. Кредитный мониторинг…………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….29
Практикум…………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Кредитный мониторинг

Банк осуществляет контроль за исполнением кредитного договора, главная цель которого - обеспечить регулярную плату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

В ходе контроля за выданным кредитом службами банка должно уделяться особое внимание таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, создание препятствий при проверке залога, кадровые перестановки, распродажа имущества, разрыв отношений с крупными клиентами, не продление договора аренды помещения.

В процессе такого мониторинга значительную, если не определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.

Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитных бюро. При выдаче кредита банки оказываются в условиях крайней ограниченности информации о своем будущем деловом партнере. Это, естественно, не позволяет адекватно оценивать кредитный риск, что приводит к массовым отказам в выдаче кредитов при наличии значительных объемов финансовых ресурсов.

Федеральным законом «О кредитных историях» №218-ФЗ от 30 декабря 2004 г. (ред. от 21.07.2005 г.) установлено, что с 1 сентября 2005 г. кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно скажется на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки, и заемщики. Одни смогут более эффективно распределить кредитные ресурсы, другим же уже не придется платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков. Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности, надлежащим образом регулируемой. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем:

    • Обмен информацией между кредиторами поможет отличить надежного заемщика от рискованного.
    • При наличии надежной и полной информации кредиторы, возможно, увеличат объемы кредитования и будут выдавать надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога или с более низкими требованиями к размеру обеспечения или гарантий, от чего выиграют потребители.
    • При отсутствии кредитных бюро самостоятельное получение необходимой информации кредиторами становится практически невозможным.
    • Наличие кредитной отчетности стимулирует заемщиков своевременно погашать кредиты.
    • Обмен полной информацией по кредитам среди кредиторов может привести к повышению конкуренции на кредитных рынках и снижению процентных ставок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование банками услуг кредитных бюро позволяет снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок. Для осуществления оперативного контроля за выполнением обязательств и условий кредитного договора, эффективным использованием заемщиком полученного кредита, своевременным и полным его возвратом коммерческий банк должен поддерживать с заемщиком тесный контакт на протяжении всего срока ссуды. Банк-кредитор осуществляет регулярный (установленный договорными условиями) анализ хозяйственной деятельности заемщика, его финансового положения. При необходимости проводятся проверки денежных и расчетных документов, отчетных бухгалтерских и статистических материалов, изучаются все виды финансовой и иной информации, получаемой как от заемщика, так и из других источников. Вся информация, полученная банком при оформлении ссуды и осуществлении контроля за ее движением, обычно систематизируется в специальном кредитном досье заемщика, где накапливаются различные данные: финансовые и экономические показатели, показатели анализа прогнозов и перспектив развития заемщика и др. Сопровождение кредита включает в себя выполнение следующих действий:

    • оценку финансового состояния заемщика и его кредитоспособности в течение всего периода кредитования;
    • проверку сохранности заложенного имущества, его ликвидности;
    • контроль за своевременным поступлением процентов за кредит, при частичном погашении кредита - за поступлениями в соответствии с графиками платежей заемщика;
    • ежемесячную корректировку резерва на возможные потери по ссудам в зависимости от качества обеспечения и изменений кредитного договора;
    • ведение деловой переписки с клиентом и проведение деловых встреч;
    • ежемесячное проведение анализа ссудного портфеля.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают неслучайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:

    • подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;
    • увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;
    • повышается угроза ухода квалифицированных кадров, из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
    • средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;
    • возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.

Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть как по вине банка, так и по вине заемщика. Например, ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

    • недостаточно строгое отношение к заемщику;
    • непрофессионально проведенный финансовый анализ;
    • плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
    • недостаточное обеспечение ссуды;
    • ошибки в документальном оформлении ссуды;
    • плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.

Также причинами возникновения трудностей с погашением ссуды может быть неэффективная работа компании, получившей ссуду:

    • слабое руководство;
    • ухудшение качества продукции, вытеснение ее с рынка;
    • неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
    • слабый контроль за финансами компании.

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.

Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что, выданный ему кредит может быть не погашен в срок, или вообще превратиться в безнадежный долг. Эти сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.

В период действия кредита заемщик обязан предоставлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

    • непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
    • резкое увеличение дебиторской задолженности;
    • замедление оборачиваемости оборотных средств;
    • снижение коэффициентов ликвидности;
    • снижение объема продаж;
    • рост просроченных долгов;
    • неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
    • частые просьбы по изменению срока гашения ссуды;
    • наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.

Для банка важно поддерживать постоянные персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты как:

    • изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
    • резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
    • замена ключевых сотрудников;
    • плохое составление финансовых отчетов;
    • установление нереальных цен на продукцию;
    • создание спекулятивных запасов.

Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с деловыми партнерами, что выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров или о компании со стороны новых ее кредиторов; извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий. Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента, о выдаче им чеков без покрытия.

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры по обеспечению погашения кредита. Наилучший вариант - разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов, сокращение накладных расходов, изменение маркетинговой стратегии, смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты. Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

    • ссуду удается вернуть после продажи залога;
    • погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;
    • если банком не приняты меры своевременно, то он несет убытки.

При продаже залога, прежде всего, следует проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом. По отношению к заемщику, не выполняющему своих обязательств по кредитному договору, что ставит под угрозу своевременное и полное погашение задолженности по кредиту, а также при выявлении случаев недостоверности в отчетности или запущенности бухгалтерского учета банк-кредитор может предпринять следующие действия:

    • предупредить заемщика о прекращении дальнейшего кредитования, если в согласованные сроки не будут выполнены требования банка;
    • приостановить дальнейшую выдачу предусмотренного договором кредита;
    • в случае неуплаты очередного взноса в погашение кредита и бесперспективности его своевременного погашения в дальнейшем предъявить оставшуюся на день платежа часть долга по данному кредиту к взысканию;
    • при систематическом невыполнении заемщиков условий кредитных договоров и рекомендаций банка потребовать досрочного погашения ранее предоставляемых ему кредитов.

Возможность применения этой меры оговаривается в кредитном договоре исходя из практики кредитных отношений банка с конкретным заемщиком.

Заемщик - юридическое лицо, не выполняющее обязательств по своевременному возврату полученных кредитов, может быть объявлен банком-кредитором неплатежеспособным (банкротом). Об этом извещают других кредиторов, вышестоящие органы управления, орган государственной власти, зарегистрировавший предприятие-заемщика, учредителей (если оно акционерное), дают сообщение в печать, другие средства массовой информации.

Информация о работе Оценка кредитоспособоности заемщика