Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи государственной финансовой политики
2. Определить элементы государственной финансовой политики
3. Рассмотреть типы и виды государственной финансовой политики
4. Охарактеризовать финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства
Введение
1. Теоретические основы финансовой политики государства
1.1. Изучение сущности, целей и задач государственной финансовой политики
1.2. Определение элементов государственной финансовой политики
1.3. Рассмотрение типов и видов государственной финансовой политики
2. Исследование государственного бюджета как основного механизма финансовой политики государства
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства
2.2. Рассмотрение элементов, типов финансового механизма и основных инструментов финансовой политики
2.3. Выявление сущности бюджета и бюджетной политики
3. Анализ и направление бюджетной политики Российской Федерации
3.1. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2011 (плановый 2012-2013 гг.)
3.2. Анализ бюджетной политики Российской Федерации 2009 (планового 2010-2011 гг.) и 2010 (планового 2011-2012 гг.)
3.3. Приоритетные направления и перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации в долгосрочной перспективе
4. Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона (23 вариант, финансовый сектор и нефинансовые предприятия)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. [3]
Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижения реального эффекта, с другой – через финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан). [12]
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое решение может быть организованно государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства. [18]
Построение
финансового механизма
Финансовый
механизм пронизывает все стороны
производственных отношений общества.
Поэтому с помощью
2.2. Рассмотрение элементов, типов финансового механизма и основных инструментов финансовой политики
Как было сказано выше, финансовая политика реализуется через финансовый механизм, который представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. Соответственно в составе финансового механизма можно выделить две составные части, которые представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Схема финансового механизма
Механизм формирования включает следующие элементы: определение источников, форм финансовых ресурсов, пропорции их мобилизации. Например, на макроэкономическом уровне в качестве источника финансовых ресурсов могут выступать доходы граждан и организаций, средства могут изыматься в бюджет в виде налогов или неналоговых. При этом нормативными правовыми актами устанавливаются пропорции изъятия средств в бюджеты бюджетной системы страны (в виде ставок налогов, арендной платы и т.д.).
В составе механизма использования финансовых ресурсов выделяют следующие элементы: определение направлений, форм и пропорций использования финансовых ресурсов. Направления использования финансовых ресурсов выбираются в соответствии с приоритетами финансовой политики, формы и пропорции при этом должны обеспечить максимальный эффект при расходовании средств.
В состав финансового механизма различные авторы включают разные элементы. Так, по мнению И.Т. Балабанова, финансовый механизм включает финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение. Л. А. Дробозина включает в финансовый механизм совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В.М. Родионова выделяет:
Вид организации
финансовых отношений является исходным,
первичным элементом финансовог
На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются:
В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. [26]
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. [16]
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций;
2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения. [26]
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе. [16]
Рассматривая финансовый механизм можно выделить два основных типа: директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. [18]
В этом случае государством
детально разрабатывается вся система ор
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. [11]
Основными инструментами финансовой политики являются: