Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Содержание работы

Основные задачи и методы управления финансами
Государственные органы управления финансами
Управление финансами на предприятии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Основные задачи и методы управления финансами.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении:

  • Федеральной налоговой службы,
  • Федеральной службы страхового надзора,
  • Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
  • Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • Федерального казначейства, а также контроль над исполнением
  • Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
  • Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:
  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
  • контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
  • контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
  • контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
  • контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов,
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная служба страхового надзора осуществляет
  • функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет следующие функции:

    • контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере,
    • валютный контроль.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное казначейство осуществляет следующие  правоприменительные функции: обеспечение исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами.

Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются: взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, осуществление мер по их принудительному взысканию.

Управление  рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы: осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг, обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации, контроль и надзор за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.

Особое  место в системе управления финансами  со стороны органов власти принадлежит  Счетной палате Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации в своей  деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями —  выполняет контрольные, экспертно-аналитические  и информационные функции — и  подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.

Основными задачами, которые выполняет Счетная  палата Российской Федерации, являются: контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, регулярное представление информации о ходе исполнения федерального бюджета, полученной в ходе проводимых контрольных мероприятий, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации.

Сфера осуществления  полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает: государственные органы Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том числе финансово-кредитные организации и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.

Основной  формой контроля со стороны Счетной  палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах  которых поступает в Совет  Федерации и Государственную  Думу Российской Федерации. При выявлении  нарушения законов, которые предусматривают  уголовную ответственность, Счетная  палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.

Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой  организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено  в указанный в нем срок.

В ведущих  зарубежных странах основными органами государственного управления финансами  являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового  контроля.

 

  1. Управление финансами на предприятии

 

Финансовый  механизм – это пять взаимосвязанных  элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования  финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное  и информационное обеспечение.

Финансовые  методы – это способы воздействия  финансовых отношений на хозяйственный  процесс, которые действуют в  двух направлениях:

  • по линии управления движением финансовых ресурсов;
  • по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

 Воздействие  на рыночные отношения обусловлено  тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом – это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Цель  применения коммерческого расчета  в самом общем виде – получение  максимальной прибыли при минимальных  затратах, хотя в разные периоды  деятельности предприятия цели могут  изменяться. В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности обозначают термином input-output. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые  рычаги – это приемы действия финансовых методов.

Правовое  обеспечение функционирования финансового  механизма включает законодательные  акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др. Информационное обеспечение – это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает определять ситуацию на рынках. Информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал организации.

Финансовые  ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия  и предназначенные для осуществления  текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Финансовые  ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные  группы источников на основе права  собственности: собственные и чужие  денежные средства. Возможна более  детальная классификация: собственные  и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке  перераспределения.

К собственным  источникам финансирования относятся:

  • амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;
  • привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;
  • отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;
  • суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;
  • средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе;
  • благотворительные взносы и пр.

 На  долю собственных средств в  общих источниках финансирования, приходится в настоящее время  около 80% всех направляемых средств.  Основным источником инвестирования  в составе внутренних средств  является амортизация, ее доля  превышает 70%.

К внешним  источникам финансирования относятся:

ассигнование  государственных (федерального, субъектов  федерации) и местных бюджетов, различных  фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе:

  • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;
  • различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);
  • кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.

 Привлечение  кредитных ресурсов расширяет  возможности предприятия, способствует  росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала  получило название эффекта финансового  рычага, проявляющегося в приращении  рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию  кредита, несмотря на его платность.

 Плечо  рычага – это соотношение между  заемными и собственными средствами. Заемный капитал подразделяется  на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а свыше года – к долгосрочному.

 Выделяют  коммерческий кредит и банковский  кредит.

Коммерческий  кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика. Получение такого рода кредита, главным  образом для малых предприятий, создает определенные выгоды, особенно если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа 30 дней поставщик может предоставить скидку в 2% от стоимости платежа.

 

 

 

 

Задача

 

Задача: Рассчитайте коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки и длительность одного оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта и сделайте выводы. Данные приводятся в таблице.

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Выручка то реализации продукции, тыс. руб.

26100

29700

Количество дней анализируемого периода

90

90

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

9860

10230

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами