На "сговорчивость" России
ей было обещано предоставление
отсрочки платежей по внешнему
долгу СССР. Документ определял,
что союзные республики принимали
на себя "совместную и солидарную
ответственность" по внешнему долгу
СССР, т. е. чтобы все республики отвечали
за погашение всего долга СССР. Если одна
из них не платит, за нее это должны сделать
остальные. Если же не платят республики,
то Россия одна должна была обслуживать
весь союзный долг8.
В сентябре - октябре 1992 г.
представителям "семерки" и
Парижского клуба кредиторов
удалось навязать России схему
ее единоличной ответственности
по долгам СССР.
В 1975-1985 гг. внешний долг СССР
возрос в 2 раза, тогда как за
более короткий период 1986-1992 гг.
- в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп роста
задолженности удвоился и составил 41,7%
в среднем за год (при падении ВВП).
После 1992 г. полученные Россией
кредиты состоят из кредитов
международных финансовых институтов,
правительств иностранных государств
и частных кредиторов. Заимствования Всемирного
банка включают следующие группы задолженности.
В общей сложности на 1 января
1999 г. России было предоставлено
по этой линии 37 займов на
общую сумму более 9 млрд. долл.
Параллельно и последовательно получаемые
кредиты МБРР и ЕБРР были представлены
соглашениями, связанными с рыночной трансформацией
экономики и социальной сферы - с оплатой
дорогих консультационных услуг. Все они
отражают так называемые рыночные институциональные
преобразования. Это проекты развития
контор, институциональных новообразований,
заведений, мало значимых для социально-экономическог
развития организационных структур. Производственная
или социальная направленность их была
слабой. К производственным относится,
например, соглашение о займе между Российской
Федерацией и Международным банком реконструкции
и развития (первый нефтяной восстановительный
заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект
по закупке медицинского оборудования)
на сумму 270 млн. дол.
Рисунок 1. Структура заимствований
Всемирного банка, %
С учетом долга бывшего
СССР и суверенного долга России
- внутреннего и внешнего - к началу
нового века сформировался общий
долг впечатляющих размеров, снижение
которого стало заметным лишь
в последние годы9.
2.2 Анализ современной динамики
и структуры внешнего долга
РФ
Размер государственного долга
в абсолютном выражении не
дает полного представления о
состоянии экономики и платежеспособности
страны. Для оценки способности
страны-дебитора выполнять обязательства
по погашению и обслуживанию накопленного
объема государственного долга мировая
практика выработала долговые показатели
(коэффициенты). Одним из критериев оценки
долговой устойчивости является анализ
объема ресурсов, которыми располагает
страна должник, т. е. размер и темпы роста
ВВП в сопоставлении с государственным
долгом. Этот показатель позволяет оценить
уровень долговой нагрузки на экономику
страны и отражает ее потенциальные возможности
переориентировать национальное производство
на экспорт в целях получения иностранной
валюты и обеспечения способности погасить
внешний долг. Чем выше данный показатель,
тем большую долю доходов от реализации
произведенного продукта государство
вынуждено направлять не на внутреннее
развитие, а на выполнение долговых обязательств
перед внешними кредиторами. Если накопленный
долг превышает объем средств, который
в средне- и долгосрочной перспективе
страна-дебитор может направить на выполнение
долговых обязательств, возникает ситуация
"долгового навеса". Условной границей
начала такого опасного состояния внешнего
долга принято считать превышение объемом
долга 50% объема ВВП. Подобное положение
было характерно для экономики Российской
Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до
2001 г10. За последние годы объем государственного
долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет
устойчивую тенденцию к снижению. Если
в 2002 г. объем внешних заимствований составлял
35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. – 7,12 % .
Динамика этого показателя
представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Отношение государственного
внешнего долга к ВВП
Вместе с тем, в структуре
государственного долга России
при некотором снижении внешней
задолженности наблюдается рост
внутренних и "новых" внешних
долговых обязательств.
В 2000 г. удельный вес государственного
внешнего долга Российской Федерации
в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно
57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям
Всемирного банка соответствовали странам
с высоким уровнем внешней задолженности.
За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла
к странам с низким уровнем государственного
внешнего долга.
Международные финансовые организации
часто пользуются показателем
"резервы/платежи по внешнему
долгу", являющимся, по их мнению,
важнейшим индикатором потенциальных
проблем страны с ликвидностью
- способностью правительства и резидентов
своевременно вьшолнять обязательства
по внешнему долгу, сохранять достигнутый
уровень кредитного рейтинга и доступ
на международные финансовые рынки.
Золотовалютные резервы Российской
Федерации в 2005 г. составили
138,9 млрд. долл., а платежи по погашению
и обслуживанию государственного внешнего
долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи
по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно
ниже критического уровня11.
По состоянию на 2006 год государственный
внешний долг Российской Федерации (включая
обязательства бывшего Союза ССР, принятые
Российской Федерацией) складывается
из:
задолженности странам - участницам Парижского
клуба;
задолженности странам, не вошедшим в
Парижский клуб;
задолженности по кредитам иностранных
коммерческих банков и фирм;
задолженности перед международными
финансовыми
Организациями;
задолженности бывшим странам СЭВ;
еврооблигационных займов;
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного
валютного займа)
кредитов Центрального Банка России.
По состоянию на 1 января 2006 года
задолженность перед странами
кредиторами - членами Парижского
клуба составляет 44,4 млрд. долл., или
42,3% от общей суммы внешнего
долга Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2006 года
задолженность перед странами кредиторами
- не членами Парижского клуба кредиторов
составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0%
от общей суммы внешнего долга Российской
Федерации на указанную дату. Постановлением
Правительства "О порядке продолжения
работы по реструктуризации внешней задолженности
бывшего СССР" Министерству финансов
Российской Федерации совместно
с Внешэкономбанком было поручено
представить в Правительственную
комиссию по государственному
внешнему долгу и активам бывшего
СССР информацию о состоянии
внешней задолженности бывшего СССР официальным
кредиторам, не представленным в Парижском
клубе кредиторов.
По мере завершения выверки
имеющейся задолженности перед
странами кредиторами - не членами
Парижского клуба подписывались
соответствующие двусторонние соглашения.
В настоящее время заключены двусторонние
межправительственные соглашения с 7 странами
- не членами Парижского клуба: Кореей,
Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем,
Египтом, Мальтой.
Отсутствуют межправительственные
соглашения с Грецией, Кувейтом
и Объединенными Арабскими Эмиратами.
При этом в общий объем внешнего долга
включены суммы задолженности по соглашениям
Внешэкономбанка с National Bank of Greece от 19 марта
1993 года в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment
Co SAK от 2 января 1991 года в сумме 1100,00 млн.
долл.
С Объединенными
Арабскими Эмиратами подписан
Меморандум о взаимопонимании
от 16 марта 1994 года. Сумма задолженности
включена во внешний долг на
основании межбанковского соглашения
Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi
от 18 сентября 1991 года в размере 500 млн.
долл.
Новый
долг Российской Федерации перед
странами - не членами Парижского
клуба кредиторов представлен
задолженностью по соглашениям
Внешэкономбанка с Экспортным
кредитным банком Турции12. Правительством
Российской Федерации были предоставлены
соответствующие платежные гарантии Экспортному
кредитному банку Турции по выплате основного
долга и процентов, начисленных на сумму
задолженности по указанным кредитным
соглашениям.
По состоянию на 1 января 2006 года
объем задолженности перед странами
- бывшими членами СЭВ составил
2,8 млрд. долл. и по сравнению с
состоянием на 1 января 2000 года сократился
более чем в 5 раз.
Задолженность по кредитам
иностранных коммерческих банков
и фирм включает в себя обязательства
перед Лондонским клубом кредиторов, а
также коммерческую задолженность. Обязательства
перед Лондонским клубом кредиторов погашены
досрочно.
Доля государственных ценных
бумаг в составе государственного
внешнего долга Российской Федерации
увеличилась за период с 1 января 1995 года
по 1 января 2006 года с 18,1% до 38%.
Задолженность по основной
сумме государственного внешнего
долга Российской Федерации, оформленного
в государственные ценные бумаги,
составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании
постановления Правительства Российской
Федерации от 15 марта 1993 года №222 в целях
урегулирования внутреннего валютного
долга был осуществлен выпуск облигаций
внутреннего государственного валютного
займа (ОВГВЗ).
Облигации внутреннего государственного
валютного займа - государственные
ценные бумаги. Выпущены с целью
переоформления задолженности бывшего
СССР по средствам на счетах
российских юридических лиц во
Внешэкономбанке, заблокированных по
состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом
является Министерство финансов Российской
Федерации. Облигации номинированы в долларах
США. Номинал облигаций - одна, десять и
сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых,
начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения
- 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска
займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного
выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии
ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.
Еврооблигации - это ценные
бумаги, эмитированные в валюте, отличной
от национальной денежной единицы эмитента,
имеющие средне- или долгосрочное обращение
на территории иностранных государств,
кроме страны эмитента. Данный вид долговых
обязательств в структуре государственного
внешнего долга Российской Федерации
составлял по состоянию на 1 января 2006
года 32,8% (34,4 млрд. долл.).Как правило, еврооблигации
- это среднесрочные или долгосрочные
ценные бумаги.
В последние годы наметилась тенденция
к сокращению внешнего долга Российской
Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд.
долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился
до 104,9 млрд. долл.
Рисунок 3. Динамика российского внешнего
долга
В 2000 г. Российской Федерации
удалось договориться с Лондонским
клубом о списании 1 /3 задолженности
бывшего СССР. Это была успешная операция,
которую нам не удалось осуществить с
Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности
Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации,
и таким образом задолженность Лондонскому
клубу больше не выделяется в статистике.
Таким образом, задолженность странам
Парижского клуба стала почти единственным
субъектом долгов Советского Союза.
Для погашения внешнего государственного
долга, и, прежде всего Парижскому
клубу, был создан в 2004 г.
Стабилизационный фонд13.
3 Проблемы управления и перспективы
погашения государственного долга
РФ
3.1 Проблемы управления государственным
долгом РФ
Целью управления государственным
долгом являются выработка экономически
обоснованного соотношения между
потребностями государства в дополнительных
финансовых ресурсах и затратами по их
привлечению, поддержание объема долга
на экономически безопасном уровне.
В случаях когда государства-должники
могут располагать значительными
объемами финансовых резервов, можно
разрешить заемщику самостоятельно
выкупить собственные долги, что позволяет
сократить общий объем государственного
долга. Однако мировая практика негативно
относится к досрочному выкупу долгов.
Это связано с тем, что выигрыш от этого
получают, во-первых, наихудшие заемщики,
долги которых торгуются с наибольшим
дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип
равенства кредиторов. Процентные ставки,
которые платит Россия по обслуживанию
внешнего государственного долга, составляют
от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для
развитых стран Европы14.
Благоприятная экономическая
ситуация для выкупа внешнего
государственного долга сложилась
в Российской Федерации в связи
с ростом цен на углеводородное
сырье на международном рынке.
Это позволило России сформировать
Стабилизационный фонд, который на
начало 2006 г. достигает величины 1 трлн.
долл.
Переговоры с членами Парижского
клуба кредиторов, долг перед
которыми на 1 января 2005 г. составил
43,1 млрд. долл., или почти 40% общего
внешнего государственного долга,
завершились договоренностью, что
Российская Федерация досрочно выплатила
по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина
РФ, только в 2005 г. страна сэкономила на
процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти
6 млрд. долл.
Вопросы управления государственным
долгом в настоящее время регулируются
Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №
458 «Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг», федеральными законами о бюджете
на очередной финансовый год, постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 марта 1997 г. №245 «О единой системе управления
государственным долгом Российской Федерации»,
другими нормативно-правовыми документами,
в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.
Действующие правовые нормы по
вопросам управления государственным
долгом нуждаются в существенных дополнениях
в связи с существующими экономическими
и практическими реалиями. В первую очередь
необходимо четко законодательно закрепить
цели государственных заимствований,
разграничить компетенцию, полномочия
и функции органов, осуществляющих управление
государственным долгом, а также порядок
ведения Государственной долговой книги
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации и муниципальной долговой книги.
Принятие соответствующих изменений
и дополнений действующего законодательства
позволит осуществлять достоверный
учет состояния государственного
долга и операций по его
обслуживанию, создать работоспособный
механизм управления государственным
долгом, повысить эффективность заемной
и долговой политики, обеспечить действенный
контроль за государственным долгом на
основе прозрачности долговой политики
для кредиторов и инвесторов, российского
общества в целом.
Для Российской Федерации
главной проблемой с момента
провозглашения ее суверенитета было
отсутствие продуманной стратегии управления
государственным внутренним и внешним
долгом. Следствием этого стало экономически
необоснованное принятие долга бывшего
СССР, особенно внешнего государственного
долга, и затем стремительный рост "нового"
российского долга.