Основы организации бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2000 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;

Содержание работы

- Введение……………………………………………………………………………… 1 стр
- Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии……. 2 стр
- Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня……. 3 стр
- Перспективный финансовый план его цель и содержание…………………. 7 стр
- Порядок составления проекта федерального бюджета и внесение его в Государственную Думу……………………………………………………………….. 8 стр
- Анализ перспективного финансового плана на 2010, 2011,2012 год, его структура и динамика……………………………………………………………………………… 19 стр
- Заключение......................................................................................................... 29 стр
- Список используемых источников………………………………………………... 32 стр

Файлы: 1 файл

курсовая финансы2.docx

— 84.42 Кб (Скачать файл)

Анализ  доходов

Проведем  сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Рассмотрим таблицу №1.

 

Таблица №1 – Доходы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Доходы федерального бюджета

2010г

2011г

Отклонение

2012г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удель-ный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удель-ный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том  числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

 

Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход  от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и  газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2010 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2010 год 2 383,11 млрд. руб., к 2012 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

Необходимость регулирования этого  показателя заключается в специальном  режиме управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

 

Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2010-2012 годы


 

В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие  изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2012 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2011 году. ,

Перейдем  ко второй части федерального бюджета  – расходы.

Анализ  расходов

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее  в таблице №2.

 

Таблица №2 – Расходы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Расходы федерального бюджета

2010г

2011г

Отклонение

2012г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

828,78

12,61%

899,84

12,08%

71,06

-0,54%

963,10

11,90%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

509,10

7,75%

566,74

7,61%

57,64

-0,14%

596,19

7,37%

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

521,84

7,94%

642,61

8,62%

120,77

0,68%

693,51

8,57%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

702,32

10,69%

789,62

10,60%

87,30

-0,09%

528,55

6,53%

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

54,56

0,83%

56,29

0,76%

1,73

-0,07%

51,86

0,64%

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9,33

0,14%

10,21

0,14%

0,88

0,00%

10,96

0,14%

ОБРАЗОВАНИЕ

307,20

4,68%

313,64

4,21%

6,44

-0,47%

339,85

4,20%

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

83,81

1,28%

73,01

0,98%

-10,80

-0,30%

67,58

0,84%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

211,69

3,22%

245,22

3,29%

33,53

0,07%

295,36

3,65%

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

270,86

4,12%

342,67

4,60%

71,81

0,48%

396,54

4,90%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2281,56

34,73%

2423,12

32,52%

141,56

-2,21%

2720,97

33,63%

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

0,00

0,00%

186,30

2,50%

186,30

2,50%

404,50

5,00%

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

789,25

12,01%

901,88

12,10%

112,63

0,09%

1021,00

12,62%

ВСЕГО

6570,30

100,00%

7451,15

100,00%

880,85

 

8089,97

100,00%


 

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2010 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2011) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2012 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2010 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

 

Диагр.1 Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении Диагр.2 Межбюджетные трансферты в относительном выражении

Это свидетельствует о  финансировании бюджетов субъектов  РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные  трансферты» характеризуются следующими данными:

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2010 г

2011 г

2012 г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Всего:

2 281,56

100,00%

2 423,12

100,00%

2 720,97

100,00%

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

375,54

16,46%

392,67

16,21%

411,07

15,11%

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90%

300,74

12,41%

234,25

8,61%

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

163,74

7,18%

175,97

7,26%

191,01

7,02%

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06%

37,83

1,56%

43,86

1,61%

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

1 355,34

59,40%

1 515,90

62,56%

1 840,79

67,65%




 

Таблица 2.1 Состав и структура  межбюджетных трансферт

 

      Диагр.3 Доля расходов федерального бюджета на 2010 год Диагр.4 Доля расходов федерального бюджета на 2012 год


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,68 %. В  динамике этот показатель падает, к 2010 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией  национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы  учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных  учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования  студентам, высшего образования, а  именно увеличение бюджетных мест.

Раздел  социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что  в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2011 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»).

 

 

Таблица №2.2 Состав и структура статьи «социальная  политика»

Подразделы

Проект бюджета

2010

2011

2012

Пенсионное обеспечение

80,3

81,7

80,6

Социальное обслуживание населения

1,5

1,3

1,3

Социальное обеспечение населения

17,8

16,7

17,8

Прикладные научные исследования в области социальной политики

 

0,1

 

0,0

 

0,0

Другие вопросы в области  социальной политики

0,4

0,3

0,3

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0


 

 

Заключение

 

На  основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Бюджетный процесс рассматривается как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением

2. В систему органов, обладающих  бюджетными полномочиями, входят  финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

3. Бюджетное законодательство формируется  на трех уровнях бюджетной  системы РФ. Соответственно строится  вертикальное распределение компетенции  между уровнями власти: федерального, субъектов федерации, органов местного самоуправления.

4. Бюджетный процесс охватывает  четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

5. Участниками бюджетного процесса  являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Каждый из участников бюджетного процесса наделен своими правами и обязанностями.

6. Проекты бюджетов составляют  органы исполнительной власти - Министерство  финансов РФ, финансовые органы  субъектов РФ и муниципальных  образований, применяя ряд макроэкономических  показателей. Для составления  проекта бюджета необходим ряд  условий, в том числе налоговое  законодательство, нормативы отчислений  от собственных и регулирующих  доходы бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ и др.

7. Проекту бюджета предшествует  ряд социально-экономических и  финансовых документов: - прогноз  социально-экономического развития  соответствующей территории на  очередной финансовый год; - основные  направления бюджетной и налоговой  политики; - прогноз сводного финансового  баланса соответствующей территории  на очередной финансовый год.  Одновременно с проектом бюджета составляются: прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального секторов экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год; оценка потерь

Информация о работе Основы организации бюджетного процесса в РФ