Основные направления воздействия финансов на социально-экономические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является изучение основных направлений воздействия финансов на социально-экономические процессы.
Для выполнения курсовой роботы нужно решить следующие задачи:
- понять социально-экономическую сущность финансов;
- определить роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики;
- выяснить каково федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества;
- понять роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…..3
Социально-экономическая сущность финансов……………………..5
Роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики………………………………………………………...…..…9
Влияние федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества…………………………………………………...……………..15
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов……………………………………...………...19
Внебюджетные фонды государства и их значение в решении социальных и экономических проблем…………………………..……………….24
Заключение……………………………………….………….……………….30
Список использованных источников……………………...………

Файлы: 1 файл

Финансы_курсовая.doc

— 323.10 Кб (Скачать файл)

Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики: налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; налоги должны быть справедливы и равномерны; налоги должны иметь основательные подводы; налоги не должны иметь много касс и много обслуживающих по взиманию налогов. [16]

Юсти предложил правило для расходов: расходы должны быть соизмеримы с доходами и приносить благо государю и его подданным. К концу XIX века классическая теория финансов представляла собой свод административных и хозяйственных правил по ведению финансов государства и публичных союзов.

Л. Косса дол наиболее емкое определение этому направлению: « Финансовая наука - есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им».

Неоклассическая теория финансов возникла во второй половине XX веке в период развития рыночных отношений.

Эта теория базируется на следующих тезисах:

 - Экономическая мощь государства определяется мощью частного сектора;

- Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

 - Из доступных источников финансирования, определяющие возможности развития крупных корпораций, является прибыль рынка и капитал. [10]

Неоклассическую теорию можно определить как систему знаний об управлении и регулировании тремя составляющими: ресурсы, отношения, рынки. Обращение внимания на рынки капитала и крупнейшие компании не случайно. Именно акционерные компании играют большую роль в экономике. Хотя их количество не велико, их доля в общем объеме продукции исключительно высока. Фондовые рынки и рынки капитала тоже играют важную роль в экономике.

Д. Уильямс предложил в 1937 г. модель оценки финансовых активов как инструмента для работы на рынке ценных бумаг. Г. Марковиц разработал в начале 50-х годов основы теории портфеля.

         По сути, он предложил методологию финансирования в финансовые портфели. Дальнейшее развитие этот раздел получил в исследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепций эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и т.д. Во второй половине 50-х годов проводились так же исследования по теории структуры капитала и стоимости источников финансирования. Ведущую роль в них занимали работы Ф. Модильяни и М. Миллера. [16]

С середины и почти до конца XIX века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Сущность финансов и значение отдельных финансовых категорий разрабатывались К.Марксом и Ф. Энгельсом. Главным трудом Маркса принято считать работу «Капитал».

          Исследуя методы первоначального накопления капитала, Маркс правомерно отнес к ним в первую очередь финансовые методы - государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшим экономическим категориям - налогам. При оценке налогообложения Маркс отдавал предпочтение прямому и подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы налогообложения. Косвенные налоги как более тяжелые он называл прогрессивными налогами «навыворот». [11]

В 1870 г. Возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые (Шмоллер, Вебер Вагнер). Исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А. Вагнер, предложивший свое решение накопления капитала с помощью государства. Выступая с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, социально - культурной и инвестиционной), он разработал девять принципов налогообложения, сгруппировав их в четыре раздела:

- достаточность и подвижность;

- выбор подлежащего источника и объекта;

- всеобщность и равенство;

- определенность, удобство, дешевизна. [16]

По сути они дополняли известные принципы Смита. Вслед за классиками буржуазной политэкономии А. Вагнер считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929-1933 гг., изложив ее в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней обосновывалась необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост является важным фактором достижения «эффективного спроса». Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а так же ликвидацию безработицы. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Его формула такова:

Сбережения + налоги = Инвестиции + Государственные расходы. [18]

Неокейнсиацы отстаивали идеи «дефицитного финансирования» как способ достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга. Однако огромные бюджетные дефициты, приобретая хронический характер, вынудили определенную группу ученых-экономистов, в том числе так называемую стокгольмскую школу (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.), по-новому решать проблему бюджета. Эта школа предлагала теорию «циклического балансирования бюджета», т.е. приспособления доходов и расходов к экономическому циклу. Государство должно  покрывать дефициты, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в период подъема экономики. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Влияние федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества

 

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ). [21]

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства. [17]

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

  Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал. [20]

  Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

  Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

 - объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

 - соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

 - связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

 - взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. [13]

Можно сделать вывод, что финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов

 

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст.130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». [3]

Во-вторых, главная роль местных бюджетов заключается в создании финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. [1]

Информация о работе Основные направления воздействия финансов на социально-экономические процессы