Основные виды операций по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Содержание работы

Введение 3
1. Расчетно-кассовые операции банков 4
2. Основные виды операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов 6
3. Нормативная правовая база. 7
Заключение. 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат по банку.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский Государственный  Политехнический университет

Кафедра управления в социально-экономических  системах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Основы банковского дела

на тему: «Основные виды операций по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 4242/1

_________________     А.П. Дроздова

_________________  Е.В. Романченко

            Проверил профессор:

            __________________     М.В. Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание 

 

Введение 3

1. Расчетно-кассовые операции банков 4

2. Основные виды операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов 6

3. Нормативная  правовая база. 7

Заключение. 15

Список литературы 16

 

 

Введение

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной  деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать  как наличную, так и безналичную  форму. 

Выбор клиентом банка для  кассового обслуживания обязывает  банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые  должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с  банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение  о целесообразности дальнейшего  сотрудничества с банком, о степени  обоснованности установленных банком тарифов на кассовые услуги. Организация  кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка. 

Учёт кассовых операций в  банке имеет существенные особенности  – по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации  учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учётной  документации, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам.

Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю за совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных решений, для контроля за движением денежных средств, доходами и расходами банка.  

Эффективность руководства  деятельностью коммерческого банка  полностью зависит от способности  вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную  экономическую информацию. Далеко не у всех банков организация учетного процесса кассовых операций совершенна. 

 

  1. Расчетно-кассовые операции банков

Расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и  физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. 

Совокупность всех платежей, опосредующих движение стоимости в  денежной форме между финансовыми  и нефинансовыми экономическими субъектами в экономическом обороте  страны, представляет собой денежный оборот, его основная часть -платежный оборот, в котором деньги используются для погашения обязательств, то есть функционируют в качестве средства платежа, и который осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Преобладает безналичный платежный оборот, то есть движение денег осуществляется в виде записей по счетам клиентов в кредитных организациях. В процессе движения деньги постоянно переходят из безналичной формы в наличную и обратно.

Банки являются основой и  исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, а также сами создают платежные  средства. В соответствии с российским законодательством все организации, независимо от формы собственности, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков, а безналичные  расчеты проводятся юридическими и  физическими лицами через банки, в которых они открыли соответствующие  счета. Клиентам банки открывают  расчетные и текущие счета, а  другим коммерческим банкам - корреспондентские  счета.

Расчетно-кассовые операции банков, включающие в себя открытие и ведение банковских счетов юридических  и физических лиц, являются для банков очень важным и выгодным видом  деятельности. 

Привлечение юридических  и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними деловые связи так, что  взаимоотношения по расчетно-кассовому  обслуживанию в дальнейшем могут  перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и так  далее. Отношения, построенные таким  образом, являются весьма прочными, так  как банк и клиент хорошо знают  и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами. Средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, то есть обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.  Также, осуществляя расчетно-кассовые операции, банки обеспечивают функционирование предприятий, производят налоговые платежи и перечисления во внебюджетные фонды.

При открытии расчетного (текущего) счета банк заключает с клиентом договор расчетно-кассового обслуживания. Договор на расчетно-кассовое обслуживание - договор между коммерческим банком и клиентом, определяющий порядок функционирования соответствующего расчетного счета.  В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

  • ведение счета клиента, то есть зачисление на счет поступающих на имя клиента и от него самого денежных сумм, списание денежных средств по распоряжению клиента;
  • расчетное обслуживание клиента;
  • кассовое обслуживание клиента, то есть прием от него наличных денежных средств для зачисления их на банковский счет или списание со счета и выдача наличных денег клиенту;
  • обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента; проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению; 
  • обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;
  • выдавать клиенту выписки с его счета.  
    Проведение безналичных расчетов и кассовое обслуживание клиентов осуществляются через расчетно-кассовые подразделения банков.

Для кассового обслуживания клиентов в банке создается кассовый узел -специально оборудованное помещение банка. Кассовый узел обеспечивает выдачу, прием, обработку и сохранность денежной наличности.

Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют операционной кассой. В ее состав входят приходно-расходные, приходные и  расходные кассы, кассы пересчета  и размена денег, вечерние кассы. Для подкрепления операционных касс банк может получить в специальном  подразделении Центрального банка - расчетно-кассовом центре (РКЦ) - по денежному  чеку наличные деньги, при этом соответствующая  сумма списывается с корреспондентского счета банка в РКЦ. В свою очередь, выдача денег из касс банка осуществляется также на основе денежных чеков и  расходных кассовых ордеров.

Организации, имеющие наличную денежную выручку, каждый вечер инкассируют  ее в учреждениях банка, где она  зачисляется на их расчетный счет. При этом наличные деньги превращаются в безналичные. В кассе организация может иметь ограниченное количество наличных денег.

Государство стремится ограничить налично-денежный оборот для юридических  лиц в целях снижения издержек обращения, повышения эффективности  национальной экономики и собираемости налогов, а также в других целях. Поэтому для хозяйствующих субъектов  установлен лимит наличных денег  в кассе.

Лимит кассы организации  определяется по согласованию с банком, осуществляющим кассовое обслуживание, при этом банкам вменяется в обязанность  осуществлять контроль кассовой дисциплины клиента. Порядок и сроки инкассации наличной денежной выручки организаций, порядок расчета лимита кассы  регулируются Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14-П «Об организации налично-денежного  обращения в РФ».

Банк, в свою очередь, сдает  излишки денежной наличности в расчетно-кассовый центр Банка России, там они  зачисляются на корреспондентский  счет банка в РКЦ. Предельный остаток  денег в операционной кассе определяется банком по согласованию с соответствующим  территориальным управлением ЦБ РФ. Этот предельный остаток соответствует  внутримесячной потребности банка в кассовых ресурсах.

Все операции по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов производятся в  соответствии с законодательством  РФ, инструкциями и правилами Центрального Банка РФ.

  1. Основные  виды операций по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов

Как уже было сказано выше, расчетно-кассовые операции - это ведение счетов юридических и  физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Таким образом клиентом банка может быть как физическое, так и юридическое лицо. 

Основными видами операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов являются

1. Открытие и ведение банковских  счетов в рублях и иностранной  валюте; 

2. Безналичные переводы денежных  средств, находящихся на счетах  Клиентов; 

3. Срочное исполнение всех платежей, поступивших в Банк в течение  операционного дня;

4. Выдача наличных денежных средств; 

 5. Пересчет и проверка денежной наличности; 

6. Доставка разменной монеты; 

7. Инкассация денежных средств  и ценностей; 

Для каждого вида операций по расчетно-кассовому  обслуживанию заключается договор, в котором указан предмет договора, порядок оказания услуги, права и  обязанности банка и клиента, тарифы, ответственности сторон и  прочие условия договора. 

Следует отметить особенности учета  наличной иностранной валюты.

Операции в иностранной валюте учитывают на всех балансовых счетах, где может согласно Правилам и  указаниям ЦБ РФ фиксироваться движение данной валюты. Синтетический учет операций в иностранной валюте ведут  только в рублевом исчислении. Что касается аналитического учета, записи в его регистрах производят в двойной оценке: в разрезе видов иностранных валют и в рублевом эквиваленте по официальному курсу ЦБ РФ.

В номер лицевого счета аналитического учета включается единый трехзначный  цифровой код валюты. По усмотрению банка аналитический учет валютных операций возможен в рублях по курсу  Банка России и в иностранной  валюте либо только в иностранных валютах.

3. Нормативная  правовая база.

Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми  и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение норм банковского права  – является не только непременным  условием функционирования кредитной  организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и  успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции  за работой коммерческих банков, а  также другие государственные органы разрабатывают и принимают к  исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок  расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России) [4], а непосредственно коммерческие банки – в соответствии с Федеральным  закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и  банковской деятельности» [7].

В рамках настоящей дипломной работы мы остановимся на основных нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению каждой кредитной организацией и обязательных к знанию, пониманию и всестороннему анализу всем банковским служащим.

Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ вводятся:

- понятия банковского вклада  и договора банковского вклада;

- оговорка прав на привлечение  денежных средств во вклады;

- форма договора банковского  вклада;

- виды вкладов;

- условия и порядок начисления  и выплат процентов на вклад;

- необходимость обеспечения возвратности  вкладов;

- распоряжение вкладом третьими  лицами;

- порядок заполнения и выдачи  сберегательных книжек и операций  со сберегательными (депозитными  сертификатами).

Информация о работе Основные виды операций по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов