Основы организации финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 12:05, лекция

Описание работы

1. Цели, задачи и принципы финансового контроля
2. Классификация финансового контроля
3. Методы и способы финансового контроля

Файлы: 1 файл

Tema_4.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Основы организации финансового контроля

План:

1. Цели, задачи и принципы  финансового  контроля

2. Классификация финансового контроля

3. Методы и способы финансового контроля

 

 

Содержание лекции:

1. Цели, задачи  и принципы  финансового контроля

Для того чтобы иметь информацию, позволяющую делать выводы об эффективности финансового механизма и на этой основе намечать пути его дальнейшего развития и совершенствования, необходим финансовый контроль.

Финансовый контроль есть проверка специально созданными органами правильности соблюдения установленных форм финансовых отношений, а также изучение их положительных и отрицательных сторон с целью подготовки предложений для дальнейшего совершенствования.[12]

Финансовый контроль – это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом и также интересов управляющего субъекта, т.е. выступает одним из видов управленческой деятельности.

Задачи финансового контроля можно выразить в обеспечении:

1)   роста эффективности производства и расходования средств;

2)   соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

3)  правильности ведения бухгалтерского учета;

4)  правильности составления и исполнения бюджета;

5)   проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;

6)  выявление резервов роста финансовых ресурсов;

7)  правильность валютных операций.

Органы финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.[16]

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветви власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; 2) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля - необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролем ошибки в их деятельности. Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно- правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов. Принцип законности предусматривает следующее:

- качество нормативно-законодательной  базы финансового контроля и  законодательства в целом, отвечающее  требованиям демократичности общества, т.е. его соответствие целям общественного  развития, укрепления и наращивания  государственной финансовой базы;

- соблюдение норм права органами  финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы - акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля.

Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом.

Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы.

Третьи лица - это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

2. Классификация финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

1) Времени  проведения:

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

2) Субъектам  контроля:

- президентский;

- контроль  представительных органов власти  и местного самоуправления;

- контроль  исполнительных органов власти; контроль финансово- кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

3) Сфере финансовой  деятельности:

- бюджетный;

- налоговый;

- валютный;

- кредитный;

- страховой;

- контроль  за денежной массой и др.

4) Форме проведения:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансовой  деятельности;

- ревизии.

Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.

В ст. 2 Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля содержатся определения:

предварительный контроль – это проверка до осуществления административных и финансовых действий;

контроль по факту – это проверка после осуществления административных и финансовых действий.

В классификации форм финансового контроля, применяемой в РФ, контроль по факту – это последующий контроль, а предварительный – это текущий и собственно предварительный контроль.

Предварительный контроль в РФ осуществляется:

- Федеральным  Собранием РФ (Государственной Думой  РФ и Советом Федерации), Счетной палатой РФ, законодательными и представительными органами субъектов РФ, муниципальных образований, контрольно-счетными органами, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, - на этапах рассмотрения и утверждения соответствующего бюджета;

- Минфином  России, финансовыми органами субъектов  РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – при составлении проекта соответствующего бюджета и проектов бюджетных смет, рассмотрении, согласовании и утверждении заявок, расчетов и т.д.

Текущий контроль осуществляется Федеральным казначейством, Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований при исполнении бюджетных смет и бюджетов, в процессе совершения и учета финансово-хозяйственных операций, составления отчетов.

Последующий контроль осуществляется после завершения финансово- хозяйственных и учетных операций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Следует обратить внимание на ст. 1 Лимской декларации, в которой указано, что «контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования, которая должна вскрыть отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить возмещение причиненного ущерба или осуществить мероприятия по предотвращении таких нарушений в будущем».

Приведенная цитата свидетельствует о преимуществах предварительного контроля. В России наиболее полно проработаны и функционируют системы последующего контроля, а предварительный и текущий контроль имеют слабую базу методического обеспечения, нормативного правового регулирования, функционируют при отсутствии четко организованной системы, построенной на единых принципах.

Информация о работе Основы организации финансового контроля