Организация финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть методы финансового планирования и доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, цели, задачи финансового планирования.
Описать организацию планирования на предприятии.
Охарактеризовать методы финансового планирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3

1 Теоретические основы финансового планирования и организации…………..5

1.1 Понятие, цели, задачи финансового планирования………………………….5

1.2 Виды финансового планирования……………………………………………..6

1.3 Организация финансового планирования…………………………………….8

2 Принципы финансового планирования…………………………………………10

3 Методы финансового планирования……………………………………………13

3.1 Методы расчета финансовых показателей……………………………………13

3.2 Общие методы составления финансового плана……………………………..25

Заключение………………………………………………………………………….27

Список используемых источников литературы………………………………….29

Приложения………………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

Второй этап – это разработка параметров по направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе  составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным  финансовым планам и включаются в  структуру бизнес-плана в том  случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления  текущих финансовых планов.

 

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и  другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление  оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового  планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Каждый из рассмотренных видов  финансового планирования решает свой круг задач и составляется в определенной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Принципы финансового  планирования

 

Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие "система" означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.

Координация планов отдельных подразделений  выражается в том, что нельзя планировать  деятельность одних подразделений  фирмы вне связи и другими; всякие изменения в планах одних  структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.

Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок - план производства - план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.

Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые "резервы безопасности" (ресурсов, производственных мощностей и т.д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

В развитие этих общих положений  целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.

Принцип финансового соотношения  сроков ("золотое банковское правило") - получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала. Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи - не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

 Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового левериджа.

 

Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) рассчитывается по формуле

ЭФЛ=(1 - Нс) (Эра - СП) ЗК/СК (1.1)

Нс - ставка налоги на прибыль, выраженная в долях единицы;

ЭРа - экономическая рентабельность активов;

СП - средний размер процентов за кредит, уплаченных предприятием за привлечение  заемных средств;

ЗК - средняя сумма использованного  заемного капитала за расчетный период;

СК - средняя сумма собственного капитала предприятия за расчетный  период.

 

Если рентабельность активов предприятия  выше, чем цена привлечения заемных  средств, то возникает положительный  эффект финансового рычага, т.е. увеличивается  рентабельность собственного капитала.

Принцип сбалансированности рисков - особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Принцип приспособления к  потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Финансовое планирование в западных фирмах ориентируется на извлечение приемлемой прибыли и сохранение своих позиций на рынке товаров  и услуг. Под прибылью понимается чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия  должно учитывать. Как размеры налогообложения, так и, возможность их понижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы финансового планирования

 

3.1 Методы расчета финансовых  показателей

 

В современных условиях рыночных отношений  возникает объективная необходимость  финансового планирования. Без финансового  планирования невозможно добиться настоящих  результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях  объема производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей  позволяет находить внутренние резервы  предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера  прибыли и других финансовых показателей  возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объем финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы  мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми  ресурсами и повышению эффективности  финансовой деятельности в предстоящем  периоде.

Планирование помогает предотвращать  ошибочные действия в области  финансов, а также уменьшает число  неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового планирования на предприятии:

обеспечивать необходимыми финансовыми  ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального  его использования;

выявлять внутрихозяйственные  резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

 

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей.

 При планировании  финансовых показателей могут  применяться следующие методы: нормативный,  расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений,  экономико-математическое моделирование.

 

Нормативный метод

 

Сущность  нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами  являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных  отчислений, нормативы потребности  в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется целая  система норм и нормативов, которая  включает:

-   федеральные нормативы;

- республиканские  (краевые, областные, автономных  образований) нормативы;

-   местные нормативы;

-   отраслевые нормативы;

-   нормативы хозяйствующего субъекта.

 

Федеральные нормативы являются едиными для  всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих  субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации  отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное  социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы  действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских  и местных налогов, тарифных взносов  и сборов и др.

Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов (малые предприятие, акционерные  общества и т.п.).

 

Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный  фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

 

Расчётно-аналитический метод

 

Сущность  расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения  в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется  в тех случаях, когда отсутствуют  технико-экономические нормативы, а  взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и  связей. В основе этого метода лежит  экспертная оценка (см. рисунок 1).

 

 
   




Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным  видам использования финансовых ресурсов и т.п.

 

Балансовый метод

 

финансовых  показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Информация о работе Организация финансового планирования