Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Содержание работы

Основные задачи и методы управления финансами
Государственные органы управления финансами
Управление финансами на предприятии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Основные задачи и методы управления финансами.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

От состояния  финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Основные методы и формы  управления финансами.

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и в каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

 Конкретными  методами и формами управления  финансами служат:

    • финансовое планирование;
    • прогнозирование;
    • программирование;
    • финансовое регулирование;
    • оперативное управление;
    • финансовый контроль;

Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста  доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении  средств между централизованными  и децентрализованными фондами.  

Финансовое  планирование является одним из важнейших  инструментов управления финансами.

Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой  результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры  для достижения целей в будущем.             Планирование на уровне государства  и его субъектов.

Финансовое  планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы  предполагает разработку комплекса  финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих  планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  стандартов на основе нормативов  финансовых затрат, а также в соответствии  с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов  Федерации, правовыми актами органов  местного самоуправления.

Наряду  с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться  и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в  сметах доходов и расходов. Эти  сметы представляют собой не что  иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном  и территориальном уровнях в  систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Для финансового  планирования особое значение имеет  та информация, которая дает представление  о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс  получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз - это вероятное  представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических  обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое  прогнозирование - это, прежде всего  обоснование финансовых планов, предвидение  финансового положения на тот  или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов  и их потребности  в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. Они позволяют  разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических  задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные  методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

  • методы экспертных оценок;
  • метод обработки пространственных и временных совокупностей;
  • методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
  • методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

          Выделяют различные типы финансовых  планов: стратегические и текущие,  краткосрочные и долгосрочные.

Стратегический  финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в  экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

  Текущие  финансовые планы разрабатываются  с учетом прогнозных тенденций  и в конечном итоге принимают  форму баланса доходов и расходов  предприятия, в котором отражаются  все стороны его предполагаемой  финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения  наивысшей рентабельности, сферы  наиболее эффективного вложения  ресурсов, источники финансирования  инвестиций и др.

Долгосрочные  и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного  планирования является определение  допустимых с позиции финансовой  устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение  постоянной платежеспособности предприятия.

Как уже  отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и тд.

Финансовое  регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Прямое  влияние на ход рыночных процессов  оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К косвенным  формам регулирования относится: косвенное  государственное налогообложение  и осуществление текущих государственных  расходов.

Одной из важнейших функций управления, в  том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый  контроль, с одной стороны –  одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими.

Финансовый  контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

 

  1. Государственные органы управления финансами

 

С позиции  практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий  по организации соблюдения финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и  управления, а также оценку эффективности  финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими  словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности  тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

          Конечные цели всех видов финансового  контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой  дисциплины, повышения эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же  время задачи и, соответственно, функции  государственного и  негосударственного финансового  контроля различны.

Если  главной задачей финансового  контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства  посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности   использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение  достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом  финансового контроля являются распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают  различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей  являются расчетными, что обуславливает  необходимость проверки достоверности  и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность  Финансового контроля зависит как  от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими  налогоплательщиками в России  связан не только с противоречивостью  российского законодательства в  финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным  ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В государственном  управлении финансами участвуют  законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования  финансовой деятельности государства.

Президент Российской Федерации как глава  государства: обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах, налоговой системе, определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и т. д.

Федеральное Собрание Российской Федерации —  парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы, — рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы:

    • о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты,
    • о выпуске государственных займов,
    • об изменении финансовых обязательств государства,
    • о федеральном бюджете,
    • о государственных внебюджетных фондах.

Общее руководство  организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Его основными функциями является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере: бюджетной деятельности, налоговой деятельности, страховой деятельности, валютной деятельности, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами