Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 18:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития. Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи: раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучить задачи и функции бюджетной политики, провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе, предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации.
Введение……………………………………………....………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития
1.1 Понятие и сущность бюджетной политики..................................................5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики......................................................8
Глава II. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов и расходов................................................................................................................11
2.2 Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг................................16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе..........................................................................................20
Заключение………………………………………………………………….….22
Список использованной литературы………
Глава II. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов и расходов
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ утверждены новые основные характеристики федерального бюджета на 2010 - 2012 годы. Из представленных данных можно сделать вывод, что доходы ФБ заметно увеличиваются. Доходы за 2012 год превышают доходы за 2010 на 4550,1 млрд.руб. Что касается расходов за 2012 год, их размер составляет 12957,30 млрд.руб. это на 2839,9 млрд.руб. больше чем в 2010 году .
На объем поступления доходов федерального бюджета повлияло в основном изменение макроэкономических показателей, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и таможенного законодательства (Приложение 1). Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ, составило по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 88 709,3 млн. рублей вследствие улучшения администрирования НДС, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 68 268,3 млн. рублей (в основном вследствие увеличения налогооблагаемых объемов импорта товаров). В 2010 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 55 174,3 млн. рублей и денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в сумме 3 273,0 млн. рублей. Наибольшее увеличение расходов федерального бюджета произведено по разделам классификации расходов «Межбюджетные трансферты», которые направлены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 150 000,0 млн. рублей, на строительство и модернизацию улично-дорожной сети в городах - 16 000,0 млн. рублей, на увеличение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности - 16 000,0 млн. рублей, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации - 15 590,0 млн. рублей; «Национальная экономика» - на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - 82 319,0 млн. рублей, на имущественный взнос Российской Федерации в ГК «Ростехнологии» для оказания финансовой поддержки ОАО «АвтоВАЗ» путем предоставления беспроцентного займа - 10 000,0 млн. рублей; «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - 42 900,0 млн. рублей.
По отчету и результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,6 млн. рублей, что на 246 294,0 млн. рублей, или на 2,2 %, больше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями).
Налоговые доходы составили 5 985 160,0 млн. рублей, или 100,6 % суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5 352 838,2 млн. рублей, или 104,2%, безвозмездные поступления – 29 021,9 млн. рублей, или 83,9%, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей – 632,5 млн. рублей, или 134,6 %. Доходы федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 3 062 238,2 млн. рублей, или на 36,9 %, и по отношению к объему ВВП (54 585 600,0 млн. рублей) в 2011 году составили 20,8 %, что на 2,4 процентного пункта выше уровня 2010 года (18,4 %). Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на 136 462,9 млн. рублей, или на 3,8%, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на 121 012,8 млн. рублей.
Наибольшее увеличение расходов федерального бюджета произведено по разделам классификации расходов «Социальная политика» в сумме 253 675,2 млн. рублей, которые направлены на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов 62 Российской Федерации, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также «Национальная экономика» в сумме 190 383,0 млн. рублей, которые направлены на предоставление субсидий государственным корпорациям, уплату взносов Российской Федерации в уставные капиталы открытых акционерных обществ (Приложение 2). Уменьшение расходов в основном произведено по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» в сумме 123 294,4 млн. рублей, что связано с сокращением процентных платежей по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте Российской Федерации, с сокращением государственных внешних заимствований в 2011 году.
Поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, составили 212 571,5 млн. рублей, что на 1 376,5 млн. рублей, или на 0,7 %, больше учтенных в уточненном прогнозе. По сравнению с 2011 годом указанные доходы увеличились на 133 130,5 млн. рублей, или в 2,7 раза. При этом поступление фактически всего объема данного вида доходов (212 567,3 млн. рублей) приходится на Росимущество.
Платежи при пользовании природными ресурсами поступили в сумме 101 313,1 млн. рублей, что на 13 547,1 млн. рублей, или на 15,4 %, больше учтенных в уточненном прогнозе. Указанные доходы по сравнению с 2011 годом увеличились на 18 316,8 млн. рублей, или на 22,1 %, в основном за счет поступлений утилизационного сбора, введенного с 1 сентября 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Что касается формирования федерального бюджета на 2013-2015 годы, то здесь можно заметить, что основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%). Прирост доходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 годом составит 2 932,8 млрд. рублей, или 23,1 %. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей, или на 1,4 %, в 2014 году увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей, или на 9,3 %, в 2015 году – на 1 552,1 млрд. рублей, или на 11,0 % (Приложение 3). Увеличение поступлений акцизов в 2013 году в 1,5 раза по сравнению с ожидаемым исполнением 2012 года связано с предусматриваемой с 1 января 2013 года индексацией комбинированной ставки акцизов на сигареты и папиросы (в том числе специфической ставки – в интервале 1,4 – 1,5 раза, адвалорной ставки – на 6,7 %, минимальной специфической ставки – в 1,4 раза), индексацией ставок акцизов на другие виды табачной продукции – в 1,4 раза, алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9 % – в 1,3 раза, нефтепродукты – в интервале 1,2 – 1,5 раза в зависимости от вида, автомобили легковые и мотоциклы – в среднем на 6,4 %, спирт из всех видов сырья – в 1,3 раза. Доходы от уплаты регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции на 2013 год прогнозируются в объеме 14,4 млрд. рублей, что на 5,2 млрд. рублей, или на 26,3 %, меньше по сравнению с предыдущим годом, на 2014 год – 15,7 млрд. рублей (увеличение на 1,3 млрд. рублей, или на 8,9 %) и на 2015 год – 37,6 млрд. рублей (прирост на 21,9 млрд. рублей, или в 2,4 раза).
Оценивая формирование расходов на 2013-2015 годы, можно сделать вывод, что наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Приложение 4). Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в соответствии с ведомственной структурой в 2013 году будут осуществлять 19 главных распорядителей бюджетных средств, в 2014 и 2015 годах – 18. Расходы на эту статью в 2013 году составят 2029,8 млрд. долл. И по сравнению с 2013 г. расходы увеличатся на 4 %.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сводные данные о прогнозируемых расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты по всем разделам классификации расходов бюджета Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов приведены в следующей таблице (Приложение 5). Анализ приведенных в таблице данных показывает, что общая доля межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации расходов федерального бюджета в ВВП в 2011-2013 годах ежегодно снижается. Аналогичная тенденция снижения прослеживается также и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих расходах федерального бюджета. В 2011 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2010 годом не произойдет. В 2012- 2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на 9,9 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного пункта) и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного пункта).
Рис.1. Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (в %)
На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах не предусматривается увеличение бюджетных ассигнований из федерального бюджета (объем дотаций сохранен на уровне 2010 года в объеме 396 995,7 млн. рублей ежегодно). Таким образом, предложение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ) в части увеличения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов не учтено. На 2012 год предусматривается резерв дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 59 549,3 млн. рублей (15 % к общей сумме дотаций) и на 2013 год - 79 399,1 млн. рублей (20 %), что соответствует установленным ограничениям, предусмотренным пунктом 3 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( Приложение 6).
Общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2011 году по расчету составит сумму 442,9 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (17,9%) больше суммы субсидий на 2010 год, предусмотренной Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями). На 2012 год предусматривается существенное сокращение объема субсидий до 312,5 млрд. рублей, или на 29,4 % к предыдущему году, а на 2013 год - до 243,6 млрд. рублей, или на 22 % к 2012 году. Сокращение в 2012 - 2013 годах бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации связано с отказом от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субъектов Российской Федерации, со снижением объема финансирования ФЦП и объектов капитального строительства, не включенных в целевые программы (Приложение 7).
Законопроектом на 2011 год предусматриваются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме 246,3 млрд. рублей, что на 13,1 млрд. рублей (5,6 %) больше объема указанных субвенций на 2010 год. В 2012 году предусматривается увеличение объема субвенций до 249,0 млрд. рублей (на 1,1 % к 2011 году), а в 2013 году - увеличение до 257,2 млрд. рублей (на 3,3% к 2012 году). В общем объеме субвенций наибольшая доля (в 2011 году - 43,7 %) приходится на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. В 2011 году на эти цели предусматривается выделить 112 788,8 млн. рублей, что на 11 012,1 млн. рублей (10,8%) больше объема указанных субвенций на 2010 год. В 2012 - 2013 годах также предусматривается увеличить субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан до 124 180,5 млн. рублей (на 10,1 % к 2011 году) и в 2013 году-до 133 516,5 млн. рублей (на 7,5 % к 2012 году).
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
Бюджетная политика на 2013-2015 годы будет осуществляться в условиях преемственности курса на решение стратегических целей социально-экономического развития страны: улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение прозрачности управления общественными финансами.В 2013-2015 году будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2015 года. Бюджетная политика на 2013-2015 годы должна быть направлена на дальнейшую оптимизацию бюджетного процесса и внедрение новых инструментов управления государственными финансами в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления государственным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов, повышения эффективности использования существующих ресурсов для достижения максимальных результатов.
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе