Организация финансовой работы на предприятии (в организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития рыночных отношений и предпринимательства, повышения самостоятельности хозяйствующих субъектов экономическое благополучие зависят от их финансового состояния.
Для принятия обоснованных и выгодных практических решений руководители и специалисты должны владеть необходимой финансовой информацией.

Файлы: 1 файл

КР ОФР (Восстановлен).docx

— 703.36 Кб (Скачать файл)

В качестве текущего и среднесрочного планирования выступают бизнес-планы.

Оперативное финансовое планирование осуществляется в процессе текущей деятельности. Оно детализирует отдельные показатели текущего планирования и разрабатывается в виде платежного календаря, кассового и кредитного планов.

Платежный календарь составляется на краткосрочный текущий период (от 5 до 30). Он обеспечивает увязку и согласованность притока и оттока денежных средств. Если в процессе разработки календаря выявляется платежный недостаток, то вносятся необходимые коррективы: пересмотр сроков обязательств, изыскание дополнительных средств от продажи продукции (товаров), привлечение краткосрочных заемных средств и т.п.

Для составления платежного календаря используются следующая информация: о плане реализации продукции, капитальных вложениях, сроках платежей, графике выплаты заработной платы, смете расходов и т.п.

Кассовый план представляет собой оборот наличных денег через кассы хозяйствующего субъекта. Он составляется на каждый квартал с разбивкой по месяцам и нацелен на своевременное обеспечение наличными денежными средствами для расчетов между предприятиями и его трудовыми коллективами. В кассовом плане предусматриваются суммы наличной выручки от реализации продукции (товаров) и направления ее использования, сроки выдачи заработной платы и других выплат денег из кассы.

Вся денежная выручка, за исключением установленного лимита наличности, сдается в обслуживающий банк. Кассовый план, представляемый в банк, служит в качестве контроля за поступлением и расходованием денежных средств.

Кассовый план имеет большое значение для повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта. Он отражает источники поступления наличных денег, расходования средств по всем направлениям, в частности на заработную плату, выплаты социального характера, на командировочные и хозяйственные расходы и т.п. Особо выделяется календарь выдачи заработной платы  по установленным срокам.

Кредитный план – это экономическое обоснование потребности предприятия в кредите. В нем отражается необходимая сумма кредита и график его возврата. Для заключения с банком кредитного договора разрабатывается специальный бизнес-план, который должен подтвердить эффективность и целесообразность получения кредита, обоснованность устанавливаемых сроков его погашения.

Бюджетирование – составная часть финансового менеджмента с использованием системы бюджетов. В этом процессе сочетаются функции финансового и производственного планирования, координации, стимулирования и контроля.

Экономически обоснованные бюджеты по предприятию в целом и отдельным структурам обеспечивают координацию деятельности различных подразделений предприятия, согласование побудительных мотивов и интересов всех звеньев хозяйственного процесса.

На принципах бюджетирования создаются возможности успешно организовать управленческий учет результатов по центрам ответственности. На основе системы бюджетов осуществляется надежный и оперативный контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, обосновывается эффективная финансовая стратегия.

Бюджеты разрабатываются на год с разбивкой по месяцам. Процесс бюджетирования носит непрерывный характер. Так, в течении каждого периода (квартала) в соответствии с рыночной конъюктурой вносятся коррективы в бюджеты последующего периода.

В зависимости от целей и задач различают генеральный и частные бюджеты.

Генеральный бюджет охватывает деятельность организации в целом. В нем объединяются частные бюджеты ее структурных подразделений. Он состоит из системы взаимосвязанных операционного и финансового бюджетов.

В отличии от финансовой отчетности бюджеты не имеют установленных форм. Их структура во многом зависит от объектов и уровня планирования, вида и объемов деятельности предприятия.

Центральное место в операционном бюджете занимает бюджет продаж.

Бюджет продаж представляет собой систему взаимосвязанных между собой бюджетов производства, материальных запасов и полной себестоимости продукции. Последний бюджет в свою очередь объединяет бюджеты прямых затрат сырья, материалов и труда и накладных расходов.

Бюджет производства составляется в натуральном и стоимостном выражениях. Его данные используются для расчета потребности сырья, материалов и топлива, а соответственно, и материальных запасов.

Бюджеты (сметы) прямых материальных затрат разрабатываются в натуральных единицах и в сумме с широким использованием системы норм и нормативов.

Завершающий этап работы над операционным бюджетом – составление прогноза финансовых результатов.

Финансовый бюджет включает бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и проект бухгалтерского баланса. Он составляется в целом по предприятию.

Бюджет капитальных вложений предусматривает расчет необходимых инвестиций и источников финансирования.

Бюджет денежных средств отражает ожидаемое их поступление в соответствии с данными о выручке от продажи продукции (товаров) и ожидаемые выплаты за приобретение сырья и материалов , заработной платы и иных платежей.

Прогнозируемый бухгалтерский баланс на конец периода строится по основным статьям актива и пассива с учетом показателей намечаемых бюджетов.

Управление и планирование прибыли выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам,, связанным с образованием и расходованием чистого дохода предприятия. Система управления прибылью включает в себя шесть блоков.

Первый блок – целеполагание. Основной целью управления прибылью является оптимизация доходов собственников (акционеров) в текущем и перспективном периодах, что предполагает соблюдение интересов коллектива предприятия и государства.

Вторым блоком является механизм управления прибылью, включающий государственное правовое регулирование, рыночный механизм регулирования, внутренний механизм регулирования в предприятии, который устанавливается его документами, система конкретных методов и приемов управления.

Третий блок – организационное обеспечение управления прибылью – предполагает наличие на предприятии внутренних структурных подразделений, осуществляющих разработку и реализацию управленческих решений по отдельным вопросам формирования и использования прибыли и несущих ответственность за эти решения.

Четвертый блок – информационное обеспечение. От качества привлекаемой информации для принятия управленческих решений в значительной степени зависит объем прибыли предприятия.

Пятый блок – контроль выполнения плана по прибыли.

Шестой блок включает в себя методы анализа и планирования прибыли. К основным методам анализа прибыли относятся: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ, анализ коэффициентов, интегральный анализ, анализ рисков.

Традиционными для планирования прибыли являются следующие методы:

      • Прямого счета – в его основе лежит ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции;
      • Аналитический – используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. При этом расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции;
      • Нормативный  - величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию;
      • Самофинансирования – призван способствовать активизации инвестиционной деятельности для обновления производственного потенциала предприятия.

Центральное место в финансовом планировании занимает баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта. Этот финансовый план является заключительным разделом его программы социально-экономического развития. Он тесно взаимосвязан со всеми ее разделами: с проектами планов выпуска и реализации продукции, сметой затрат, планов формирования и использования прибыли на предстоящий период.

Финансовый план (бюджет) играет важную роль в укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

 

 

 

    1. Финансовый контроль и порядок его проведения

Финансовый контроль является важным звеном в системе управления финансами. Формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой совокупность методов и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.

Он призван содействовать:

  • Успешной реализации финансовой политики государства и организаций, обеспечивая интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов;
  • Обоснованному формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов;
  • Выполнение плановых финансовых показателей;
  • Своевременному осуществлению расчетов с финансовой системой, кредитными учреждениями, с партнерами, акционерами и др.

Финансовый контроль, в отличии от других видов контроля (административного, экологического, санитарного и т.п.), связан с использованием стоимостных категорий. Объектами финансового контроля являются:

  • Процессы и операции по формированию и использованию финансовых ресурсов;
  • Операции по расходованию денежных средств;
  • Показатели финансовых результатов деятельности (доходы, расходы, прибыль, рентабельность);
  • Выполнение кассового, кредитного и финансового планов предприятия;
  • Соблюдение законодательных актов по организации финансов, в частности налогового законодательства;
  • Целевое использование собственных и заемных средств, в частности банковского кредита;
  • Соблюдение расчетно – платежной дисциплины;
  • Правильность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.

В зависимости от организационно – правовых форм, целей и содержания различают государственный, независимый и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль осуществляется Министерством финансов РФ. Контрольно – ревизионными органами субъектов РФ, Банком России и т.п. Особое место занимает контроль и проверка финансово – хозяйственной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Важную роль в системе государственного финансового контроля играет Федеральная налоговая служба и ее местные органы – налоговые инспекции, которые непосредственно осуществляют налоговый контроль, ведут учет налогоплательщиков и следят за соблюдением налогового законодательства, за полнотой и своевременностью поступления налоговых и других обязательных платежей.

Независимый вневедомственный финансовый контроль проводят специальные аудиторские фирмы. Объектами этих проверок являются бухгалтерская (финансовая) отчетность, расчетно – платежные операции, налоговые декларации и другие финансовые обязательства хозяйствующих субъектов.

Аудиторские фирмы наряду с проверками по договорам с хозяйствующими субъектами оказывают им различные услуги, в частности по ведению бухгалтерского учета, оценке имущества, налоговому планированию и т.п.

Большое значение в укреплении финансового состояния, повышению результатов работы имеет внутрихозяйственный финансовый контроль. Этот самоконтроль осуществляется непосредственно аппаратом самих организаций и их структурных подразделений (финансовыми менеджерами, бухгалтерами, ревизорами). Так называемый внутренний аудит позволяет своевременно предупреждать нерациональное расходование средств, заключение невыгодных сделок, совершение непроизводительных операций и т.п.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции (сделки), до фактических затрат средств. Он осуществляется при заключении договоров с партнерами, обосновании бизнес – планов, сметы расходов, обсуждении различных намечаемых мероприятий и т.п. Его основная цель – предупредить возможные нарушения законодательных и нормативных актов в расходовании  средств и т.п.

Текущий контроль проводится по материалам оперативной отчетности в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Его цель – своевременно устранить выявляемые недостатки в соблюдении финансовой, расчетно-платежной дисциплины, в области выполнения предприятием текущих финансовых  и других планов.

Последующий контроль ориентирован на выявление причин отклонения фактических показателей от плановых, проводится по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он призван давать объективную оценку финансовым результатам, выявлять резервы укрепления финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Все виды контроля весьма значимы для эффективного управлении финансами. Они зависят от поставленных задач, субъектов и сроков проведения контроля.

В зависимости от цели и субъектов финансового контроля используются различные методы его проведения: документальные проверки, ревизии, мониторинги, финансовый анализ и др.

Документальные проверки и ревизии широко применяются для контроля за операциями по расходованию ресурсов, соблюдением налогового законодательства, за полнотой внесения предприятиями налоговых и иных платежей.

Проверяются первичные бухгалтерские документы, в частности кассовые ордера, выписки с банковских расчетных счетов, накладные, расчетно-платежные ведомости, инвентаризационные материалы, акты списания материальных ценностей, калькуляции себестоимости продукции и др. Ревизии подвергаются данные счетов аналитического и синтетического учета, бухгалтерские регистры, декларации и иные документы, связанные с расчетами и уплатой отдельных налогов, сборов и т.п.

Информация о работе Организация финансовой работы на предприятии (в организации)