Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа
Объектом исследования является изучение основных направлений воздействия финансов на социально-экономические процессы.
Для выполнения курсовой роботы нужно решить следующие задачи:
- понять социально-экономическую сущность финансов;
- определить роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики;
- выяснить каково федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества;
- понять роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов;
Введение…………………………………………………………………...…..3
Социально-экономическая сущность финансов……………………..5
Роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики………………………………………………………...…..…9
Влияние федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества…………………………………………………...……………..15
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов……………………………………...………...19
Внебюджетные фонды государства и их значение в решении социальных и экономических проблем…………………………..……………….24
Заключение……………………………………….………….……………….30
Список использованных источников……………………...………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
имени императора Петра I»
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: Основные направления воздействия финансов
на социально-экономические процессы
Выполнила: студентка факультета бухгалтерского учета
и финансов направления подготовки бакалавров «Экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» курс 2 дневного
отделения
Шифр
Проверила:
Результаты защиты:
______________________________
Дата защиты:
______________________________
2013 г.
План
Введение…………………………………………………………
Социально-экономическая сущность финансов……………………..5
Роль теории
государственных финансов в формировании
финансовой политики……………………………………………………….
Влияние федерального
бюджета на социально-экономическое
развитие общества…………………………………………………...
Роль региональных
и местных бюджетов в социально-экономическом
развитии регионов……………………………………...………..
Внебюджетные фонды государства и их значение в решении социальных и экономических проблем…………………………..……………….24
Заключение……………………………………….…………
Список использованных источников……………………...………………..
Введение
Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития РФ возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.
На основе теоретических положений сущности финансов дается представление о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов. Такой подход позволяет показать особенности организации финансовых отношений в России на микро- и макроуровнях, а также современные тенденции развития финансов.
Объектом исследования является изучение основных направлений воздействия финансов на социально-экономические процессы.
Для выполнения курсовой роботы нужно решить следующие задачи:
- понять социально-экономическую сущность финансов;
- определить роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики;
- выяснить каково федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества;
- понять роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов;
- определить структуру и влияние внебюджетных фондов государства и их значение в решении социальных и экономических проблем.
1. Социально-экономическая сущность финансов
Социально-экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.
Финансы - это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений. [18]
Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.
Наука о финансах изучает социально-
В современной экономической литературе финансы рассматривают как систему социально-экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, а в определенных условиях и национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов ведения хозяйства и государства, использования их для расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных интересов и потребностей.
Термин - «finansia» возник в ХШ --XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств. [12]
Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности. [12]
Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в., с выделением государственной казны, возникли понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. Товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. [9]
Финансы - историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного - и количество финансовых отношений было ограничено.
По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов. [12]
В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:
- субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;
- процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств -- бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;
- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Исходя из вышеперечисленных признаков финансов, можно сформулировать следующее определение.
Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.
Финансы являются сложным многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. Важным признаком финансов является их денежный характер. В качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.
Использование финансовых ресурсов происходит в основном через фонды целевого назначения, поэтому существует также определение финансов как экономической категории, которая отображает создание распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставления разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечения выполнения государством его функций.
2. Роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики
Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы -- это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Вот наиболее общие предпосылки повышения эффективности государственных финансов:
- объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
- используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;
- работа госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции. [9]
Все вышеприведённое постулаты складывалось исторически. За всё время существования категория финансы постоянно развивалась. Появлялись новые течения, школы, вводились новые понятия. И естественно это влияло на формирование и изменение финансовой политики стран. Из основных теорий финансов следует выделить неоклассическую школу, марксистскую школу, кейнсианство, неокейнсианство и историческую школу.
Но в начале следует сказать об общем развитии теории финансов.
Профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792-1870) выделял три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный период. [13]
Период ненаучного состояния был самым продолжительным - со времен Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось как частное лицо. Доходы государства складывались из платы за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями. Расходы тоже не отличались многообразием.
Конец средневековья стал, по мнению многих ученых, началом второго периода развития финансовой науки - перехода к научной обработке. Значительный вклад бал сделан итальянцами Д. Карфа (?-1487), Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Боттеро (1540-1617) и другими. Это были годы раннего меркантилизма. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства.
Во второй половине XVXIII века финансовая наука вы делилась как самостоятельное направление. Этот век считается началом научного периода. Первые представители этого периода были Й. Юсти (1720-1771) и Й. Зонненфельс (1732-1817). [12]
Информация о работе Основные направления воздействия финансов на социально-экономические процессы