Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:22, курсовая работа
Объектом исследования является ЗАО «Банк Русский Стандарт». Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выявить методы по совершенствованию организации процесса потребительского кредитования. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач: - дать понятие потребительского кредита, определить его сущность, значение; - определить основы потребительского кредитования в РФ на современном этапе; - провести анализ потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт»; - определить проблемы потребительского кредитования; - определить пути совершенствования потребительского кредита в коммерческом банке.
Введение
Глава 1.Развитие потребительского кредитования в России
1.1 Сущность потребительского кредита и его особенности
1.2 Классификация потребительских кредитов
1.3 Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования
1.4 Характеристика рынка потребительского кредитования на современном этапе в России
Глава 2. Организация потребительского кредитования на примере ЗАО "Банк Русский Стандарт"
2.1 Характеристика ЗАО "Банк Русский Стандарт"
2.2 Анализ деятельности ЗАО "Банк Русский стандарт" на рынке потребительского кредитования
2.3 Анализ деятельности ЗАО "Банк Русский Стандарт" на рынке кредитных карт
2.4 Анализ потребительского кредитования на неотложные нужды
2.5 Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт"
Заключение
Список литературы
2.2 Анализ деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт» на рынке потребительского кредитования.
В 2000 году Банк Русский Стандарт вывел на банковский рынок России принципиально новую услугу – потребительский кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности.
Реализация четко направленной бизнес - стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили Банку в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером.
Проект потребительского кредитования Банка Русский Стандарт в основном был ориентирован на сегмент, практически не охваченный такого рода услугами, - это учителя, врачи, рабочие, работники бюджетных сфер и т. д. Таким образом, программа Банка носила социально-ориентированный характер. За время реализации программы кредитования населения Банк Русский Стандарт выдал жителям страны потребительских кредитов на сумму, превышающую 112,5млрд. руб.
Доля Банка Русский Стандарт на рынке потребительского кредитования по размеру консолидированного портфеля составляла в 2012 году - 30,5%.
Основные конкуренты банка в этом секторе – Home Credit – 14.8%, далее УРСА Банк (Сибакадембанк) – на него приходится 10% рынка (рис.1).
Рис. 1. Структура рынка
Объем портфеля потребительских кредитов банка «Русский Стандарт» за последний год существенно сократился. Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4
Изменение величины портфеля потребительских кредитов ЗАО «Банк Русский Стандарт» в 2010-2012гг.
Показатели |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Изменение +, - 2012г к 2010г |
Объем потребительских кредитов, млн.руб. |
57735 |
52551 |
47292 |
- 10443 |
Число потребительских кредитов, тыс. |
7496 |
7052 |
6783 |
- 713 |
Сокращение портфеля представители
банка объяснили сезонными
На сегодняшний день в банке Русский Стандарт клиент может оформить заявку на получение следующих видов потребительского кредита (табл. 5).
Таблица 5
Потребительские кредиты, для получения которых необходимые документы оформляются в торговых организациях
Вид кредита |
Срок кредита, мес. |
Сумма кредита, руб. |
Процентная ставка, % годовых |
Размер первоначального взноса, % |
Стандартный кредит |
6,7,8,9,10 |
5000- 100000 |
55 |
10 - 90 |
Простой кредит |
6,7,8,9,10 |
5000- 100000 |
49 |
15 - 90 |
2% в месяц |
6 |
5000- 100000 |
40 |
15 – 90 |
10%+10*1/10 |
10 |
5000- 100000 |
23,4 |
10 (фикс.) |
3% в месяц |
6,7,8,9,10 |
5000- 100000 |
65 |
10 - 90 |
Русский Стандарт |
6 |
5000- 100000 |
36 |
25 - 90 |
Простой на мобильный телефон |
6,7,8,9,10 |
5000- 100000 |
65 |
10 - 90 |
Данные таблицы
За 8 лет работы на рынке потребительского кредитовая годовая процентная ставка несколько раз претерпевала изменения (табл. 6).
Таблица 6
Динамика годовой процентной ставки в 2010-2012 гг.
Показатели |
2010год |
2011год |
2012год |
Годовая процентная ставка по стандартному кредиту, % |
29 |
49 |
55 |
Комиссия за расчетное обслуживание |
1,9 |
- |
- |
Причиной таких изменений
В 2012 году повышение произошло осенью, как следствие мирового кризиса ликвидности. В связи со значительным увеличением стоимости денежных ресурсов на международных рынках Банк повысил процентные ставки по кредитным программам населению.
Потребительское кредитование предполагает
сравнительно короткие сроки отвлечения
ресурсов, что очень значимо в
условиях кризиса. Поэтому на сегодняшний
день потребительские кредиты
Таблица 7
Структура портфеля потребительских кредитов по срокам
Сроки |
Объем потребительских кредитов | |||||
2010г |
2011г |
2012г | ||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
6 мес. |
8082,9 |
14 |
14714,3 |
28 |
32631,5 |
69 |
7 мес. |
144,3 |
0,25 |
189,2 |
0,36 |
- |
- |
8 мес. |
1154,7 |
2 |
336,3 |
0,64 |
1891,7 |
4 |
9мес. |
433,1 |
0,75 |
- |
- |
- |
- |
10мес. |
47920 |
83 |
37311,24 |
71 |
12768,8 |
27 |
Итого: |
57735 |
100 |
52551 |
100 |
47292 |
100 |
При чем данные таблицы свидетельствуют, что к 2012 году сроки кредитования сократились. Если в 2010 году потребительских кредитов сроком на 10 месяцев было оформлено на сумму 47920млн. руб., то в 2012 году всего на 12768,8млн.руб. Таким образом объем сократился на 73%, а удельный вес в кредитном портфеле с 83% упал до 27%, т.е. на 67,5%.
Для получения потребительского кредита,
документы на который оформляются
в торговых организациях, клиент должен
соответствовать следующим
а) являться гражданином Российской Федерации;
б) иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;
в) возраст заемщика от23 лет до 65лет.
Оформить потребительский
Важнейшими стратегическими
Необходимо учитывать, что все решения по кредитным заявкам клиентов принимаются централизованно в головном офисе банка в Москве, при этом банк принимает на себя обязательство сообщить клиенту персональное решение о сотрудничестве не позднее чем через 15мин после подачи кредитной заявки (анкеты) из любого города. Для ускорения процесса оформления кредита банком сейчас применяется технология заполнения анкеты со слов клиента – это существенно экономит время, затрачиваемое клиентом на оформление кредита, ему остается только подписать уже заполненную и распечатанную анкету. Кредитные заявки клиентов обрабатываются при помощи скоринговой системы оценки платежеспособности клиента или кредитным инспектором; если сумма запрашиваемого кредита достаточно велика, в данном случае с анкетой клиента будет работать кредитный инспектор и время принятия решения не должно превышать 1 рабочего дня.
В случае положительного решения по заявке, клиент подписывает кредитный договор и график платежей.
2.3 Анализ деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт» на рынке кредитных карт
В 2001 году Банк Русский Стандарт первым среди российских банков выпускает кредитные карты «Русский Стандарт - MasterCard».
В январе 2005года банк, выпустивший свыше 2млн. пластиковых карт собственного стандарта перешел на использование технологии MasterCard. Уже выпущенные и действующие пластиковые карты «Русского Стандарта» менялись на MasterCard Electronic. Это стало рекордной по масштабам операцией на рынке.
В марте 2005года платежная система «American Express» доверила эксклюзивное право на выпуск своих карт в России ЗАО «Банк Русский Стандарт». Все российские Банки, в которых граждане России могли ранее получать карты данной Платежной системы, осуществляли свою деятельность через офис «AmEx» в Лондоне. В декабре были выпущены первые карты. Банк приступил к эксклюзивному выпуску и продвижению на национальном рынке карт American Express Card, American Express Gold Card, American Express Platinum Card и American Express Centurion Card в рублях и долларах США. Новые карты были разработаны с учетом потребностей широкого круга российских клиентов, заинтересованных в инновационном финансовом продукте, который обеспечивает высокий уровень финансовой свободы и сервисную поддержку мирового уровня. В соответствии с соглашением, заключенным банком «Русский Стандарт» и American Express, «Русский Стандарт» будет обеспечивать полный клиентский сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов. American Express, в свою очередь, обеспечивает технологическую, операционную и маркетинговую поддержку проекта, а также осуществляет развитие сети приема карт American Express в России.
В рамках «Условий предоставления и обслуживания карт «Русский Стандарт» Банк является участником следующих платежных систем:
а) ПС «Русский Стандарт» (создана и зарегистрирована Банком);
б) МПС «MasterCard Worldwide»;
в) МПС «Visa International»;
г) МПС «American Express».
На рынке кредитных карт ЗАО
«Банк Русский Стандарт»
Рис.2. Структура рынка кредитных карт
На конец 2012 года было выпущено свыше 25,5млн. кредитных карт. При этом доля кредитов выданных посредством кредитных карт за 4 квартала 2012 года региональной сетью банка составляет 73,93%, что свидетельствует об увеличении присутствия банках в регионах (в 2011году - 74%).
Структура портфеля кредитных карт такова, что на 01.01.2013г. доля международных кредитных карт в портфеле банка составляет 92,5% от общего объема эмиссии (на 01.01.2012 – 91,2%).
С каждым годом Банк Русский Стандарт уменьшает свою долю среди конкурентов на рынке карточных продуктов (табл. 8).
Таблица 8
Динамика доли ЗАО «Банк Русский Стандарт» и объема кредитов на рынке карточных продуктов
Показатели |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
Изменение +, - 2013г к 2011г |
Доля Банка Русский Стандарт, % |
67 |
64,9 |
62,2 |
- 4,8 |
Объем кредитов, предоставляемых по кредитным картам, млн. руб. |
102688 |
81255 |
75384 |
- 27304 |
Данные таблицы
Причинами являются существенное уменьшение лимитов, сокращение темпов продаж новых карт. Также постепенно перестает давать эффект основной канал продаж – почтовая рассылка, которая сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банка. Поток клиентов, которым еще не было сделано предложение, воспользоваться кредитной картой, снижается.
Карты Русский Стандарт, высылаемые по почте клиентам, выплатившим потребительский кредит, за время реализации проекта несколько раз претерпевали изменение тарифного плана (табл. 9).
Таблица 9
Изменение тарифных планов по картам,
выпускаемым после выплаты
Показатели |
2010год |
2011год |
2012год |
Тарифный план |
31 |
52 |
55 |
Размер %, начисляемых по кредиту, предоставленному для осуществления расходных операций по оплате товаров, % |
22 |
22 |
32 |
Размер %, начисляемых по кредиту, предоставленному для осуществления расходных операций получения наличных, % |
36 |
36 |
32 |
Лимит, руб. |
0-50тыс. |
0-50тыс. |
0-30тыс. |
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН Банка, % |
- |
- |
3,9 |
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН др.организаций, % |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
Минимальный платеж, % от лимита |
3 |
4 |
5 |
Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере ЗАО "Банк Русский Стандарт"