Основы банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное изучение, развитие проблем и перспектив банковской системы Российской Федерации.
Таким образом, для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи:
Изучить сущность и принципы организации банковской системы России;
проанализировать роль и значение Банка России в банковской системе РФ;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы банковской системы
Понятие и структура банковской системы .……………………………….....4
Виды банковской системы ……………………………………………………6
Роль банковской системы в экономике страны ………………………………9
Глава 2. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ
Роль ЦБРФ в развитии и укреплении банковской системы РФ …………..13
Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ на совершенном этапе ………………………………………………………………………………….17
Заключение ...........................................................................................................21
Библиография ………………………………………………………………….......22
Приложения …………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

- бюджетной системой

- налоговой системой

- системой ценообразования.4

С 1998 г. началось создание коммерческих банков и на сегодняшний день в России уже сформирована двухуровневая банковская система, постепенно наполняется рынок финансовых услуг, начинают развиваться элементы конкуренции между финансово-кредитными институтами.

Среди характерных черт, присущих банковскому сектору российской экономики на сегодняшний день, можно выделить следующие :

  1. достаточно большое число кредитных институтов. В первые 5-6 лет функционирование рыночной банковской системы наблюдался исключительно интенсивный рост числа КБ.
  2. Концентрация активов у крупнейших банков. По состоянию на 1июля 2009г. на 50 крупнейших по активам банков приходилось 76,6% совокупных активов банковской системы, 79,5% от общих кредитов предприятиям и организациям, при 66,7% от общей суммы средств, привлеченных банком от организаций и предприятий.
  3. Неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка.
  4. Внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организациях. Причинами этого является достаточно высокая прибыльность банковской деятельности. Особенно активно процесс шел в середине 90-х годов. Однако и сегодня небанковские учреждения – инвестиционные институты, страховые компании и т.д.- играют заметную роль предоставления финансовых услуг физическим и юридическим лицам.
  5. Локальный характер банковских рынков.5

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, существенно  повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Коммерческие банки  наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными  организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство.

В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий, цехов, внедрение передовой техники и технологий, организация выпуска всевозможных товаров и изделий. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами.

Коммерческие банки  вправе финансировать затраты, связанные  с инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные валютные операции, конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело - функция коммерческих банков. Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам.

Центральный банк фактически выполняет часть государственных  функций по регулированию экономики. Центральный банк регулируют кредитную эмиссию. С помощью этого механизма центральный банк страны получает возможность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции.

Перед Правительством Российской Федерации и Банком России стоит  задача снижения инфляции, что соответствует  основным параметрам сценарных условий  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года.

Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой  инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями.

Динамика регулируемых цен и тарифов также учитывается  Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут  ориентироваться на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.6

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

    1. Роль ЦБРФ в развитии и укреплении банковской системы РФ

Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности:

      • Во – первых, эта система – регулируемая(причем наряду с саморегулированием в условиях функционирования третьего типа кредитных отношений имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка);
      • Во – вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня назывались – эмиссионными. Однако к настоящему времени их функции значительно расширились, поэтому в теории и на практике стало употребляться понятие «центральный банк».

Основными функциями  Центрального банка являются:

    1. денежно – кредитное регулирование экономики;
    2. эмиссия кредитных денег;
    3. контроль за деятельностью кредитных учреждений;
    4. аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
    5. кредитование коммерческих банков (рефенансирование);
    6. кредитно-расчетное обслуживание правительства;
    7. хранение официальных золотовалютных резервов.7

 

На рис.1приведена структура банковской системы Российской Федерации

 

Рис.1 Структура банковской системы России

 

Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка — и производители, и потребители, и посредники.

В условиях рыночной экономики  или перехода к ней государственное  регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать главные цели:

  • создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
  • поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
  • осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
  • выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
  • добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных  и некоторых других целей и  задач представляет собой необходимое  условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.

Система Центрального банка РФ , которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что  ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой — в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.

Имея мощную структуру, ЦБРФ реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный  статус ЦБ РФ в соответствии с новым  Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

    • качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
    • желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
    • качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость  ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

    1. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ на совершенном этапе

Информация о работе Основы банковской системы РФ