Организация социального страхования в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организации социального страхования в Украине, определение перспектив его развития.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в Украине;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа....docx

— 102.99 Кб (Скачать файл)

Другие семейные пособия и скидки. Система социального страхования включает также пособие по уходу за детьми-инвалидами, сумма которого равна базовой пенсии. Такое пособие выплачивается, когда один из родителей вынужден уйти с работы, чтобы заботится о больном или физически или умственно неполноценном ребенке дома. Другой вид пособия - это детская пенсия. Ребенок, не достигший 16 лет, имеет право на получение детской пенсии, в случае смерти отца или матери, или обоих родителей.

Нетрудоспособность и медицинская  реабилитация. В системе государственного обязательного медицинского страхования имеются две основные статьи расхода. Первая - это выплаты по болезни. Вторая - это различные формы пособий по реабилитации больных. Пособие по временной нетрудоспособности частично компенсирует утраченный трудовой доход во время болезни.

.

Страхование от болезни. Денежное пособие по болезни выплачивается в случае, если заболевание снижает работоспособность не менее чем на 25 процентов. Пособие может выплачиваться либо целиком, либо частично, от трех четвертых, половины до одной четвертой от полной суммы, в зависимости от продолжительности потери работоспособности. Для облегчения процесса возвращения к работе после болезни может выплачиваться также пособие по болезни, покрывающее дополнительные расходы - стоимость проезда на работу и обратно домой. Кроме того, выдается пособие по болезни для оплаты медицинского лечения или реабилитации для профилактических целей, для того, чтобы предотвратить болезнь или сократить ее продолжительность. Пособие по болезни выплачивается неограниченный период.

Страхование от производственных травм. На протяжении долгого времени страхование от производственных травм было единственной обязательной формой страхования, предоставляющего компенсацию при болезни, за потерю трудоспособности или смерть. Однако в связи с введением общих программ страхования от болезни и пенсионного страхования, охватывающих все население, условия действия страховки от производственных травм постепенно менялись. Сегодня, помимо общих схем страхования от болезни и потери трудоспособности, в рамках страхования от производственных травм, предоставляются дополнительные выплаты. В случае получения производственной травмы, пособия, выплаты застрахованным гражданам, а также страховая пенсия пережившему супругу увязываются с пособиями, выплачиваемыми по общим схемам социального страхования. В случае заболевания, денежные пособия по болезни выплачиваются согласно общим положениям о страховании от болезни. Соответственно, стоимость страхования от производственных травм, как явствует из статистических данных, является лишь незначительной частью общих расходов на социальное страхование.

Пособие по инвалидности. Эта форма пособия выплачивается в том случае, если инвалидность наступила до 65- летнего возраста. Например, можно получить ссуду на приобретение или переоборудование автомашины, для облегчения самостоятельного передвижения нуждающегося.

.

Стоматология. Существование стоматологического страхования дает право всему взрослому населению получать материальную помощь при лечении зубов. Страховая касса оплачивает определенную часть от общей стоимости стоматологического обслуживания. Эта сумма выплачивается непосредственно врачу-стоматологу, который сам устанавливает цены на свои услуги. Для пациентов старше 65 лет, нуждающихся в протезировании, установлен потолок цен, по достижении которого они имеют право на бесплатное обслуживание.

 

Страхование от безработицы. Обстоятельства на рынке труда в начале 21 века значительно отличались от тех условий, которые существовали на этом рынке, на протяжении большей части 90-х годов. В 1999 году произошел резкий количественный скачок в части занятости, и ожидается, что этот рост сохранится.

Пенсионное страхование. С 2003 года Швеция перешла на новую пенсионную систему из трех составляющих: трудовая пенсия, накопительная пенсия и гарантированный пенсионный минимум.

Трудовая  пенсия составляет большую часть  всеобщей государственной пенсии по старости. Размер этой пенсии определяется в зависимости от трудовых доходов  в течение всей трудоспособной деятельности, при этом имеются в виду, как  зарплата, так и другие формы дохода, например, пособие по временной нетрудоспособности, по уходу за маленькими детьми, учебные  стипендии, довольствие во время  прохождения срочной военной  службы.

Социальное страхование финансируется, главным образом, за счет отчислений работодателей и работников, недавно введенных государственных выплат в связи с пенсией по возрасту, доходов от инвестированного пенсионного капитала, государственных бюджетных ассигнований. Отчисления и взносы достигают примерно две-три общей суммы выплат. Та часть, что финансируется за счет налогов, составляет менее одной четвертой, а доля дохода, получаемая из национального пенсионного фонда и идущая на выплату пенсий, соответствует примерно одной десятой годовых затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Польша

Конституция (ст.41, 139, 149) гарантирует социальное обеспечение для всех граждан, а  также оказание им, в случае необходимости, дополнительной материальной помощи и  содействия. Конституционные гарантии в данной сфере закреплены и детализированы в законах о социальной поддержке, принятых автономными сообществами и муниципалитетами, которые в  свою очередь активно привлекают к этому национальный Красный  Крест и различные неправительственные  организации (НПО). 
Социальная помощь оказывается группам лиц, семьям и отдельным гражданам. Программы помощи распространяются на следующие категории населения: малоимущие семьи, престарелые люди, женщины, инвалиды, заключенные и бывшие заключенные, токсикоманы, этнические меньшинства, нищие и бездомные, беженцы и другие нуждающиеся лица. 
В рамках системы соцподдержки эффективно функционирует механизм информирования граждан о принадлежащих им правах в данной области, а также оказания необходимых юридических услуг и, в частности, помощи при оформлении требуемой документации для представления в соответствующие инстанции. 
Финансирование программ социальной помощи осуществляется из госбюджета из той его части, которая формируется за счет сбора налогов на физических лиц. Выделенные средства поступают в распоряжение Министерства труда и социального обеспечения. Их распределение происходит по двум основным каналам: через испанский Красный Крест и другие неправительственные организации, и реализацию ежегодных программ взаимодействия Центра, Автономии и муниципалитетов в сфере социальной поддержки нуждающихся слоев и групп населения. 
В первом случае финансовые средства выделяются НПО под конкретные гуманитарные проекты, которые предварительно должны получить одобрение соответствующей комиссии при Минтруда. За расходованием средств установлен учет со стороны Госфининспекции и Минтруда. Финансирование осуществляется через открытые банковские счета НПО. Выделению ассигнований предшествует подписание специального соглашения между государством и НПО, в котором определяются сроки, формы и методы реализации программ социальной поддержки. НПО периодически информируют Минтруда и соцобеспечения о ходе выполнения программ. 
Во втором случае бюджетные средства, выделение которых должно быть одобрено Совмином, распределяются непосредственно среди автономных сообществ. Реализацией ежегодных программ непосредственно занимаются муниципалитеты, на территории которых расположены Центры оказания социальной помощи: приюты, общежития, дома престарелых, общественные столовые и т.д. 
Программа социальной помощи распространяется на 6.800 муниципалитетов, где проживает 34 млн. жителей. В 1996 г. насчитывалось 987 центров соцпомощи, финансируемых на базе программы. Общая сумма ассигнований составила более 400 млн.долл. В результате реализации программы создано дополнительно 15 тыс. рабочих мест. Наиболее крупные объемы субсидий были предоставлены Мадридскому сообществу, Андалусии, Валенсии и Каталонии. Данная форма государственной социальной поддержки не распространяется на Страну Басков и Наварру, имеющих особый финансово-экономический статус. 
Гарантийный фонд заработной платы ("Фогаса» ). Государственный орган, входит в систему Министерства труда и социального обеспечения. Создан в 1976 г. в период массовых банкротств национальных предприятий на переходе к более открытой и децентрализованной экономической модели. Главной задачей фонда является снижение остроты конфликтов в кризисных условиях через погашение, хотя бы частичное, финансовых обязательств предприятий своим работникам, обеспечение прозрачности процедур распродажи активов фирм-банкротов, содействие производственным союзам между компаниями за счет ограничения социальных издержек. «Фогаса» эффективно участвовала в ряде крупных компенсационных мероприятий, связанных с коллективными увольнениями, укрепив доверие к себе со стороны профсоюзов и предпринимателей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уникальность  института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного  «социально-рыночного» менталитета  населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и  коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические  установки

В своем нынешнем виде система обязательного  социального страхования в Украине  еще не отвечает тем задачам, которые  она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее  время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять  не просто отдельные меры по совершенствованию  отдельных механизмов социального  страхования, но и провести серьезные  институциональные изменения, а  значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным  решениям.

Сложившаяся система государственного социального  обеспечения в Украине не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным  изменениям в экономике и на рынке  труда, характере и условий организации  систем заработной платы. Проведенные  в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой  системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного  социального страхования. Уровни пенсионного  обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум  застрахованных и демократичные  формы управления в данной сфере - злободневные темы сегодняшней Украины. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

Так как каждый вид социального риска  имеет свою природу и по-разному  проявляется для разных категорий  трудящихся, то и формы защиты и  организация социального страхования  развиваются по видам, которые имеют  свои особенности. Только таким образом  можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для  страхования отдельных рисков и  не допускать скрытого перераспределения  средств при страховании различных  рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Закон Украины "О страховании" C изменениями от 18.10.2011

2.Известия в Украине, 22.04.2011/ http://izvestia.com.ua/ru/news

3. Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко П.Д., Бурак В.Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац. ун-т ім. І. Франка - К.: Істина, 2005. - 206с.

4. Известия в Украине, 22.04.2011/ http://izvestia.com.ua/ru/news.

5.Ведомости Верховной Рады Украины. - 1994 - № 6 - с. 32.

6.Ведомости Верховной Рады Украины. - 1994. - № 6 - с. 32.

7.Ведомости Верховной Рады Украины. - 1991. - № 21. - с. 252.

8.Ведомости Верховной Рады Украины. - 1997. - № 46. - с. 292.

9.Социальная политика правительства // Время. - 2006 - №132. - с.2

10.Первая крымская.-2011.-№395.-с.2

11.Закон Украины « О страховании».-- «Налоги и Бух. Учет», № 96, 2001.

12.Субачев И.И., Олейник В.Я. Терещенко Т.Е. Заволока Л.А. Розвиток страхового ринку в Україні як фактору фінансової стабілізації економіки.-- «Фінанси України», №5 2001 год.

13.Гарматій Т. Проблеми розвитку страхового ринку України. --«Банківська справа», №5 2000.

14.Базилевич В., Уманцев Ю. Розвиток конкуренції на страховому ринку України.—Вісник КНТЕУ, 5/2000.

15.Страховая компания НАСК «ОРАНТА» http://www.oranta.ua/rus/main.php

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Страховая сумма и размер страхового тарифа (Рис 2.2.1)

Группы объектов

Страховая сумма

Размер максимального  страхового тарифа

1 категория опасности

200000 необлагаемых минимумов  доходов граждан на момент  вычисления страховой суммы

 

1,5 %

2 категория опасности

70000 необлагаемых минимумов  доходов граждан на момент  вычисления страховой суммы

 

0,6 % 

3 категория опасности

45000 необлагаемых минимумов  доходов граждан на момент  вычисления страховой суммы

 

0,4 %


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Рейтинг страховых компаний Украины по выплатам за 2010 год (Рис 2.3.1)

Название компании

выплаты за 12 мес. 2010 г., тыс. грн.

выплаты за 12 мес. 2009 г., тыс. грн.

Прирост, %

1

АХА

336 402,0

260 464,0

29,15

2

ОРАНТА

290 504,9

343 042,8

-15,32

3

УКРАИНСКАЯ СТРАХОВАЯ  ГРУППА

264 834,8

245 288,6

7,97

4

ПРОВИДНА

234 657,7

248 374,1

-5,52

5

УНИКА

221 043,1

154 129,5

43,41

6

ИНГО УКРАИНА

192 990,2

258 016,4

-25,20

7

АВАНТЕ

182 480,8

547 038,9

-66,64

8

ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ

162 227,0

266 198,8

-39,06

9

ЛЕММА

136 066,4

562 634,3

-75,82

10

ТАС СГ

126 029,8

138 403,2

-8,94

11

АСКА

120 093,9

140 639,8

-14,61

12

ПЗУ УКРАИНА

103 911,0

82 169,5

26,46

13

УНИВЕРСАЛЬНАЯ

86 678,6

104 814,0

-17,30

14

КНЯЖА

78 694,8

109 982,6

-28,45

15

ПРОСТО-СТРАХОВАНИЕ

76 692,8

104 672,0

-26,73

16

УКРАИНСКАЯ ПОЖАРНО-СТРАХОВАЯ  КОМПАНИЯ

72 830,8

63 089,4

15,44

17

БРОКБИЗНЕС

68 985,2

82 020,7

-15,89

18

ИЛЬИЧЁВСКОЕ

50 737,9

44 126,0

14,98

19

АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ

46 566,9

40 264,2

15,65

20

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТРАХОВОЙ АЛЬЯНС

43 091,5

47 784,4

-9,82


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

Рейтинг страховых компаний Украины по премиям за 2010 год (Рис 2.3.2)

Название компании

Чистые премии на 31.12.2010, тыс. грн.

Валовые премии на 31.12.2010, тыс.грн.

Исходящее перестрахование, тыс.грн.

1

АХА

696 484,0

721 989,0

25 505,0

2

ОРАНТА

579 952,1

643 888,1

63 936,0

3

ПРОВИДНА

400 164,5

454 292,3

54 127,8

4

УКРАИНСКАЯ СТРАХОВАЯ  ГРУППА

377 966,7

407 647,1

29 680,4

5

УНИКА

331 020,0

528 320,3

197 300,3

6

УКРАИНСКАЯ ПОЖАРНО-СТРАХОВАЯ  КОМПАНИЯ

321 372,1

432 912,2

111 540,1

7

ИНГО УКРАИНА

321 181,5

437 235,8

116 054,3

8

ТАС СГ

289 464,4

346 935,3

57 470,9

9

ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ

248 934,0

273 622,0

24 688,0

10

ПЗУ УКРАИНА

220 242,3

277 987,4

57 745,1

11

УНИВЕРСАЛЬНАЯ

218 350,6

249 011,2

30 660,6

12

АВАНТЕ

212 984,6

212 984,6

0,0

13

ОМЕГА

172 158,9

181 340,8

9 181,9

14

ПРОСТО-СТРАХОВАНИЕ

165 652,3

176 118,3

10 466,0

15

АСКА

162 542,9

290 774,7

128 231,8

16

БРОКБИЗНЕС

159 869,7

214 264,6

54 394,9

17

КНЯЖА

146 905,3

156 176,4

9 271,1

18

АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ

146 811,8

167 352,7

20 540,9

19

ЛЕММА

117 029,6

388 999,9

271 970,3

20

ДОБРОБУТ

92 279,1

163 944,3

    1. 65,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

Рейтинг страховых компаний Украины по уровню выплат за 2010 год (2.3.3)

Название компании

Уровень выплат за 12 мес. 2010 г., %

Уровень выплат за 12 мес. 2009 р., %

1

АВАНТЕ

85,68

104,52

2

УКРАИНСКАЯ СТРАХОВАЯ  ГРУППА

64,97

65,77

3

ВиДи – СТРАХОВАНИЕ

59,41

60,86

4

ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ

59,29

76,76

5

АЛЬФА-ГАРАНТ

56,55

82,03

6

ПРОВИДНА

51,65

54,73

7

ГРАВЕ УКРАИНА (ИНПРО)

50,81

0,00

8

КНЯЖА

50,39

65,83

9

НОВА

48,00

55,72

10

КРОНА

47,49

43,57

11

КРЕДО

47,38

48,80

12

АХА

46,59

0,00

13

ИНДИГО

46,56

86,47

14

ОРАНТА-СИЧ

46,29

48,86

15

ИНВЕСТСЕРВИС

45,45

44,35

16

ОРАНТА

45,12

47,95

17

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТРАХОВОЙ АЛЬЯНС

44,83

50,03

18

НАСТА

44,59

28,72

19

ИНГО УКРАИНА

44,14

58,86

20

ПРОСТО-СТРАХОВАНИЕ

43,55

60,41

Информация о работе Организация социального страхования в Украине