Определение цели и задач государственной финансовой политики РФ, раскрытие механизма их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи государственной финансовой политики
2. Определить элементы государственной финансовой политики
3. Рассмотреть типы и виды государственной финансовой политики
4. Охарактеризовать финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики государства
1.1. Изучение сущности, целей и задач государственной финансовой политики
1.2. Определение элементов государственной финансовой политики
1.3. Рассмотрение типов и видов государственной финансовой политики
2. Исследование государственного бюджета как основного механизма финансовой политики государства
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства
2.2. Рассмотрение элементов, типов финансового механизма и основных инструментов финансовой политики
2.3. Выявление сущности бюджета и бюджетной политики
3. Анализ и направление бюджетной политики Российской Федерации
3.1. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2011 (плановый 2012-2013 гг.)
3.2. Анализ бюджетной политики Российской Федерации 2009 (планового 2010-2011 гг.) и 2010 (планового 2011-2012 гг.)
3.3. Приоритетные направления и перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации в долгосрочной перспективе
4. Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона (23 вариант, финансовый сектор и нефинансовые предприятия)
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

 Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей. [11]

Таможенная  политика представляет собой объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. [5]

Социальная  финансовая политика охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, то есть социальную помощь и др. [12]

Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

  • выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
  • увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
  • реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
  • регулирование вынужденной миграции. [3]

Инвестиционная  политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Как часть финансовой политики инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку они охватывают как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств. Важной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу будет модернизация и повышение конкурентоспособности экономики страны[12]

Политика в  области международных финансов направлена на интеграцию в мировую  финансовую систему, вступление в международные  организации, урегулированию внешней  задолженности, укрепление позиций  в Международном валютном фонде  и Мировом банке реконструкции и развития, повышение устойчивости национальной валюты по отношению к иностранной. [5]

1.3. Рассмотрение типов и видов государственной финансовой политики

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. [18]

 При всем  многообразии существующих подходов, сегодня выделяют три основных  типа, которые представлены на  рисунке 4.




 

 

Рисунок 4. Типы финансовой политики

До конца 20-х  гг. ХХ века основным типом политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей.

Основными ее направлениями  являются:

  • невмешательство государства в экономику;
  • сохранение свободной конкуренции;
  • использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием  этого было ограничение государственных  расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. [19]

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном  к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.  Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе). [18]

В конце 20-х годов XX в. возобладала регулирующая финансовая политика, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Ее основателем считается Дж. Кейнс. Основным инструментом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода. [15]

Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планирование бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. [19]

В целом кейнсианская финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. [18]

В 70-х годах  особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. В результате расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития. [15]

Планово-директивная  финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. [18]

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики, которые представлены на рисунке 5.




 

 

Рисунок 5. Виды финансовой политики.

Политика  экономического роста – это система  финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. [24]

Политика экономического роста нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности, как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через возрастание государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация базируется на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются одна от другой. Первая - это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.

Политика ограничения  деловой активности направлена на уменьшение реального объема  ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика предполагает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. [24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Исследование  государственного бюджета как основного механизма финансовой политики государства

2.1.  Финансовый  механизм и его роль в реализации  финансовой политики государства

Реализация  целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма. [16]

Финансовый  механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения . [13]

Воздействие финансового  механизма носит всеобъемлющий  характер, поскольку влияет на все  сферы и области экономики. Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. [12]

Финансовый механизм имеет  внутреннюю, присущую ему структуру, которая представлена на рисунке 6.


 



 

Рисунок 6. Структура финансового механизма

 Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль.

Блок (звено) финансового  механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности. В блоки включаются:

  • финансовые прогнозы;
  • планы и балансы;
  • финансовые показатели;
  • нормы и нормативы распределения финансовых ресурсов;
  • фонды финансового обеспечения, воспроизводства и стимулирования;
  • финансовые резервы;
  • законодательные и нормативные акты,
  • регулирующие финансовые отношения;
  • организация и управление.

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики РФ, раскрытие механизма их реализации