Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:26, курсовая работа
Объект исследования – банковские операции.
Предмет исследования – банковские операции в Республике Беларусь.
Цель работы: исследовать операции коммерческих банков в Республике Беларусь, определить проблемы и тенденции их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, обобщения, экономико-математические.
Исследование и разработки: изучено современное состояние банковских операций в Республике Беларусь, выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Введение 4
1 Активные операции, их роль и место в банковской деятельности 6
1.1 Экономическая сущность активных оперций 6
1.2 Кредиты и займы как основные виды активных опреаций банков 10
1.3 Факторинг 12
2 Понятие и виды пассивных и посреднических операций коммерческих банков, их значение 15
2.1 Основная характеристика пассивных операций банков 15
2.2 Депозитные операции 17
2.3 Посреднические операции банков 20
_Toc2593790423 Перспективы развития банковских операций в Республике Беларусь 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33
В современных условиях
для индивидуального инвестора,
не являющегося профессионалом
на фондовом рынке, слишком сложно
инвестировать свои сбережения
таким образом, чтобы постоянно
поддерживать оптимальные
Другим направлением развития трастовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, является их сотрудничество с пенсионными фондами, аккумулирующими деньги для выплаты пенсии. Пенсионный фонд Республики Беларусь был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Поступления в Пенсионный фонд Республики Беларусь превышают, как правило, выплаты пенсии. Сумма превышения может быть использована на приобретение ценных бумаг, выдачу кредита и т.п. В этом случае фонду потребуется квалифицированная помощь, которую он может получить в траст-отделе банка.
Следующим перспективным направлением в развитии трастовых отношений в Республике Беларусь является посредническая деятельность по переводу средств с рынка ссудных капиталов в недвижимость, приносящую доход, так называемый ипотечные инвестиционные трасты.
Следует отметить также, что в перспективе, банки будут осуществлять управление имуществом по доверенности и завещанию по образу западных стран, а имущество достигнет определенных размеров и будет находиться в частных руках, что позволит квалифицированно распоряжаться, в том числе через посредничество банков.
Самая главная задача 2014 года для банковской системы, Правительства и для всех органов государственного управления – обеспечение запланированного уровня роста жизненного уровня населения. Для этого будут использоваться следующие инструменты: проведение в предусмотренных параметрах курсовой, кредитной, процентной политики, поддержание работы платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики.
Для расширения ресурсной базы предполагается сохранение определяющей роли в расширении ресурсного потенциала банковского сектора внутренних источников роста (средства организаций, населения, республиканского и местных бюджетов) при увеличении объемов привлекаемых средств из-за пределов страны.
В структуре ресурсов требуется поддержание необходимых пропорций собственного капитала и привлеченных средств в целях обеспечения необходимого уровня достаточности капитала для покрытия рисков и обеспечения надежности функционирования банков.
Привлечение средств нерезидентов Республики Беларусь является одним из важных источников роста ресурсной базы банковского сектора.
Наиболее существенными факторами в формировании динамики остатков их средств на счетах в белорусских банках является создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, а также повышение инвестиционной привлекательности экономики страны в целом. На активизацию указанных процессов в значительной степени повлияют присвоение Республике Беларусь суверенного кредитного рейтинга и корпоративных рейтингов ведущим организациям и банкам, развитие фондового рынка, применение международных стандартов финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита предприятий, а также совершенствование законодательных актов в целях приведения отдельных норм в соответствие с принципами, получившими международное признание.
Масштабы заимствования банками средств у нерезидентов Республики Беларусь определяются, главным образом, потребностью субъектов хозяйствования в иностранных инвестиционных ресурсах и наличием у них обоснованных валютоокупаемых бизнес-проектов, отвечающих требованиям зарубежных инвесторов. Банковский сектор должен расширить посредническую работу по привлечению средств нерезидентов Республики Беларусь в различных доступных и востребованных получателями средств формах, в том числе в пределах лимитов, устанавливаемых для Республики Беларусь иностранными национальными агентствами по страхованию экспортных кредитов и банками.
Для поддержания стабильности, банки должны оптимизировать активы и пассивы, т.е. формировать их рациональную структуру и высокое качество. В целях осуществления этого процесса должны проводиться меры:
- направленные на сокращение проблемных активов и поддержание их уровня в установленных допустимых размерах;
- способствующие обеспечению
сбалансированности активов и
пассивов по срокам связанных
в условиях роста объемов
- определяющие возможность
дальнейшей диверсификации
- создающие основу
долговременного
На данный момент вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок. У банковской системы Республики Беларусь есть возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт. Правление Национального банка будет контролировать выполнение рекомендаций по данному вопросу [22, c. 10].
В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам. Для них созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке. Курс национальной валюты в течение всего года будет стабильным, риски минимальны, поэтому иностранным банкам следует существенно расширить привлечение в республику ресурсов из-за рубежа.
Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций, но если они продолжат политику выжидания, то рискуют потерять национальный рынок.
Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан параметр — не более 10%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.
Таким образом, соблюдение органами государственного управления и банками всех норм и осуществление вышеуказанных мероприятий позволит обеспечить устойчивое функционирование банковской системы, характеризующейся развитием количественных и качественных параметров деятельности во взаимодействии с интересами экономики нашей страны для повышения общественного благосостояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав всю информацию, изложенную в работе, можно сделать следующие выводы:
1. Банк – юридическое
лицо, выполняющее многообразные
банковские и другие операции
в современной экономике. Банк
по своей сути напоминает и
промышленное, и торговое предприятие,
однако в силу своих
2. Банковские операции - это действия банка, направленные на создание экономических благ (банковских продуктов и услуг) и предназначенных для продажи клиентам - частным лицам, предприятиям, другим банкам и т.д.
3. Существенную и определяющую
часть банковских операций
4. Наибольший удельный
вес в активных операциях
5. Большое значение
для каждого банка имеют
6. Наибольший удельный
вес привлеченных средств
7. Посреднические операции банков позволяют являются промежуточным звеном хозяйственных операций в экономике и позволяют отслеживать движение капитала в стране.
8. В современных условиях
в Республике Беларусь
10. Национальная банковская система Республики Беларусь состоит из 2 уровней:
- Национальный банк РБ;
- коммерческие банки
и небанковские кредитно-
11. Анализируя основные
показатели банковской системы
РБ, можно сделать вывод об
относительно эффективной
12. Для поддержания стабильности, банки должны оптимизировать активы и пассивы, т.е. формировать их рациональную структуру и высокое качество. В целях осуществления этого процесса должны проводиться меры, направленные на достижение поставленных целей.
Таким образом, операции банков Беларуси играют важную роль в развитии национальной экономики, они способствуют развитию многих промышленных предприятий республики в кризисный период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учеб. пособие / Г.Н. Белогла-зова, Л.П. Кроливецкая. – Санкт-Петербург, 2002. – 376 с.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. № 441-3 / В ред. Закона РБ от 22.01.2013 № 145-3. – 216 с.
3. Банковские карточки в Республике
Беларусь [Электронный ресурс]: Банки Республики
Беларусь - Банковская система Республики
Беларусь. – режим доступа: http://www.rbcard.com/bank/
4. Дом банков - информационный
портал о банках и финансах [Элек-тронный
ресурс]: Функции банков. – Режим доступа:
http://dombankov.ru/system/
5. Дубков, С.В. Об основных направлениях совершенствования системы банковского надзора в Республике Беларусь / С.В. Дубков // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 31[468]. – 72 с.
6. Жуков, Е.Ф. Деньги Кредит Банки: учебник для вузов / Е.Ф. Жукова. – Москва «Банки и биржи»: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1999. – 622 с.
7. Каллаур, П. В. Банковская система Республики Беларусь на совре-менном этапе развития / П. В. Каллаур // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 25[462]. – 72 с
8. Концепция развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы / национальный банк РБ. – Минск, Б.г. – 75 с.
9. Кравцова, Г.И. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова. – Мн.: БГЭУ, 2007 – 478 с.
10. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. – Москва: «Финансы и статистика», 2002. – 667 с.
11. Лаврушин, О.И. Деньги Кредит Банки / О.И. Лаврушин. – Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 460 с.
12. Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Организация
банковского надзора. – Режим доступа:
http://www.nbrb.by/system/
13. Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Регулирование
деятельности банков. – Режим доступа:
http://www.nbrb.by/
14. Национальный правовой интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный ресурс]:
Постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь 28 июня 2013 г.
№ 175. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/
15. Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Общие сведения.
– Режим доступа: http://www.nbrb.by/today/
16. Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Бюллетень
банковской статистики № 12, 2013. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
17. Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Бюллетень
банковской статистики № 12, 2013. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
Информация о работе Операции коммерческих банков в Республике Беларусь