Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Содержание работы

Основные задачи и методы управления финансами
Государственные органы управления финансами
Управление финансами на предприятии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Основные задачи и методы управления финансами.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

Кафедра «Финансов и кредита (кафедра ФиК)»

 

 

 

  

 

Реферат

 

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: «Управление Финансами в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                     студент группы  МД -11 Ф

                                                                                                     Кузнецова А.В.

Проверил:                                                                                    Беляева Е.С.

 

 

 

Курск 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Основные задачи и методы управления финансами……………..3
  2. Государственные органы управления финансами

    3. Управление финансами на предприятии

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные задачи и методы управления финансами

 

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в  любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие  группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые  отношения, государственные финансы  и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных  структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное  управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших  мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект  хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при  минимуме затрат помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается  в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной  деятельности.

Различают  стратегическое, или  общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов  субъектов Российской федерации  и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений  финансового характера, как при  стратегическом, так и при оперативном  управлении учитываются требования экономических и юридических  законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной  сферы.

Приоритетными задачами экономической  политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для  развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых  услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение  сбалансированности бюджетной системы  и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение  эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач  необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие  в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.

Финансовая система  представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической  формации.

Финансовая  система – совокупность различных  сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:

          Функциональное значение. Состоит  в выполнении каждым звеном  финансовой системы своих задач  (госбюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями  и населением; финансы предприятий  выражают отношения по созданию  и использованию денежных фондов  предназначенных для обеспечения  первичных потребностей общественного  воспроизводства).

           Единство финансовой системы  – предопределяется единой экономической  и политической основой государства.  Это обуславливает единую финансовую  политику, проводимую государством  через централизованные финансовые  органы и единые цели. Управление  всеми звеньями происходит на  основе единых законодательных  и нормативных актах.

           Территориальность – каждый регион  имеет свою финансовую систему  со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также отдельными группами и слоями населения. 

 Государственные  финансы – это отношения по  поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта (СОП) и части национального  богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере  государственных финансов выделяются звенья:

    • государственный бюджет;
    • внебюджетные фонды;
    • государственный кредит.

Государственный  бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Внебюджетные  фонды создаются федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.

По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в  три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются  на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое  обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

 Государственный  кредит функционирует в следующих  формах: государственные займы, гарантированные  займы. Государственные займы  осуществляются путем эмиссии  и размещения ценных бумаг,  получения иностранного кредита.  В форме условного государственного  долга выступают гарантированные  обязательства федерального правительства  под кредиты, получаемые органами  исполнительной власти субъектов  РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев  сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

  • федеральные финансы;
  • финансы субъектов РФ;
  • местные финансы.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода.

Финансы хозяйствующих субъектов можно  выделить в подзвенья:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансовые  отношения этих двух групп хозяйствующих  субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые  отношения предприятий состоят  из четырех групп:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
  • с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами