Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
анализ путей оптимизации задолженности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1 Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования
1.1 Общее понятие государственного долга
1.2 Необходимость государственных заимствований
1.3 Классификация и формы государственного долга
2 Анализ динамики и структуры государственного долга России
2.1 История возникновения государственного долга РФ
2.2 Анализ современной динамики и структуры внешнего долга РФ
3 Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 Одним из условий эффективного  управления государственным долгом  Российской Федерации является  достоверный учет и контроль  за его состоянием в реальном  режиме времени. Однако пока  учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

 

 Сложности в управлении государственным  долгом для Российской Федерации  создали ряд обстоятельств, отрицательно  влияющих на проведение эффективной  политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000 г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты15. Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.

 

 

 

3.2 Перспективы погашения государственного  долга

 

 

 Перспективы погашения внешнего  долга РФ объединяют в себе  ряд приемов. В настоящий момент  для России наиболее удачной  представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий16. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.

 

 Представляется целесообразным  задействовать в конверсионных  операциях как нерезидентов, так  и резидентов. Решающую роль должны  играть определение цены конверсии  и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.

 

К сожалению, отсутствие ясной государственной  промышленной политики, в том числе  четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции17.

 

 В то же время признаки  того, что конверсия российского  долга в инвестиции может стать  реальностью, уже имеются. Начались  переговоры о конверсии долга  с отдельными странами, в том  числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности  выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.

 

 Происходит постепенный переход  от двухстороннего урегулирования  долговой проблемы по схеме  конверсии в инвестиции к многостороннему  урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4 млрд. долл.

 

 

 

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

 

 

 Перспективным вариантом урегулирования  долговой проблемы является схема  обмена долга на товары18. В  2002 г. Внешэкономбанк как реализовал  подобную схему в отношениях  со Словакией. Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.

 

 Проблема с товарными поставками  заключается в том, что страна-кредитор  должна быть заинтересована в  приобретении соответствующих товаров,  а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.

 

Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части  внешней задолженности может  быть косвенная форма списания в  форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]

 

 Следующий источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

 

 Надо применять новые формы,  в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм19.

 

 Важным источником погашения  внешней задолженности в РФ  может стать использование наших  финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.20

 

 В критических случаях при  наступлении сроков платежей  иностранным кредиторам можно  прибегнуть к помощи международных  резервных активов Российской  Федерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили 137,4 млрд. долл.

 

 Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.

 

 

 В числе новых источников  поступлений и доходов в бюджет  следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл21.

 

 Не меньшие суммы Россия  может получить от борьбы с  "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)

 

 

Заключение

 

 

 При наличии тенденции к  сокращению внешнего долга Российской  Федерации и снижению долговой  нагрузки на экономику Российской  Федерации его структура по  прежнему не является оптимальной  с точки зрения управления  долгом.

 

 В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.

 

 При этом кредиты Правительств  иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного  внешнего долга. Управление нерыночной  частью долга невозможно с  использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

 

 Основными задачами по управлению  долгом в ближайшее время будут  являться:

 

сокращение объемов внешних  долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

 

оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

 

оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

 

рефинансирование внешнего долга  за счет внутренних заимствований без  существенного ухудшения структуры  долга по срокам платежей;

 

повышение эффективности использования  заемных средств.

 

До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано  единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным  долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований.

 

 

 

Список литературы

 

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета, № 16, 2006

 

Федеральный закон от 29.12.1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // Российская газета, № 6, 2005

 

Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и  статистика, 2005. – 512 с.

 

Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным  долгом // Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20-24

 

Воронин Ю.С. Управление государственным  долгом // Экономист, № 5, 2005 - С.58-67

 

Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 248 с.

 

Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом  нуждается в аналитиках // Финансы, № 8, 2005. – С. 10 – 15.

 

Илларионов А.Ю.Платить или не платить?// Человек и труд, № 5, 2003 – С. 11-12

 

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496 с.

 

Лебедев А.И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37-40

 

Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования, № 4, 2005. - С. 99 – 107

 

Саркисянц А.Л. Проблема внешнего долга  России: исторический аспект // Аудитор, № 8, 2005 – С. 25 – 31

 

Саркисянц А.Л. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки, № 5, 2005 – С. 15-19

 

Селезнев А. Внешний государственный  долг: иллюзии и реальность //Экономист, № 7, 2004 -С.31-40

 

Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22 – 24

 

Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63-66.

 

Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга  России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.1-3.

 

Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2005 – начале 2006 года. // Финансы и кредит, № 6, 2006 – С. 33 – 39

 

Шуркалин А.Д. Внешний долг: перспективы  реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес, № 6, 2002. – С. 12-19

 

Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//wwwseconomy

 

Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin

 

Счетная палата Российской Федерации//www.ach.gov/bulletins

 

Центральный банк Российской Федерации//www.cbr

 

 

Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного долга РФ ( в млрд. долл.)

 

 

 

1 Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//wwwseconomy

 

2 Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая  система России: Учеб. пособие. –  М.: ИНФРА-М, 2006 – с.48

 

3 Шенаев В. Н. Проблема внешнего  долга России // Бизнес и банки,  № 26, 2005 - С.3.

 

4 Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – с.120

 

5 Чумаченко А.А. Государственный  внутренний долг и государственные  внутренние заимствования //Рынок  ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

 

6 Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//wwwseconomy

 

7 Лебедев А. И. Управление  внешним долгом в России //Проблемы  теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

 

8 Хейфец Б.А. Внешний долг  России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22

 

9 Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//wwwseconomy

 

10 Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

 

11 Чумаченко А.А. Государственный  внутренний долг и государственные  внутренние заимствования //Рынок  ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

 

12 Хейфец Б.А. Внешний долг  России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22

 

13 Чумаченко А.А. Государственный  внутренний долг и государственные  внутренние заимствования //Рынок  ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

 

14 Шенаев  В. Н. Проблема внешнего долга  России // Бизнес и банки, №  26, 2005 - С.3.

Информация о работе Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ