Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
анализ путей оптимизации задолженности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1 Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования
1.1 Общее понятие государственного долга
1.2 Необходимость государственных заимствований
1.3 Классификация и формы государственного долга
2 Анализ динамики и структуры государственного долга России
2.1 История возникновения государственного долга РФ
2.2 Анализ современной динамики и структуры внешнего долга РФ
3 Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Оформление долговых отношений  и погашение государственного долга  РФ

 

Содержание

 

 

Введение

 

1 Долговые отношения: понятие,  сущность, виды, необходимость заимствования

 

1.1 Общее понятие государственного  долга

 

1.2 Необходимость государственных  заимствований

 

1.3 Классификация и формы государственного  долга

 

2 Анализ динамики и структуры  государственного долга России

 

2.1 История возникновения государственного  долга РФ

 

2.2 Анализ современной динамики  и структуры внешнего долга  РФ

 

3 Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ

 

3.1 Проблемы управления государственным  долгом РФ

 

3.2 Перспективы погашения государственного  долга

 

3.3 Анализ возможных вариантов  урегулирования долговой проблемы  России

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного долга РФ

 

 

Введение

 

 

В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине  стремительного роста объемов государственного долга.

 

Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

 

В большинстве аналитических работ  в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета); высокая доходность государственных ценных бумаг.

 

Все вышеперечисленные проблемы и  вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и другими известными экономистами.

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.

 

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.

 

Задачами данной работы являются следующие:

 

изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;

 

изучение предпосылок возникновения  и роста государственного долга;

 

проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

 

анализ путей оптимизации задолженности  Российской Федерации.

 

Предметом исследования выступает  долговая стратегия государства. Объектами  исследования являются задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования, по которой принадлежат внешнегосударственным фирмам и учреждениям, а также физическим лицам.

 

Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение  разумной долгосрочной политики государства  в области управления внутренним долгом.

 

 

1 Долговые отношения: понятие,  сущность, виды, необходимость заимствования

 

 

 

1.1 Общее понятие государственного  долга

 

 

Общее понятие государственного долга  Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

 

Государственный долг образуется в  результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе  финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

 

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)1.

 

 В зависимости от заемщика  публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

 

 Под муниципальным долгом  соответственно понимается совокупность  долговых обязательств муниципального  образования; он полностью и  без условий обеспечивается всем  имуществом, составляющих муниципальную казну.

 

 При этом каждый бюджетный  уровень отвечает только по  своим обязательствам и не  отвечает по долгам других  уровней, если они не были  им гарантированы. Для погашения  своих обязательств и обслуживания  долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

 

 Вопрос о государственных  долгах связан с самим фактом  непосредственного участия государства  в экономической жизни общества. Участие это в современных  условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен2.

 

 

 

1.2 Необходимость государственных  заимствований

 

 

 Необходимость государственного  вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы3.

 

 Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

 

 Идея государственного долга  как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

 

 Государственный долг РФ  полностью обеспечивается всем  находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

 

- кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

 

- государственных ценных бумаг,  выпускаемых от имени Российской  Федерации;

 

- договоров о предоставлении  государственных гарантий Российской  Федерации, договоров поручительства  Российской Федерации по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

 

- переоформления долговых обязательств  третьих лиц в государственный  долг Российской Федерации на  основе принятых федеральных  законов;

 

- соглашений и договоров, в  том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

 

 

1.3 Классификация и формы государственного  долга

 

 

Сложность объекта требует выработки  определенного подхода к классификации  состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг.

 

 Под внутренним государственным  долгом понимается задолженность  государства перед гражданами, фирмами  и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная  валюта, условные денежные единицы  и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте4. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

 

 В зависимости от срока  погашения и объёма обязательств  выделяют капитальный, основной  и текущий государственный долг. Под капитальным государственным  долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Под основным понимается вся сумма задолжности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

 

 Долговые обязательства Российской  Федерации могут существовать в форме5:

 

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

 

Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

 

Договоров о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации, договоров  поручительства Российской Федерации, а по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

 

Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации, на основе принятых федеральных законов;

 

Соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

 

2 Анализ динамики и структуры  государственного долга России

 

 

 

2.1 История возникновения государственного  долга РФ

 

 

Очевидно, что нельзя рассматривать  ситуацию с долгами России без  предварительного изучения истории вопроса.

 

Первый в истории России внешний  заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году в Голландии под 5% годовых6. Голландцы являлись основными  кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг перед  Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет – в 1891 г.

 

Формирование современной структуры государственного долга началось во второй половине XX века. Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР.

 

России действительно достался крупный внешний долг СССР, однако велик и суверенный долг России7.

 

В 1950-е гг. внешние заимствования  использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных  кредитов для финансирования импорта  в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

 

 В 1960-е гг. при оплате импортного  оборудования для крупных объектов  активно привлекались прямые  долгосрочные кредиты западных  банков. Так, в 1964-1965 гг. Внешторгбанк  СССР заключил с английскими,  французскими и итальянскими банками девять долгосрочных соглашении о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб.

 

 Отношение внешнего долга  к экспорту поднялось с 52% в  1987 г. до 164% в 1993 г., а к объему  ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов - правительств других стран выросла с З,9%в 1987 г. до 14,3% в 1991 г. и 65,4% в 1993 г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга.

 

 

Таблица 1.Структура внешнего долга  СССР по видам задолженности

 

(в млрд. долл.)

 

 

 Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения государственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров (долг, активы, национальный доход, экспорт, импорт, население).

 

 По расчетным долям следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект распределения внешнего долга между республиками реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС. В результате 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан так называемый Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР.

Информация о работе Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ