Организация социального страхования в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организации социального страхования в Украине, определение перспектив его развития.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в Украине;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа....docx

— 102.99 Кб (Скачать файл)

Право на материальное обеспечение и социальные услуги по данному виду страхования  имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают на территории Украины.

1.1.3 Пенсионное страхование

За  последние 10 лет всё, что происходит в Украине, происходит под давлением  Евросоюза. Ведь диктует условия  тот, кто даёт деньги. А так как  мнение народа «сильно влияет» на политику последнего, то правительство  нашей страны просто вынуждено «нашумевши»  принимать налоговый кодекс, к  слову сказать, которой оказался намного лояльнее к предпринимателям, чем того требовал МВФ. И вот сейчас, как не стараясь оттягивать этот момент, пришло время пенсионной реформы. Мало того, что этот проект нужно ввести в ближайшее время, да ещё сделать  это придётся по очень жёстким  требованиям, поскольку от этого  зависит получение следующего займа. Поднятый вокруг этих документов резонанс пугает как пенсионеров, так и  работающих. Но, как и раньше, мы не устаём повторять, что эта реакция  возникает в связи с недостатком  информации и устаревшим менталитетом населения, который только ухудшает жизнь обычного человека. С целью  информирования населения и правильного  понимания пенсионной реформы и  страхования был создан этот сайт. В настоящее время в Кабинете Министров разработан законопроект о первом этапе пенсионной реформы. В этом документе содержится ряд  непопулярных мер, одной из которых  является сокращение социальных гарантий, но которая позволяет сократить  дефицит государственного пенсионного  фонда приблизительно на 10 млрд. гривен. Так вот, одним из ключевых изменений  в этом законопроекте является повышение  пенсионного возраста. Чтобы этот процесс протекал наименее болезненно для населения, предполагается постепенное  повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет - по 6 месяцев  каждый год на протяжении 10 лет. Это, кстати, является основным требованием  МВФ. Такая мера позволит сократить  дефицит пенсионного фонда на 0,55 млрд. гривен. Следующим изменением является ограничение максимального  размера пенсий на уровне 12-и прожиточных  минимумов. Это коснётся небольшого количества пенсионеров - 3,2 тыс. человек, которые на данный момент получают пенсии свыше 10 тыс. гривен. Ещё одним требованием МВФ является увеличение стажа, необходимого для получения минимальной пенсии с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин. Также кредиторы ждут увеличения минимального страхового стажа для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет. Очень спорным может стать согласие с МВФ обложить пенсии налогом на доходы физлиц. Будет сокращён на 50% размер пенсий работающих пенсионеров. Ожидается приостановка выплат досрочных пенсий. Это для военнослужащих, которые раньше могли получать пенсии после 20 лет выслуги. Положительным моментом является то, что эти изменения не коснутся тех, кто уже вышел на заслуженный отдых. Также правительство планирует отменить повышение пенсии на 1% за каждый год трудового стажа, который превышает 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Сокращению дефицита государственного пенсионного фонда будет способствовать уменьшение коэффициента страхового стажа с 1,35% до 1,2%, а для новых пенсионеров будет применяться коэффициент 1%. В сумме все эти изменения позволят сохранить в госбюджете около 10 млрд. гривен. Сергей Тигипко, заместитель премьер-министра, ответственный за проведение пенсионной реформы, пояснил: «У нас сегодня действует одна солидарная система. Это означает, что все, кто работает, содержит тех, кто не работает. И эту систему нужно сделать справедливой, потому что у нас очень высокие максимальные пенсии, а больше половины людей получают пенсию менее 1000 гривен. Пенсионная реформа должна сделать более справедливой всю систему. Мы по Конституции не можем сокращать все социальные достижения, которые уже были у людей, но новые пенсии будут ограничиваться 12 прожиточными минимумами и больше никто не сможет получать». Также С.Тигипко заявил, что нужно объяснять людям, что реформы улучшают ситуацию. В качестве примеров поддержки непопулярных реформ можно выделить Грецию, где 35% населения поддержали социалистов, которые заняли 1-е место и пропагандирующие самые непопулярные реформы. В Швеции правели конституционную реформу, и пенсионный возраст был повышен с 67 до 69 для м/ж. В Грузии были проведены очень тяжёлые реформы, но, несмотря на это, 60% населения поддерживают власть. Просто нужно объяснять людям, что реформы улучшают жизнь. А после их проведения мы сможем повышать пенсии, улучшать инвестиционные условия для бизнеса, усиливать поддержку социальных категорий населения.

1.1.4 Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального  страхования и предусматривает  покрытие рисков, связанных с профессиональными  заболеваниями и травмами полученными  на рабочем месте или в рабочее  и сопутствующее ему время.

1.1.5 Социальное страхование на случай безработицы

Общеобязательное  государственное социальное страхование  на случай безработицы - система прав, обязательств и гарантий, которые  предусматривают материальное обеспечение  на случай безработицы по независимым  от застрахованных лиц причинам и  предоставление социальных услуг.

Застрахованные  лица - наемные работники, а в случаях, предусмотренных Законом, также  другие лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые постоянно  проживают в Украине, если другое не предусмотрено международным  договором Украины, согласие, на обязательность которого дал Верховный Совет  Украины), в пользу которых совершается  страхование на случай безработицы.

Представителями застрахованных лиц являются профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы (представители).

Страхователи - работодатели и застрахованные лица, которые в соответствии с Законом  уплачивают взносы.

Страховщик - Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины  на случай безработицы.

Объект  страхования на случай безработицы - страховой случай, при наступлении  которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение  материального обеспечения на случай безработицы и предоставления социальных услуг.

Частичная безработица - вынужденное временное  сокращение нормального или установленное  законодательством Украины длительности рабочего времени, перерыв в получении  заработка или сокращение его  размера через временное приостановление  производства без прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного характера.

 

1.2 Государственное регулирование социального страхования

Государственное регулирование - это важный элемент  управления социальным страхованием, формированием и использованием средств государственных социальных фондов.

Государственное регулирование СС состоит в:

Разработке  и принятии системы законодательных, нормативно-правовых актов, которые  регламентируют отношения в этой сфере;

Ежегодном пересмотре и утверждении размеров страховых взносов, норм, нормативов с учетом текущей экономической  и социальной ситуации;

Пересмотре  видов и размеров социальных выплат с целью улучшения материального  обеспечения граждан;

Установлении  обязательных требований относительно создания страховых резервов с целью  обеспечения своевременности и  полноты социальных выплат; (Контролируется ВРУ)

Государственном финансовом контроле за соблюдением  законодательства относительно формирования доходов социальных страховых фондов и целевого использования этих средств;

Контроле  и надзоре за деятельностью центральных  и территориальных органов государственных  фондов, их взаимодействием с другими  субъектами. (Контролируется налоговой  службой и КМУ)

Государственное регулирование предусматривает  создание и функционирование соответствующего финансового механизма, который  должен быть направлен на рациональное управление движением финансовых ресурсов и формированием финансовых отношений, которые возникают в процессе создания и использования страховых  фондов.

Для целей социального страхования  граждан Украины создан Фонд социального  страхования. К нему направляется частица  средств от взносов на государственное  социальное страхование предприятий, учреждений, организаций и кооперативов (кроме колхозов), расположенных  на территории страны, независимо от их ведомственного подчинения, форм собственности и ведения хозяйства, а также граждан, которые работают на условиях аренды, найму или занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Отмеченный фонд является самостоятельным финансово банковской системой и находится в ведении профсоюзов Украины. Средства фонда не подлежат налогообложению, денежным, таможенным пошлинам, и не входят в состав государственного бюджета Украины.

Все организации Украины, в которых  работающие подлежат государственному социальному страхованию, а также  лица, которые нанимают отдельных  граждан за трудовыми договорами, в соответствии с действующим  законодательством обязанные платить  страховые взносы, а также вносить  в фонд суммы:

получаемые  в установленном порядке от своих  работников за выданных профсоюзными организациями путевки на санаторно-курортное  лечение, отдых и туристические  путешествия;

расходов  в рассрочку}' помощи из временной  неработоспособности, вызванной трудовыми  увечьями и профессиональными заболеваниями  в результате нарушений администрацией правил защиты труда и техники  безопасности; в связи с повышенной заболеваемостью по вине администрации, а также травмами, которые возникли по вине других организаций или отдельных  личностей;

начисленной пени в случае неуплаты страховых  взносов в установленный срок и штрафов, наложенных техническими и правовыми инспекторами труда  профсоюзных органов и должностных  лиц организаций. Отмеченные штрафы стягиваются из заработной платы  этих должностных лиц администрацией организаций.

Все юридические и физические лица, которые  вносят отчисления в этот фонд, обязанные  зарегистрироваться как страхователи за местом своего нахождения в соответствующих  комитетах профсоюзов.

Страховые взносы на социальное страхование платятся за тарифами, установленными законодательством  Украины.

Страховые взносы насчитывают, исходя из установленного тарифа взносов на социальное страхование  и заработной платы всех работающих, которые подлежат социальному страхованию, в том числе штатных, внештатных, сезонных, временных, тех. что работают по совместительству или выполняют  разовые, случайные и краткосрочные  работы при наличии заключенных  с ними письменных трудовых договоров.

Взносы  не насчитывают на такие виды выплат работающих граждан:

компенсация за неиспользованный отпуск;

выходное  пособие при освобождении;

разные  виды пособия, которое выдается как  материальная:

компенсационные выплаты (суточные на командировку и  выплаты вместо суточных, выплаты  возмещенных убытков, нанесенных работникам увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с их работой);

стоимость бесплатно предоставленных некоторым  категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов, или стоимость их возмещения;

стоимость выданной спецодежды, спецобувь и  других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания.

стоимость рациона бесплатного коллективного  питания, предоставленного в случаях, предусмотренных законодательством;

дотации за обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное  лечение и в дома отдыха за счет Фонда социального развития (фонду  потребления);

возмещение  расходов на проезд, провоз имущества  и наем помещения, при переводе или  переезде на работу к другой местности;

доплаты и надбавки к заработной плате  вместо суточных в случае, если постоянная работа выполняется в дороге или  имеет разъездной характер, или в  связи со служебными поездками в  пределах обслуживаемого участка;

заработная  плата за дни работы без вознаграждения (субботники, воскресники и тому подобное), перечисленная к соответствующим  бюджетам или благотворительным  фондам;

поощрительные выплаты (включая премии) в связи  с юбилейными датами, днями рождение, за длительный и добросовестный труд, активную общественную деятельность и  в других аналогичных случаях, осуществленные за счет фонда заработной платы (единственного  фонда оплаты труда);

денежные  награды, которые присуждаются по итогам соревнований, оглядел, конкурсов;

стипендии, выплачиваемые предприятиями и  организациями студентам (аспирантам), направленным на учебу с отрывом  от производства;

помощь, выплачиваемая за счет предприятия, учреждения и организации молодым  специалистам, за время отпуска по окончании высшего или среднего специального учебного заведения;

помощь  из социального страхования и  пенсий;

вознаграждения, которые выплачиваются гражданам  предприятиями, учреждениями, организациями  и кооперативами, за выполнение работ  согласно договорам гражданско-правового  характера.

Начислены страховые взносы, за вычетом расходов организации на социальное страхование, страхователи платят в форме безналичных  расчетов -- перечислением соответствующих  сумм из своих текущих счетов в  кредитных учреждениях на счет фонда  в местном отделении банка.

За  счет средств Фонда социального  страхования осуществляются расходы  на такие цели:

выплату помощи из временной неработоспособности, беременности и при родах, при  рождении ребенка, на захоронение;

организацию санаторно-курортного лечения и  отдыха трудящихся, их детей, ветеранов  и инвалидов.

Средства  фонда могут тратиться страхователями лишь согласно их целевому назначению в установленном порядке. Расходы  за счет взносов платятся страхователем  из его кассы или через его  текущий счет в учреждении банка. Для бухгалтерии страхователя основанием для выплаты помощи за счет средств  фонда являются соответствующие  действующие законодательные и  нормативные документы. Помощь за текущий  месяц выплачивают в сроки, установленные  для выплаты заработной платы  за вторую половину месяца.

Страхователи  не имеют права прекращать выплату  помощи даже в тех случаях, когда  суммы начисленных взносов и  других платежей в Фонд социального  страхования не покрывают фактические  расходы на выплату помощи.

В случае, если расходы, оплаченные страхователем  за отчетный квартал, превышают начисленную  за этот квартал сумму взносов  и других платежей, разницу между  суммой расходов и суммой взносов  засчитывают в счет оплаты следующего квартала.

Контроль  за своевременным и полным поступлением страховых взносов и других платежей, а также правильностью расходов средств социального страхования  фонда осуществляют страховщики, профсоюзные  комитеты, территориальные и отраслевые профсоюзные органы, органы Фонда  социального страхования Украины, Государственная налоговая администрация, ревизионные комиссии профсоюзных  организаций.

Подведем  итог. Можно с уверенностью сказать  что именно государство является  важным элементом в управлении социальным страхованием, а так же формированием  и использованием средств государственных  социальных фондов.

Информация о работе Организация социального страхования в Украине