Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития. Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи: раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучить задачи и функции бюджетной политики, провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе, предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………....………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития
1.1 Понятие и сущность бюджетной политики..................................................5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики......................................................8
Глава II. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов и расходов................................................................................................................11
2.2 Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг................................16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе..........................................................................................20
Заключение………………………………………………………………….….22
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет

имени И.Н.Ульянова»

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра ФИНАНСОВ, КРЕДИТА И СТАТИСТИКИ

 

Дисциплина ФИНАНСЫ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Современная бюджетная политика Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Содержание

Введение……………………………………………....………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития

1.1 Понятие и сущность бюджетной  политики..................................................5

1.2 Задачи и функции бюджетной  политики......................................................8

Глава II.  Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов и расходов................................................................................................................11

2.2 Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг................................16

Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе..........................................................................................20

Заключение………………………………………………………………….….22

Список использованной литературы………………………........……….……24

Приложения..........................................................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования.

В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны распределение прав и обязанностей в области налогообложения, расходования средств и экономического регулирования между различными уровнями государственной власти и муниципального управления находятся в неравномерной динамике при постоянно меняющихся условиях, факторах и субъектах. При осуществлении реформ необходим эволюционный подход к научному анализу бюджетного процесса - составлению и утверждению бюджетов, распределению доходных источников, расходных полномочий и перераспределению финансовой помощи между бюджетами разных уровней, организации казначейского исполнения бюджета и контроля за его исполнением.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий.

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития. Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи: раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучить задачи и функции бюджетной политики, провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе, предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации.

Предметом выступают результаты бюджетной политики в области доходов, расходов и межбюджетных отношений.

Информационной базой при написании курсовой работы послужили: учебные издания, статьи периодических изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Счетной палаты Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития

1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для  государства

 

Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.

Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта [6].

Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект. Субъектами выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм.

Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм.

Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах:

  • принцип объективности – отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;
  • принцип преемственности – формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода;
  • принцип обязательности – бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения;
  • принцип гласности – открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса [7].

Бюджетную политику можно разделить на виды и формы реализации:

      1. По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (от 3 и более лет) и тактическую бюджетную политику;
      2. В зависимости от приоритетов бюджетной политики выделяют следующие типы:
  • доходный тип характеризуется тем, что планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.
  • расходный тип основан на подчинении доходов бюджета его расходам.
  • контрольно-регулирующий тип. Характерными чертами такого типа политики является чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, расширение государственной собственности на сферы деятельности, традиционно занимаемые частным сектором.
  • комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.

Между этими типами бюджетной политики сложно провести четкие границы. На практике проводимая государством бюджетная политика носит комбинированный, но не всегда равновесный характер.

      1. В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования различают стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику.
      2. По территориальному признаку можно выделить федеральную, региональную и местную бюджетную политику. Однако это деление является весьма условным, поскольку региональные и местные органы власти в России не наделены такими бюджетно-налоговыми полномочиями, позволяющие в полной мере проводить самостоятельную бюджетную политику.
      3. По признаку предметной специализации можно выделить налоговую, социальную, инвестиционную и другие виды бюджетной политики.

Бюджетная политика РФ базируется на Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию РФ, которое задает долго- и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

1.2 Задачи и функции бюджетной  политики

 

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это [3]:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

      1. Механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны.
      2. Механизм расходования бюджетных средств.
      3. Механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки [4]:

  • бюджетное планирование;
  • бюджетное прогнозирование;
  • бюджетный контроль и т.д.

Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе